Минпромторг РФ и "Ростех" могут добиваться передачи активов Wildberries структурам Ивана Таврина. В чем их интерес?
После пожара в Шушарах активизировались представители Минпромторга, руководимого министром Денисом Мантуровым. Накануне его заместитель Виктор Евтухов заявил, что сгоревший в Шушарах склад вообще не должен был работать, а вот новый распределительный центр компании откроют в течение пары недель.
По нашей информации, "активность" чиновников может быть вызвана желанием "продавить" Татьяну Бакальчук на продажу бизнеса - тем более, компания находится в тяжелой ситуации. А вероятным покупателем станет Иван Таврин. Надо полагать, в сделке учтут интересы и Мантурова, и его соратника, главы "Ростеха" Сергея Чемезова?
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
Иван Таврин - бывший гендиректор (2012-2016), а ныне акционер "Мегафона", который входит в USM Holdings Алишера Усманова.
Таврина "ведут" за ручку?
В последнее время он развернул небывалую активность на рынке, скупая все, что плохо лежит. Ранее Таврин стал владельцем "Русских Башен", которые производят и обслуживают вышки сотовой связи.
А после бизнесмен стал скупать компании, работающие в сфере высоких и информационных технологий - Avito, Headhunter и ряда других. Вместе с тем, он же оказался новым собственником части активов Heinkel. Их он выкупил через консорциум инвесторов, куда, помимо Kismet Таврина, вошел "Фармстандарт" Виктора Харитонина и Elbrus Services Дмитрия Крюкова.
Почему это важно? На все эти сделки компании Таврина должны были получить добро, как минимум, от нескольких структур. Это, ФАС, и, конечно, Минпромторг (выкуп активов иностранных инвесторов).
Что касается "Фармстандарта" и Харитонина, он плотно завязан на "Ростех" и Минпромторг по вопросам импортозамещения фармацевтической продукции. И не только. У Харитонна есть "Фармстандарт-Медтехника" (госконтракты 3,2 млрд рублей), которая опирается на нормативно-правовую базу, разрабатываемую Минпромторгом.
"ФедералПресс" называет "Фармстандарт" в числе "фаворитов" Минпромторга. А, скорее всего, и всего Кабмина, ведь компанию связывают с вице-премьером Татьяной Голиковой и ее супругом Виктором Христенко. Сын Христенко ранее трудился в структурах, связанных с Харитониным. Поэтому совместный бизнес последнего с Тавриным - совсем не случайность.
Прямой связи конкретно структур Таврина между Минпромторгом, Мантуровым и Чемезовым, конечно, нет. Однако, складывается впечатление, что в министерстве благоволят Таврину. Теперь ему и тем, кто за ним стоит, "скормят" Wildberries?
Таврину "помог" РСХБ
И здесь - интересный момент, связанный с приобретением Avito. В том конкретном случае деньги на сделку Таврину дал консорциум банков во главе с "Россельхозбанком". Т.е. структура с госучастием, которая во-многом завязана на позицию даже не Минсельхоза, а Минпромторга. Поскольку именно через РСХБ идет финансирование и субсидирование покупок техники для проведения сельхозработ - комбайнов, тракторов и прочего. Ведает этим именно Денис Мантуров.
Сделка прошла на фоне резкого падения стоимости Avito из-за стремительного желания иностранного владельца этого сервиса, южноафриканского холдинга Naspers покинуть российский рынок, а также с учетом законопроекта депутата Госдума Антона Горелкина, предложившего ограничить долю участия иностранных компаний в сервисах для размещения объявлений до 20%. И Таврин оказался тут, как тут - да еще и с финансированием от госбанка.
Kismet напрямую не работает с Минпромторгом. Зато с ним более, чем активно работает USM Усманова, куда входит "Мегафон", в капитале которого присутствует Таврин. В 2019 году ЦРПТ Алишера Усманова и "Ростеха" стал единым оператором системы маркировки товаров. Половина центра отошла USM Holdings, ещё по 25% - госкорпорации "Ростех" и управляющему партнёру Almaz Capital Александру Галицкому.
