На российском рынке реализуется продукция недружественного "Фармака", который спонсирует украинскую армию. При этом вице-премьер Правительства России Денис Мантуров смотрит на ситуацию "сквозь пальцы".
Продолжает тянуться скандальная история о работе на территории России украинской фармацевтической компании "Фармак", принадлежащей сестре украинского политика Павла Жебривского и открыто ведущей антироссийскую политику.
В редакцию The Moscow Post поступила очередная порция документов, свидетельствующая об игнорировании сигналов SOS со стороны информаторов – Минфином и Минпромторгом.
В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.
Из Украины – с пожеланиями "крепкого здоровья"
The Moscow Post ранее писал о компании – в 2021 году нам впервые поступили сведения о её незаконной деятельности на территории России. Хотя фактически всё началось еще лет восемь назад.
Фирма была внесена в санкционный список на основании постановления Правительства РФ в 2014 году. 22 октября 2018 года она снова попала в указ Президента России Владимира Путина № 592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации".
Медикаменты производства "Фармак" реализуются на основании документов, оформленных до издания указа Президента РФ № 592 от 22.10.2018. Фото: rigla.ru
Конечный бенефициар фирмы - Филя Ивановна Жебровская, гражданка Украины. Она - родная сестра известного украинского политика, депутата Верховной Рады Павла Жебривского (фамилию поменял видимо во избежание распространения информации о родстве).
Последний известен своими антироссийскими высказываниями. Именно он был главой Донецкой военно-гражданской областной администрации в течение трех лет – с 2015 до 2018 годы (речь в данном случае идет о той части Донбасса, которая не относилась к ДНР и находилась под управлением украинскими властями).
Псевдопатриотизм Жебровских
"Фармак" перешёл под контроль семьи Жебровских ещё в 90-е. Как пишут информированные источники, якобы при помощи тогдашнего замминистра Украины Юрия Спиженко. В те годы компания занималась продажей препарата "трамадол", в состав которого входят запрещённые вещества, вызывающие зависимость. В результате Жебривский даже попал под суд, но завод производить препарат продолжал. Сейчас его могут поставлять в Россию, где "трамадол" продаётся в аптеках по рецепту.
С началом событий 24 февраля текущего года "Фармак" на своём сайте опубликовала открытое обращение, в котором порицает действия РФ и поддерживает Украину. Налоги компания также платит в Украине, украинским же военным поставляет лекарства. По сути власти РФ, закрывая глаза на поставки в нашу страну, могут спонсировать украинскую армию.
По информации с этого же сайта, с 24 февраля этого года "Фармак" не совершил ни единой отгрузки лекарственных средств в Россию и в республику Беларусь, но в российских аптеках всё ещё можно найти продукцию компании. Таким образом, фирма может обманывать "и своих, и чужих" – ради коммерческой выгоды?
Препараты "Фармак", причём имеющие аналоги на российском рынке, свободно реализуются в российских аптеках. Фото: gorzdrav.org
И я не я, и лошадь – не моя
Возникают некоторые вопросы к бывшему министру здравоохранения Веронике Скворцовой, которая руководила ведомством как раз в период, когда "Фармаку" вроде как должны были закрыть дорогу на российский рынок. Не 24 февраля, а ещё в 2014 году.
Скворцова на своём посту могла лоббировать интересы зарубежных компаний – мы подробно об этом писали.
Сейчас Минздрав под управлением Михаила Мурашко вообще открещивается от проблемы – мол, не наша юрисдикция.
Фото: предоставлено читателем The Moscow Post
Однако он пролил свет на то, каким образом лекарства "Фармака" попадают в Россию. Всё дело в том, что компания может использовать услуги третьих лиц, есть в законе такая лазейка.
"В Постановлении Правительства РФ № 1716-83 в перечне запрещённых к ввозу товаров, страной происхождения или отправления является Украина, отсутствуют коды "ТН ВЭД ЕАЭС", соответствующие лекарственным средствам, то препятствий к ввозу в РФ продукции, произведенной ПАО "Фармак", нет", – официальный ответ таможенной службы, что пропускает эти товары.
Это делает возможным реализацию продукта через посредника. По мнению наших читателей – скорее всего им выступает Молдавия. По сути Минфин, ответственный за разработку документа, мог бы попросту добавить в закон формулировку об участии третьих лиц, и "Фармак" больше не получил бы доступ на российский рынок. Но, кажется, такой цели ни у Антона Силуанова, ни у Дениса Мантурова нет.
Ещё в прошлом году в подконтрольное Мантурову ведомство и ему напрямую ему поступали обращения, в том числе пересланные Генпрокуратурой – по поводу реализации на территории России санкционной продукции. Однако ответом было лишь молчание, либо, как утверждают наши читатели, перекладывание ответственности на другие ведомства, которое длится по сей день.
Зачем Игорь Краснов пересылает "обвинение обвиняемому"? Фото: предоставлено читателем The Moscow Post
По мнению информаторов, именно Мантуров может быть главной "крышей" "Фармака". Якобы он закрывает любые инициируемые проверки. Факт того, что Генпрокуратура не стала разбираться, а попросту отослала обращённое к ним письмо в Минпромторг – лишнее тому косвенное подтверждение.
"Все решения по продвижению этого вопроса в прямую блокирует Минпромторг, даже с учетом того, что другие министерства по нашим обращениям инициируют межведомственные комиссии, Минпромторг выступает против" – заявляют информаторы.
По факту, что Минздрав, что Минпромторг, что Генпрокуратура – все кивают друг на друга. Не повязаны ли в этой системе все звенья до единого?
Фото: предоставлено читателем The Moscow Post
Сейчас авторы отправили обращение в МВД. Посмотрим, как отреагирует Владимир Колокольцев.