Фил Сач заболел в октябре 2000 года. Это было страшным ударом, так как пять лет назад от той же болезни умерла его мать. Вот как он описывает свою жизнь: "За последний год болезнь жестоко со мной обошлась. В июне мне стала необходима инвалидная коляска, в октябре отнялись руки, а к Рождеству я уже еле могу говорить". Он продолжает: "Я прожил яркую, хотя и короткую жизнь, и не хочу закончить свои дни, медленно превращаясь в развалину. Мистер Сач стал активным сторонником эвтаназии, выступая против законов Соединенного Королевства, запрещающих добровольный уход из жизни.
Впервые термин эвтаназия (от греч. euthanasia, eu - хорошо, thanatos - смерть), был употреблен в 17 веке, английским философом Фрэнсисом Бэконом. Широко эта проблема стала обсуждаться с середины 50-х годов, когда доктор Джек Геворкян опубликовал в печати ряд статей, в которых призывал безболезненно лишать жизни преступников, приговоренных к смертной казни, а их тела использовать для научных опытов, отдельные органы для пересадочных операций. Позднее, став свидетелем бессмысленно-жестоких самоубийств, Геворкян пришел к мысли, что отчаявшимся, безнадежно больным людям, решившим покончить с жизнью, необходима в этом помощь. От словесных и газетных выступлений Геворкян перешел к делу и запатентовал свое изобретение, названное впоследствии журналистами “машиной смерти”. С помощью этого приспособления в виде капельницы можно быстро и безболезненно умерщвлять людей. В аппарате было предусмотрено и специальное устройство для прерывания процедуры в случае, если доброволец неожиданно изменит свое решение. После долгих препирательств одна из "желтых" газет все-таки решилась опубликовать объявление Джека Геворкяна примерно такого содержания: "Если вы решили умереть и хотите это сделать безболезненно, я подарю вам легкую смерть". В 1976 году Верховный суд Калифорнии вынес решение, дающее больным право оказаться от лечения, поддерживающего жизнь. Не проводится реанимация, если человек заблаговременно высказался против нее.
Как относятся к этому медики? По-разному. Две трети французских врачей одобряют добровольный уход в случае мучительной и неизлечимой болезни. В Голландии эвтаназию официально применяют врачи и не преследуются за это по закону. Но общественность Швеции, Германии, Италии, Бельгии, Англии настроена решительно против эвтаназии. За ее использование предусмотрена мера наказания – смертная казнь. В Бельгии, где добровольный уход из жизни разрешен законом, эвтаназию отныне будут преподавать студентам-медикам. Самое интересное, что сам Папа Римский Иоанн Павел II осудил искусственное продление жизни при онкологических заболеваниях. Выступая на Конгрессе врачей в Риме, он заявил, что использование радикальных медицинских средств для поддержания жизни является не только бессмысленной мерой, но и проявлением неуважения к пациенту. По мнению понтифика, больные не должны питать иллюзий и надеяться на всесилие медицины. Человек не должен переходить определенные границы.
Как это обычно бывает, в нашей стране эта проблема приобрела уголовный характер. В суде г. Белая Калитва Ростовской области два года назад был осужден Н. за убийство своей парализованной матери. Ухаживая за ней, он узнал от врачей, что вылечить мать они не могут, и предложил ей прекратить мучения. Заручившись ее согласием, он пытался ее задушить руками, когда же это не удалось, кухонным ножом несколько раз нанес ей проникающие ранения в грудь. На суде заявил, что знает об эвтаназии, и решил ее применить, так как "пока врачи обсуждают - люди страдают". Другой не менее драматичный случай произошел в одном из городов российской глубинки. Районной прокуратурой было возбуждено уголовное дело по поводу убийства матерью в целях эвтаназии своего 19-летнего сына. После термических ожогов лица, дыхательных путей и обеих рук, которые пришлось ампутировать, раны на его лице не заживали, кости лица оголялись, он полностью ослеп. Боль изнуряла парня днем и ночью, он постоянно терял сознание. Лечение не помогало. Мать - врач по профессии, ухаживая за ним, постоянно испытывала муки от беспомощности, так как обезболивающие препараты не помогали, а сын одолевал ее просьбами помочь ему уйти из жизни, которая стала для него невыносимой. Однажды мать поддалась на уговоры, дала согласие и услышала от него слова благодарности. Она написала завещание и, введя сыну смертельную инъекцию, сама попыталась покончить собой, приняв горсть таблеток снотворного. Ее спасли, и прокуратура возбудила уголовное дело за умышленное убийство, однако после расследования, вследствие психического расстройства подозреваемой, дело прекратили.