Система маркировки товаров - настоящее золотое дно. По сути, именно менеджеры ЦРПТ решают, какие товары допускать к продаже. Поверить в то, что в создании центра не были учтены интересы руководства министерства и "Ростеха" - крайне сложно. А всю нормативную базу и контроль за процессом ведет, разумеется, Минпромторг (создание единого оператора - его инициатива).
Денис Мантуров делает все, чтобы создать проблемы потенциальным контрагентам Таврина? Фото: https://www.meme-arsenal.com/memes/d1d5d2998671e5e11192f236020ceb45.jpg
Работа ЦРПТ напрямую виляет на деятельность маркетплейсов, включая Wildberries. Подается все это под соусом борьбы с нелегальными товарами. А в 2023 году ЦРПТ заключил несколько соглашений с крупнейшими представителями отрасли. Фактически, это административный рычаг, регулятор, т.е. инструмент влияния.
Как Мантуров "регулирует" отрасль
Разумеется, просто так убедить Татьяну Бакальчук расстаться со своим бизнесом было бы крайне сложно. По логике, нужно создать такие условия, чтобы она сама захотела реализовать актив.
Впрочем, ошибается и сама Бакальчук, и этим пытаются пользоваться. У нее масса скандалов и проблем с поставщиками, о чем ранее подробно писал The Moscow Post. В последнее время на нее может оказываться колоссальное давление. На фоне проблем с контаргентами осенью 2023 года внезапно "проснулась" Генпрокуратура. Она провела проверку, по итогам которой Wilberries пришлось изменить сразу 20 правил торговли.
Возможно, Генпрокуратуру на компанию "натравил" кто-то очень влиятельный. Вроде Дениса Мантурова или Сергея Чемезова. Кроме того, ходят слухи, якобы пожар на складе в Шушарах могли устроить конкуренты. Учитывая, что склад не был застрахован, для Бакальчук это двойной урон, который обязательно скажется на работе структуры.
После пожара и вовсе началось самое "интересное": в офисах Wildberries прошли обыски. Причем, в самых разных, включая офис в Подольске, где расположено основное юрлицо группы. Еще более интересно то, что источник издания "Фонтанка" поставил под сомнение стремление Татьяны Бакальчук сотрудничать со следствием. Разве это не признак, что на нее может оказываться давление?
Любопытно, что в 2023 году "внезапно" возбудились власти не только России, но и Белоруссии, где также работает Wildberries. Суд в Минске оштрафовал компанию за нарушение законодательства о торговле. Но почему только сейчас, ведь структура работает в РБ уже не первый год?
Все это может быть признаками давления со стороны, а интересантами могут быть потенциальные покупатели актива. Т.е. Иван Таврин, и те, кто может за ним стоять.
А чем же последнее время занимался Минпромторг?
В сентябре 2022 года министр Денис Мантуров призвал начать срочную разработку мер по борьбе с контрафактом детских товаров, которые занимают значительную долю продаж как Avito, так и Wildberries и других подобных сервисов, например, Ozon. Кстати, в капитале Ozon Иван Таврин присутствует еще с 2010 годов.
Очень скоро Иван Таврин и стоящие за ним люди могут оказаться монополистами в сфере интернет-ритейла. Фото: https://storage.yandexcloud.net/incrussia-prod/wp-content/uploads/2019/05/TASS_28089720-1.jpg
До этого, в июле 2022 года по поручению того же Мантурова Минпромторг организовал комиссию по созданию условий саморегулирования в электронной торговле. Новый орган призван следить за соблюдением стандартов по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров, подписанных 7 июня представителями отраслевых ассоциаций, общественных организаций и крупных маркетплейсов.
Все это дало ведомству новые рычаги влияния на отрасль. И выглядит, как "пролог", после которого Татьяна Бакальчук может принять решение о продаже бизнеса тому же Таврину. В таком случае, единственным сопоставимым по объемам маркетплейсом, где не будут учтены его интересы, останется разве что "Сбермаркет". Видимо, "поляну" они будут делить с людьми из команды Германа Грефа.
К чему приведет концентрация этих активов в руках бывшего гендиректора Мегафона, за которым наверняка стоят интересы функционеров Минпромторга и "Ростеха"? К монополизации этого сегмента рынка, росту цен и доходов бенефициаров таких активов. Видимо, в этом и смысл.