Руководитель этого казённого предприятия Сергей Беляков может оказать поддержку своему давнему знакомому.
Худрук "Большого Московского цирка" и дрессировщик Аскольд Запашный, собрался баллотироваться в Госдуму по одномандатному округу в Удмуртии. Выдвигается дрессировщик от партии "Справедливая Россия". Такой информацией располагает The Moscow Post в Удмуртии.
Примечательно, что Запашный решил выдвигаться именно от Удмуртии – вероятно, из-за того, что в этом регионе ему может оказать поддержку глава Росгосцирка Сергей Беляков, которого в свою очередь ранее поддержали в назначении братья Запашные. Беляков работал в государственном цирке Удмуртии. Также помощь дрессировщику может оказать действующий директор регионального цирка Дмитрий Иванов.
Вместе с тем, политической карьере господина Запашного и взлету в Госдуму могут помешать многочисленные скандалы с участием самого Аскольда и его брата Эдгарда. Да и поддержка Сергея Белякова, чье имя также фигурировало во многих финансовых и культурных разбирательствах, может сыграть медвежью услугу кандидату в депутаты.
Друг в беде не бросит
Для Белякова Удмуртская республика – практически родной регион. Здесь Сергей Григорьевич сделал стремительный рост, став генеральный директором регионального цирка. Здесь же, по всей видимости, обзавелся нужными связями – в 2011 году он даже попал под внимание правоохранительных органов, которые заподозрили, что он вместе с министром мог вывести огромную сумму – 120 млн рублей. Об этом писал "Лайф".
Но ни уголовное дело, ни выявленный факт о фальшивом дипломе уже не могли остановить быстро набиравшую скорость карьеру господина Белякова. Из Удмуртии предприимчивый цирковой деятель "скакнул" в Росгосцирк – сначала заместителем директора по гастрольной деятельности, потом по совместительству возглавил Большой Санкт-Петербургский цирк, а потом и стал директором Росгосцирка. Поговаривают, что предыдущий директор Владимир Шемякин ушел с должности не без деятельного участия своего советника, которым был Беляков.
Высокий пост Белякову, вполне вероятно, достался в том числе и благодаря активному лоббированию братьев Запашных. Они не стеснялись дружбы с ним и откровенно заявляли в разных интервью о прекрасных профессиональных качествах человека с поддельным дипломом.
Так, в одном из интервью Эдгард Запашный заявил, что "…у Сергея 28 лет опыта работы в качестве директора разных цирков, прокатчика, на руководящей должности он работал. Человек с большим опытом, знающий, как это работает". Также он возмутился тем, что у Белякова может быть поддельный диплом, дескать, раз он все еще работает, значит, и с дипломом у него все хорошо – "силовики все проверили". Об этом писал Daily Storm.
Липовый диплом, на минуточку, признал таковым суд официально. Об этом писал "Новый день". Такая горячая поддержка и отрицание очевидного, конечно, не могли пройти для Белякова бесследно – наступило, как говорится, время собирать камни и отдавать долг дружбы.
Щедрый платит дважды
Конгломерат Запашные-Беляков – это просто идеальное пособие для пословицы "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Эти две фамилии часто мелькают в СМИ как по отдельности, так и вместе. Например, в заслугу господина Белякова ставили обогащение Запашных – одну и ту же программу дрессировщиков Сергей Беляков покупал дважды – сначала от имени ФГБУКа (почти 28 млн рублей), потом от имени филиала Росгосцирка (чуть более 22 млн рублей). При этом ФГБУК и Росгосцирк – разные юридические лица, но одно здание. Другая программа талантливых цирковых деятелей обошлась Росгосцирку дешевле, но и за нее государственному учреждению пришлось раскошелиться дважды – 5 млн от Росгосцирка и 6,3 млн от ФГБУКа. Об этом писал "Лайф".
