Нетленный лама

В сентябре 2002 года, мир облетела сенсация. В Бурятии на сельском кладбище из могилы был извлечен лама, глава буддистов России, Дашо Доржи Итигелов, ушедший из жизни в 1927 году. Тело монаха за 75 лет не разложилось и не претерпело никаких изменений. Более того, у схимника наблюдается потоотделение, растут волосы и ногти. Наш корреспондент, лично отправился в Иволгинский дацан (монастырь),что в 30 километрах от Улан-Удэ.

Сам монастырь расположен посреди степи. С четырех сторон от людских глаз его окружает горная гряда. Несмотря на то что республиканский центр, расположен совсем близко, да и трасса в Улан-Удэ, проходит невдалеке, городские жители объезжают стороной это место, так как бытует мнение что здесь обитают шаманы.

Это неудивительно, ведь уже при подъезде к дацану, на кустарниках висят разноцветные платочки, которые как считается хранят души умерших монахов. Во внутреннем дворе монастыря, который окружен обычным деревянным забором, стоит несколько пагод, отчего создается впечатление что это не Россия, а в лучшем случае Китай. В одном из таких храмов и покоится тело нетленного Ламы.

«Уже сам факт появления Даша-Доржо на земле является загадкой» – говорит руководитель проекта по изучению феномена Итигелова доктор исторических наук, профессор РГГУ, Галина Ершова «Девятилетним мальчиком, будущий монах явился наниматься на работу к одному из местных фермеров, держа в одной руке посох, а в другой череп.

У буддистов это считается сакральным символом. До 15 лет Итигелов пас овец, а повзрослев сам добрался до Анинского дацана, что в Бурятии, где 20 лет постигал буддизм». Став просвещенным монахом, Дашо-Доржи, занимался медициной и философией, обретя славу известного на всю Россию целителя. Легенды гласят что монах мог, как и Христос спокойно ходить по воде. В 1911 году Итигилов был избран Пандито Хамба Ламой буддистского духовенства России.

При жизни схимник пользовался очень большим уважением, и был близким знакомым Императора Николая II. Самодержец даже разрешил ламе отрыть в Петербурге буддистский храм. После Октябрьской революции, Итигелов предвидя репрессии сложил с себя полномочия духовного лидера, и удалился в родной дацан. Не задолго до своего ухода, предвидя уничтожение духовенства, лама призвал своих сторонников покидать страну Советов.

А на вопрос почему он сам не уезжает отвечал «Меня они не успеют взять». Летом 1927 года, монах собрал своих последователей, объявил что уходит, и начал готовится к смерти. Перед этим Итеголов велел своим ученикам через 6 дней похоронить его в кедровом коробе. «Я к вам вернусь через 30 лет, тогда вы меня откопайте» – сказал на прощание схимник. Затем лама начал медитировать. На седьмой день голова Хамбо-ламы опустилась на грудь.

Это был сигнал ученикам, что сознание великого учителя переселилось в Нирвану. Монахи вскрыли могилу как велел учитель в 1955 году. Тело Итигелова оставалось без изменений. Сменив одежду схимнику, его закопали обратно. Вновь Хамба Лама был извлечен в 1973 году. Убедившись в сохранности тела, и проведя необходимые обряды, его опять закопали. Окончательно монаха подняли в 2002 году.

При эксгумации присутствовали представители органов власти и судебно-медицинской экспертизы. Мощи буддистского святого не были тронуты временем. «Мы внимательно осмотрели тело ламы, составили, как положено, протокол, подписали его» – говорит заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы доктор медицинских наук профессор Виктор Звягин «Тело находится в таком состоянии, словно он умер совсем недавно. Подвижность суставов, тургор кожи – все соответствует параметрам человека, умершего, может быть, день-два назад. Всякая фальсификация исключена. не только потому что верующие сочли бы это святотатством, но и потому что мы имели возможность сравнить свои наблюдения с материалами двухлетней давности, когда была произведена эксгумация. Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись.

Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили. Из Акта наружного осмотра эксгумированного трупа Дашо-Доржи Итигелова, проведенного в помещении Иволгинского дацана: «Кожные покровы тела светло-серого цвета, сухие, податливые при на нажатии на них пальцами. Мягие ткани трупа эластичны, подвижность в суставах сохранена. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, не обнаружено».

После проведения исследования частиц кожи, ученые пришли к сенсационным выводам. Клетки ламы не только не умерли, но и продолжают делиться. Иными словами, скорее всего все жизненные процессы в теле монаха продолжаются, только они замедленны в миллионы раз. «В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай такой сохранности тела» – утверждает Звягин «Конечно известны случаи мумификации и бальзамирования тел. Например в Петербурге это было модным в конце XIX века.

Николай Пирогов сам приготовил раствор для хранения своего тела, которое более 120 лет сохраняется под Винницей. Но для этого, внутренние органы извлекались, и применялись специальные химические вещества. Не редкость обнаружения тел в вечной мерзлоте, но они быстро распадаются при соприкосновении с внешней средой». В настоящее время Даши-Доржо Итигелов, находится Иволгинском дацане–центре российских буддистов, что расположен в 30 километрах от Улан-Удэ.

Журналистов, к телу ламы не допускают. Наш корреспондент был одним из немногих, кто был допущен к телу монаха. Красивое здание пагоды очень смотрится на фоне таежных сопок. Что бы попасть в храм, его надо обойти по часовой стрелке, такова традиция. Внутри, все очень похоже на православную церковь, только вместо икон всевозможная буддистская символика. В центре, установлена огромная статуя Будды. Я с монахом-провожатым поднимаюсь по лестнице на самый верх здания, напоминающего мансарду. Это место считается у буддистов святая-святых, и туда пускают только избранных. В самом центре, в стеклянном саркофаге покоится тело Хамбо-Ламы Дашо-Доржи Итигелова. Монах сидит в позе лотоса. Кожа у схимника коричневатого цвета, глаза закрыты.

По поверию, нужно загадать желание и прикоснуться к телу. Несмотря на то что, в помещении было довольно холодно, при моем прикосновении, руки у ламы были теплыми. На лбу проступили капельки пота. Увидев мое удивление, монах сопровождающий меня говорит «Вы бы видели реакцию Рашида Нургалиева, когда он приезжал сюда.

Дотронувшись до учителя тому показалось что сердце Дашо-Доржи бьется. Кстати после возвращения Нургалиев был назначен министром внутренних дел». «Поклониться телу Итигелова сейчас едет вся российская и зарубежная элита» – говорит нынешний глава буддистов Хамба Лама XXIV Дамба Аюшеев «Здесь был и Чубас, и Шойгу, специально приезжал Ричард Гир. Но мы стараемся сюда допускать как можно меньше народу, что бы не делать из Даша-Доржо музейный экспонат. Итигелов ушел не для этого, он хотел своим примером дать силу и веру его последователям». Несмотря на то что официальная буддистская церковь отрицает возможность возвращения души ламы в тело, многие монахи считают Дашо-Доржи при желании может ожить. Кстати примерно такой же точки зрения придерживается и Тибетский Далай-Лама. Бурятское чудо хранит много тайн. Наука пока не в состоянии объяснить феномен Итигелова. А может это и правильно? Пусть чудо остается чудом.