Бизнесмены от ДОСААФ пытаются пустить по миру и продать легендарный аэроклуб.
В нашу редакцию обратились представители коллектива Иркутского аэроклуба ДОСААФ, да и просто неравнодушие любители авиации, жители региона. Они просят пресечь разбазаривание имущества Иркутского аэроклуба, в покушении, на что подозревают бывшего главу этого же аэроклуба Юрия Алексеевича Шепеля.
В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post в Иркутской области.
Как утверждают обратившиеся, якобы цель Шепеля - обанкротить авиаклуб и пустить с молотка его имущество. Но это не цель сама по себе. По их мнению Юрий Шепель хочет "подмять" пот себя рынок грузовых авиаперевозок в Иркутской области, для чего ему крайне выгодно устранить конкурента и поживиться его имуществом.
А поживиться там определённо есть чем. Иркутской аэроклуб ДОСААФ, или если точнее АНО ДПО "Иркутский учебный центр им. Героя СССР В.М. Безбокова" - одно из последних крупных подразделений ДОСААФ по стране, имеющее крупный авиапарк собственной техники.
На его содержании - сразу 28 воздушных судов, это Як-52, Ан-2, вертолёты Ми-2. Имущество находится в удобоваримом, но нуждающемся в ремонте состоянии, это десятки миллионов рублей затрат. Таких денег у аэроклуба, как и регионального РО ДОСААФ под руководством Андрея Лыскова просто нет.
Ш или Щ
Читатели утверждают, якобы в прошлом Шепель был директором этого аэроклуба, и имел другую фамилию - Щепель. Поменял он её якобы на волне целого ряда судимостей за мошенничество с имуществом клуба, которые ему приписывают пишут наши информаторы.
Они же утверждают, что именно Шепель был "поставлен" главой Иркутского ДОСААФ Лысковым для банкротства структуры и реализации её имущества. В таком случае, не ясна роль главы иркутского аэроклуба Андрея Ставинова - ведь он может быть одним из прямых бенефициаров ситуации. О нем мы еще скажем.
Человек с похожим именем и фамилией - Юрий Алексеевич Щепель, действительно был начальником иркутского АСК РОСТО ДОСААФ, и отвечал за подготовку полётов учебного центра.
В 2005 году он лишился своей должности главой центрального совета РОСТО ДОСААФ Стародубцева в результате трагического случая. В Иркутской области у мыса Рытый озера Байкал потерпел крушение вертолёт Ми-2, приписанный местному ДОСААФ. В результате трагедии погибли два человека. Как выяснилось позже - пилот был пьян, а руководство в лице Щепеля и еще ряда лиц не провело необходимые предполётные проверки.
Фото: The Moscow Post
Как раз недавно, в феврале, вертолёт и двух погибших на нём людей, наконец, подняли со дна Байкала, сообщало местное издание "Иркутск Медиа".
После той истории следы Щепеля на какое-то время теряются. Но сегодня почти его почти что полный тёзка Юрий Алексеевич Шепель также работает в структуре Иркутского ДОСААФ. Более того, является заместителем председателя регионального отделения Общества по авиации. Более того, активно занимается бизнесом, среди прочего - грузовыми перевозками.
Учитывая, что на этом же поле пытался конкурировать не вписавшийся в рынок аэроклуб, встаёт вопрос о конфликте интересов. Если это тот самый Щепель из 2005 года, как Андрей Лысков взял его на работу замом, а Ставинов - пускает к самолётам аэроклуба?
Разобрать, что осталось
Информация о плачевном состоянии учебного центра им. Безбокова, где базируется аэроклуб, подтвердилась. Ранее структура называлась именно РОСТО ДОСААФ, то есть именно ей руководил Ю.А. Шепель.
Сегодня организация находится в предбанкротном состоянии с убытками за 2021 год в 6,7 млн рублей, стоимостью активов в минус 27 млн рублей.
Проблемы начались с распадом СССР и необходимостью зарабатывать деньги на рынке путем оказания авиауслуг. Иркутский учебный центр вообще остался единственным авиационным подразделением ДОСААФ в Иркутской области. В Братске и Усть-Илимске аэроклубы давно закрылись как раз потому, что не вписались в рынок.
Соответственно, аэроклуб пытался работать на ниве госзаказа - в основном, на авиапатрулирование лесов или на авиахимическую обработку тайги. Но здесь -масса сложностей, с которыми столкнулись и другие подразделения ДОСААФ.
Для многих функционеров Общества оказалось более простым делом раздерибанить вверенное им имущество, обанкротить филиалы и пустить его с молотка.
Похоже, такой подход разделяет и руководство центрального комитета: ранее The Moscow Post писал о масштабной распродаже имущества ДОСААФ в регионах - как раз через банкротство структурных подразделений Общества.
Даже несмотря на широкую распродажу, сумма нетто-активов ДОСААФ сегодня свыше 2,5 млрд рублей. То есть еще распродавать и распродавать.
Что касается главного источника доходов ДОСААФ на сей день, госзаказов, то в эту историю куда лучше заходит частным бизнесом. Ведь на госконтракт должны быть свободные средства для обеспечения заявки. У Иркутского авиаклуба с этим, очевидно, серьезные проблемы. Кредит в банке тоже не получить - просто нечего передать в залог.
В своё время клуб попал в серьезную судебную передрягу. В 2013 году он судился с Иркутской базой авиаохраны лесов, которая потребовала вернуть деньги за невыполненный объем работ по авиапатрулированию лесов.