Но и без друга Белякова Запашные вполне справляются с улучшением своего благосостояния. Так, в 2018 году государственных служащих Запашных (напомним, Эдгар является директором Московского государственного цирка, а его брат Аскольд – худрук там же) заподозрили в отмывании бюджетных денег. Талантливые братья ставили за государственный счет спектакль, из этих же бюджетных денег тратили большие суммы на рекламу, реквизиты, костюмы, работу режиссеров и других технических специалистов, а потом этот спектакль, спонсируемый государством, продавали – иногда, как в случае с Беляковым, и несколько раз. Так получилось в 2014 году с программой "УФО. Цирк с другой планеты", которую сначала показали в Московском государственном цирке, а потом в "Лужниках" под брендом "Продюсерского центра братьев Запашных". Об этом писали в "Говорит Москва".
Критике подвергается и использование животных в шоу Запашных
Под руководством Запашных цирк неоднократно попадал в не слишком красивые истории. Такой, например, обернулись гастроли в Дубаи – после отъезда артистов вскрылось, что цирк оставил множество неоплаченных счетов за визы и размещение, а также за маркетинговые услуги агентству Art Media. За гастроли отвечал представитель цирка Николай Смирнов, который, как выяснилось, не подписал договоры о выплатах, поэтому обманутые компании даже не смогли подать в суд. Не помогли и возмущенные письма генконсула России в ОАЭ. Об этом скандале также сообщали в "Говорит Москва".
Резонансная история в ОАЭ продолжилась в 2019 году, когда общественники заподозрили Эдгарда Запашного в том, что он намеренно банкротил компании, которые организовывали гастроли. Тогда выяснилось, что Смирнов – вероятно, тот же, что и в ОАЭ, только в другом издании он фигурирует не как Николай, а как Никита – после того, как не расплатился с артистами и подрядчиками, ушел в банкротство. Глава общественной организации "Творческое объединение цирковых коллективов" Виктория Ваганова заподозрила, что фирма "Нил-Медиа", которой руководил Смирнов, является подставной, а банкротство было намеренным. Об этом сообщало BFM.
Опасения Вагановой отчасти объяснялись и тем, что подобная история произошла еще с одной организацией – "Лайф концерт". Компания провела цирку успешные гастроли в Казани, Запашные с гордостью рассказывали в СМИ об аншлагах, но несмотря на это, вскоре "Лайф концерт" становится банкротом.
И совсем не удивляет, а даже, скорее, умиляет, что в этом скандале на помощь Запашным кинулся… конечно, старый друг Сергей Беляков. Комментируя СМИ предположение о подобном виде мошенничества, Беляков заявил: Эдгард невинен и душа его чиста. "…ни один человек, ни один артист никогда не был обманут ни Эдгардом Запашным, ни Большим Московским цирком. Понятно, что у кого-то, наверное, случаются и казусы, но чтобы Эдгард Запашный… Понимаете, это престиж и репутация". Об этом писало BFM.
"Престиж и репутация", впрочем, не мешают Запашным замкнуть все финансовые потоки цирка на своей семье. В цирке трудятся не только братья, но и их мать – Татьяна Запашная, которая значится заместителем директора, то есть своего сына. Совсем недавно, в мае на цирковую династию обрушилось новое обвинение от недоброжелателей – якобы семья не отчисляет нужных доходов государству. Все расходы при этом, как мы уже выяснили ранее, лежат на государстве, а вот чистый доход якобы уходит только семейству.
Как утверждают авторы телеграм-канала "Арбитр", якобы только от проката спектакля "Снежная королева" была получена выручка 132 млн рублей, которая, по версии канала, целиком ушла руководителям цирка.
Схема увода прибыли строится на втором детище Запашных – ООО "Цирк братьев Запашных", который сам по себе вызывает недоумение фактом своего существования, ведь господа Запашные являются государственными служащими. Эта компания занималась продажей билетов на спектакль "Снежная королева".
Компания записана на Татьяну Запашную.
Доходы компании впечатляют даже в период падения
При этом существенную часть доходов цирка составляют госконтракты.
Всего Запашные заключили 79 госконтрактов
И все это, не говоря уже о скандалах, связанных с защитой животных – ни для кого не секрет, как живодерски относятся к хищникам дрессировщики, а Запашные сделали карьеру именно на этом. И пока весь цивилизованный мир отказывается от таких жестокосердных методов, в России укротители львов и тигров с полной серьезностью имеют политические амбиции и заручаются поддержкой таких же нечистых на руку людей.