За попыткой национализировать ИЗТС могут стоять интересы ГК "Стан" Сергея Недорослева, а за ним - глава "Ростех" Сергей Чемезов.
Арбитражный суд Ивановской области по иску Генпрокуратуры арестовал акции и имущество предприятия "Ивановский завод тяжелого станкостроения", подконтрольного его гендиректору Владимиру Бажанову.
Представители прокуратуры считают, что приватизация предприятия в 90-ые годы прошла с нарушениями, поэтому завод надо вернуть государству.
По информации The Moscow Post, за этой попыткой стоит бенефициар станкостроительного холдинга "Стан" Сергей Недорослев - близкий к Сергею Чемезову промышленник, который раньше уже "выудил" у Бажанова часть предприятия. Аппетит приходит во время еды?
В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post в Ивановской области.
Арест наложен на ОАО "Ивановский завод тяжелого станкостроения" Владимира Бажанова, АО "ИЗСТ", которое принадлежит его сыну Михаилу Бажанову, а также на "дочки" завода - ООО "Инвестпроект" и ООО "Техинвест". Оснований иска на сайте суда не приводится.
По состоянию на 2018 год Владимир Бажанов владел 88% ОАО "ИЗТС", и явно не желал расставаться с таким активом. А желающих его получить достаточно. Главным интересантом может быть холдинг "Стан" подконтрольный Сергею Недорослеву. У него с Бажановым и ИЗТС давняя история взаимоотношений.
"Доделать дело" на ИЗТС
Вначале десятых годов ИЗТС переживал тяжелые времена. Господин Недорослев выступил в роли инвестора, чтобы помочь предприятию преодолеть трудности. Закончилось все это скандалом - Бажанов заявил о попытке рейдерского захвата своего предприятия.
Только инвестировать Недорослев стал не во весь актив, а в несколько "перспективных цехов". В результате "Стан" выкупил у "ИЗТС" два самых "ликвидных" корпуса за 174 млн рублей, взял у завода оборудование в аренду, и просто не стал за эту аренду платить. Это стало причиной крупного конфликта: Бажанов не дал "Стану" вывозить готовые станки, отключил на заводе электричество и водоснабжение и заявил в фактическом рейдерском захвате части своих активов.
Сначала представители Недорослева обещали перенести производство в Коломну. А вместо этого прислали парней с кувалдой, которые "разблокировали" цеха. За всем этим безучастно наблюдала полиция.
В общем, тот "раунд" Владимир Бажанов проиграл. Но и Недорослев, который явно рассчитывал получить куда большую часть ИЗТС, в полной мере не преуспел. Теперь "помощь" ему окажет прокуратура?
Видео: YouTube-канал "IvanovoNews БАРС Новости Иваново"
Вместе с тем, непонятно, к какому именно активу Недорослева "приклеили" два цеха на ИЗСТ. Вскоре после конфликтной ситуации наряду с ОАО "ИЗТС" появилось ООО с аналогичным названием, которое относилось уже к "Стану", и было завязано на офшор. Именно туда, в офшор, могли утекать деньги от продажи станков на оборудовании от ИЗТС Владимира Бажанова.
Похожим образом Недорослев мог действовать по отношению к воронежскому заводу "Рудгормаш". Сначала, в 2007 году, получил 25% предприятия вместе со своим партнером, главой холдинга "Сахалинуголь" Олегом Мисервой.
А затем, по словам осинового на тот момент владельца "Рудгормаша" Анатолия Чекменева, от него просто потребовали отдать еще часть бизнеса. В случае отказа Недорослев и Мисерва обещали привлечь весь имеющийся у них административный ресурс, в том числе, правоохранительные органы - посредством проверок, возбуждения уголовных дел и так далее.
Говорили, что за Недорослевым стоит Сергей Чемезов.
Владимир Бажанов. Фото: https://1000inf.ru/upload/medialibrary/42b/bazhanov.jpg
В этом случае мало кто удивиться, что 2009 году Анатолий Чекменев попал под следствие по обвинению в выводе средств с предприятия. До этого были арестованы несколько его топ-менеджеров. В результате после трех лет тяжелейшего судебного процесса Чекменева оправдали. Но случай очень показательный. И Владимир Бажанов о нем должен прекрасно помнить.
На кого опирается Недорослев
Удивляться этому может лишь тот, кто не знает, кто такой Сергей Недорослев. Сегодня он контролирует до 50% производства высокотехнологичных станков в стране. А опираться может на клиентелу главы "Ростеха" Сергея Чемезова.
Хозяин "Стана" хорошо и давно знает многих представителей российской оборонки. Акции компаний военно-промышленного комплекса он начал скупать еще в 90-ые годы. Среди них оказался Улан-Удэнский авиационный завод (сегодня входит в холдинг "Вертолеты России", а он в "Ростех"). В то время (с 1993 года) экспортом вертолетов завода занимался нынешний министр промышленности и вице-премьер РФ Денис Мантуров. Последний - давний соратник Сергея Чемезова, у их семей есть общий бизнес.
Примерно в те же годы компания "Каскол" Недорослева получила 20% ростовского предприятия "Росвертол", и пыталась выкупить акции и долги Московского вертолетного завода им. Миля. Впоследствии она же получила акции нижегородского авиастроительного завода "Сокол", производителя ракет "Энергомаш", завода "Моторостроитель" и РКК "Энергия".