Врач В. Соколов, достаточно четко выразил свое отношение к эвтаназии "Если врач, по любым соображениям, способен лишить жизни другого человека – его немедленно следует лишать диплома, ибо он превратился в свою противоположность, в убийцу. Нельзя также забывать, что врачи тоже люди, а человеку свойственно поддаваться соблазну. Если врач способен убить человека в его интересах, то, получив право убивать законно, почему он не может это сделать в своих собственных? Врачу, наделенному правом убивать, рано или поздно люди перестанут доверять свою жизнь. И, таким образом, общество лишится своей медицины".
"На настоящий момент, ясно одно, наше общество к эвтаназии не готово" - считает профессор Горовский "Впрочем, трудно сказать, что какое-то другое общество может быть к этому готово. Для примера можно взять ситуацию с больным, сто лет назад. В 19 веке, безнадежно больной просто бы тихо помер, отдав душу Господу, а сейчас бы он дышал через аппарат искусственного дыхания, сердце бы билось через аппарат искусственного сердца, почки бы работали с помощью соответствующего агрегата и т.д. А за пределами реанимации люди спорили о том, что с ним дальше делать".
На самом деле во всех цивилизованных странах эвтаназия применяется независимо от того, разрешена она законом или нет. По данным Американской медицинской ассоциации, в больницах США ежедневно умирает 6 тысяч человек, большая половина которых уходит из жизни добровольно с помощью медперсонала. В отделении интенсивной терапии госпиталя Сан-Франциско у 5% больных (что составило около половины умирающих) отключалась система жизнеобеспечения. Интересно то, что это решение принимал врач с семьей пациента, в то время как общепринятым обязательным условием эвтаназии является информированное добровольное решение самого больного.
Между тем в стране туманного Альбиона, где самые суровые законы в отношении эвтаназии, подобная проблема решается с помощью хосписов, в которых пациенты чувствуют, что живут полноценной духовной жизнью, а не доживают свой век в страшных муках. Хоспис - поистине действенная альтернатива эвтаназии. Пациент хосписа окружен таким вниманием и заботой, о котором можно только мечтать, он - главная фигура этого учреждения, ему во все идут навстречу, стараясь предугадать малейшее его желание. Здесь царит удивительно доброжелательная и доверительная атмосфера, которая позволяет пациенту чувствовать себя комфортно. Хоспис никогда не отнимает у них надежду выздороветь. Шанс всегда есть - возможны ошибки в постановке диагноза или случаи невероятного самоисцеления организма. Если даже все надежды рухнули, остается последняя - на достойное завершение жизненного пути.
Право на жизнь, данное человеку в силу его рождения на Земле, не может быть оторвано от его права на достойную смерть. Кто-то сказал "Страшнее ошибки в каком-то конкретном случае может быть только мнение, правильное сегодня, но ошибочное завтра. Это та ошибка, которую нельзя обнаружить в настоящем". Эти мудрые слова можно полностью отнести и к проблеме эвтаназии. Решение ее - задача общая - врачей и юристов, философов и богословов, одним словом, ученых всего мира, в том числе и российских. Последнее же слово всегда должно оставаться за законом.