Заказчик перечислил исполнителю аванс в 2,9 млн рублей, но из-за того, что лесных пожаров не было, аэроклуб оказал услуги только на 295 тысяч. Авиабаза обратилась в Арбитражный суд с требованием вернуть 2,6 млн разницы. Доказательств, что деньги были потрачены на подготовку самолётов и лётного состава, не хватило, суд обязал клуб заплатить. Для клуба это большие деньги.
С тех пор ситуация значительно усугубилась, и не мудрено, если кто-то решил ей воспользоваться, чтобы обанкротить клуб и забрать с молотка его имущество. Именно такой план, как считают члены коллектива аэроклуба, якобы имеется у господина Шепеля.
Сотрудники клуба написали заявления в правоохранительные органы, руководству ДОСААФ и даже Президенту страны с просьбой сохранить клуб. Они утверждают, что их обращения спускают на уровень региона, а в центральном комитете не предприняли должных мер.
Фото: The Moscow Post
Коллектив описал проблемы и опасения по поводу возможной роли господина Шепеля в разбазаривании имущества авиаклуба. От главы центрального комитета ДОСААФ РФ Александра Колмакова не последовало никакой значимой реакции, а местное руководство структуры с большой долей вероятности содействует Шепелю. Более того, Шепель может быть их марионеткой.
Банкрот и неудавшийся политик
Вместе с тем, Юрий Алексеевич Шепель, которому приписывают роль возможного ликвидатора аэроклуба, был принят на работу зампредседателя РО ДОСААФ по авиации в январе 2022 года. И к тому времени Шепель уже являлся бизнесменом с учрежденными им четырьмя компаниями. Наибольший интерес вызывает ООО "Авиакомпания Добролет", которая занимается частными грузовыми перевозками воздушным транспортом.
Если у Шепеля и есть умысел на получение имущества аэроклуба, то именно в этой компании должны будут оказаться авиационные активы. При этом Шепель, очевидно, очень нуждается в деньгах. Стоимость активов структуры оценивается в минус 24 млн рублей.
В открытом доступе находится информация о взыскании с компании "Авиакомпания Добролёт" задолженности перед "Сбербанком" через институт третейских судей.
Кроме того, в отношении индивидуального предпринимателя Шепеля Юрия Алексеевича введена процедура реструктуризации долгов. Информация об этом есть в "Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности" (Федресурс).
Фото: https://fedresurs.ru/bankruptmessage/5DFA6502D10D9B5BECA49AE1E0381E40?attempt=1
Одновременно у компании "Добролет" Шепеля оказалась целая серия судебных разбирательств. Структура выступала ответчиком по десяти делам с суммой требований в 25 млн рублей, и истцом по 14 делам на сумму в 43 млн рублей. Т.е. губа у Шепеля явно не дура - хочет "отбиться".
Из судебных дел ясно, что "Добролет" Шепеля оказался не самым порядочным подрядчиком. Львиная доля разбирательств - попытка взыскать с "Добролёта" средства за неисполнение, или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам. Большая часть этих исков удовлетворена.
Фото: Rusprofile.ru
Отдельно есть и дело о попытке признания "Добролёта" банкротом. Производство по этому иску было прекращено, банкротства компания избежала. Только надолго ли?
Обращает внимание и другой факт: структура сумела выступить подрядчиком по госконтракту с АО "Вологодское Авиационное Предприятие" АО "ВАП" на полтора миллиона рублей. Предмет закупки - поставка АТИ (лопасти несущего винта).
Фото: Rusprofile.ru
Поскольку "Добролет" занимается не производством авиатехники, а грузовыми перевозками, возникает резонный вопрос - а где Шепель взял эти самые лопасти несущего винта? Уж не раздел ли один из стареющих самолётов иркутского авиаклуба?
Не ясна также роль нынешнего директора АНО ДПО "Иркутский УАЦ ДОСААФ России" Андрея Александровича Ставинова. Как оказалось - неудачливого политика. Он является заместителем директора фонда "Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области", и в этом же качестве в 2019 году выдвигался в депутаты Иркутской городской думы.
Замглавы Центра поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области Андрей Ставинов участвовал в по одномандатному округу №16 от КПРФ. Он занял второе место, набрав 1142 голоса. Победителем стал кандидат от "Единой России" Дмитрий Бердников, получивший 1763 голоса. Но затем мэр отказался от мандата.
И запомнился Ставинов вовсе не яркой избирательной кампанией, а тем, что после выборов потребовал передать ему мандат Бердникова, ставший вакантным после ухода последнего на мэрскую работу. Об этом пишет издание "ИрСити".
Суд отказал Ставинову, так как решение избиркома об избрании Бердникова было отменено ранее. Передача мандата оказалась невозможна, потому что выборы проводились по одномандатным округам, а не партийным спискам. У Ставинова был шанс на довыборы по округу, которые прошли в 2020 году. Но в состав Гордумы он так и не попал.
Зато теперь под его руководством центр с почти что 30 воздушными судами на балансе которых некуда деть, ведь ДОСААФ - не частная организация. Нетрудно предположить, что сам же Ставинов может быть заинтересован в банкротстве авиаклуба. Авось, половив рыбку в мутной воде, для старта политической карьеры у него может появиться спонсор в лице Юрия Шепеля и его компании "Добролет".