В итоге все эти активы были Недорослевым проданы госструктурам за 10 млрд рублей, а из вертолетных заводов в итоге образовался холдинг "Вертолеты России", входящие в "Ростех". Надо полагать, бизнесмен уже тогда нашел общий язык с Сергеем Чемезовым. Благо, было через кого - в 1999-2000 годах будущий министр Мантуров работал замгендиректора УУАЗ.
Видимо, в обмен на это Недорослев мог получить покровительство со стороны Чемезова и Мантурова. Выгоды проявились позже. В десятые годы "Стан" Недорослева получил 2,2 млрд рублей долгосрочных субсидированных кредитов. Т.е. почти 70%: всех средств, выделенных на отрасль.
Плюс к этому Фонд развития промышленности выдал "Стану" заем на 2 млрд рублей под скромные 5% годовых. Еще 230 млн рублей из бюджета предприниматель получил на опытно-конструкторские работы. Курировать выделение денег должен был министр Денис Манутров, в прошлом – замгендиректора ранее принадлежавшего Недорослеву УУАЗ.
Финансовое положение "Стана" давно контролирует Виктор Григорьев? Фото: https://stcdn.business-online.ru/v2/21-09-07/44761/print-7043679-4957504.jpg
Деньги "Стан" получает и от частных структур. И здесь - тоже связь с "Ростехом". Одним из главных кредиторов станкостроительного холдинга выступает "Новикомбанк" Виктора Григорьева.
НК Банк - расчетный банк "Ростеха", а Григорьев "держит" бывшие активы госкорпорации. За ним 75% холдинга "Технодинамика", куда вошли, в том числе, ранее принадлежавшие Недорослеву предприятия авиационной промышленности. Напомним, что на закрытых "торгах" имущество "Технодинамики" (более 30 заводов!) отошло Григорьеву за смехотворные 13 млрд рублей.
Кредиты выдавались на фоне интересной ситуации. В 2015 году организация Виктора Григорьева взялась санировать "Фондсервисбанк", что со стороны могло выглядеть попыткой провернуть некую сомнительную схему, чтобы добраться до активов кредитно-финансового учреждения.
На самом деле, "Фондсервисбанк" видимых проблем не испытывал, и мог вовсе не нуждаться в оздоровлении. Тем не менее, на помощь "Фондсервисбанку" ЦБ выделил 66 млрд рублей, распорядиться которыми мог Виктор Григорьев.
Недорослеву проблемы не нужны
Сегодня станкостроительные предприятия Недорослева могут быть серьезном кризисе. Помочь может как раз поглощение оставшихся у Бажанова активов. Между тем, ООО НПО "Станкостроение", которое входит в ООО "Стан", по итогам 2022 года получило чистый убыток в 311 млн рублей, стоимость активов - минус 278 млн рублей.
Все 100% долей компании все также находятся в залоге у "Новикомбанка" . Т.е. работу предприятия может де-факто контролировать Виктор Григорьев. Сам же Недорослев также может действовать в чужих интересах. Тут стоит вспомнить, как он получил контроль над Дукатским серебряным месторождением в Магаданской области.
На него претендовала канадская компания Pan American Silver. Она рассчитывала стать единственным претендентом. Но в самый последний момент заявку на аукцион подала группа "Каскол" Недорослева, и перебила предложение западных инвесторов. Тогда бизнесмен утверждал, якобы собирается выйти на новый для себя рынок. И лишь впоследствии признал, что действовал в интересах владельца "Полиметалла" Александра Несиса.
И если уж тут не идет речи о нарушении Закона о защите конкуренции, то может идти речь о банальной человеческой порядочности. А с этим у Недорослева и его ближайшего партнера Максима Гущина могут быть проблемы. В 2022 году "Объединенная авиастроительная корпорация" направила письмо в Госдуму с просьбой проверить работу "Стана".
Дело в том, что компания продолжает получать крупные заказы, но при этом срывает поставки. В 2018 году Счетная палата уже провела проверку расходования средств, выделенных Фондом развития промышленности (ФРП) за период 2014-2017 годов. Аудиторы СП убедились в том, что группа системно задерживает поставки оборудования, а пять организаций, входящих в группу "Стан", получившие от ФРП более 2,23 млрд рублей, целевые показатели не выполнили.
Сергей Недорослев уверен, что Чемезов и Мантуров его "прикроют"? Фото: https://im.kommersant.ru/Issues.photo/DAILY/2017/140/KMO_159135_00010_1_t218_220435.jpg
А ведь есть еще и вопросы, являются ли станки "Стана" действительно импортозамещенной продукцией. Якобы, на них из российского могут быть только "шильдики". В 2022 году под арест попала владелица "Балтийской промышленной компании" (станкостроение) Дарья Каледина. Ее обвинили в махинациях на 200 млн рублей - по версии следствия, она поставляла не российское, а тайваньское оборудование, хотя по документам оно должно было быть импортозамещенным.
Не боится ли господин Недорослев, что столь активно действуя на рынке станкостроения и подминая под себя новые активы, он рискует нарваться на подобные претензии? Впрочем, с такими возможными "интересантами" как Чемезов и Мантуров ему все должно быть по плечу.