Новым замглавы Минэкономразвития может стать Мурат Керефов. Этого человека ранее связывали со скандальным экс-главой Кабардино-Балкарской Республики Арсеном Каноковым.
Как передаёт корреспондент The Moscow Post, свой пост покинул заместитель министра экономического развития Андрей Иванов. Одним из возможных мест продолжения карьеры Иванова называют ВЭБ.РФ. В министерстве и Кабмине он отвечал за инвестпроекты с особым режимом для крупных инвесторов и успел отметиться рядом скандалов с коррупционным душком. Но главное сегодня не это, а то, кто может занять его место.
По информации источников нашего издания, в качестве возможной кандидатуры рассматривается нынешний управляющий Отделением Центробанка в Кабардино-Балкарии Мурат Керефов. Ранее он занимал пост первого вице-премьера правительства республики, до этого – был главой местного УФНС. И так же, как и Иванов, Керефов в своей работе не обошелся без серии скандалов, которые на определенном этапе карьеры могли стать для него препятствиями.
Почему же выбор может пасть именно на Керефова, ведь его репутацию трудно назвать кристально чистой? Решение еще не принято, но про Керефова уже начали говорить, как про "человека Михаила Мишустина". Последний должен был курировать и утверждать его в должности во время своей работы во главе ФНС, то есть знакомы они уже давно.
Считается, что одним из кандидатов на пост Премьер-министра Правительства РФ может быть. И уж коль пока у него это не получилось, то конфигурация нынешней министерской команды вполне допускает наличие в ней и людей Сергея Семёновича.
Таковым вполне может считаться Максим Решетников, ранее бывший у Собянина экономическим замом, а в конце 2020 года занявший позицию главы Минэкономразвития. Вместе с ним в составе Правительства РФ можно назвать и еще ряд сильных фигур из приближенных к Собянину чиновников (в первую очередь, это вице-премьер Марат Хуснуллин). Если первым замом Решетникова станет человек Мишустина, это усилит контроль со стороны нынешнего Премьер-министра за данным ведомством в обход московского градоначальника.
"Цифровой экономики" не вышло
Однако прежде напомним, а чем в должности замминистра экономического развития запомнился Андрей Иванов, и что достанется в наследство его сменщику. Как минимум, тут можно вспомнить скандал с расходованием средств на программу "Цифровая экономика", с которым была связана деятельность АНО "Агентство инвестиционного развития" (АИР).
Иванов стоял во главе АИР с октября 2020 по июнь 2021 года. На волне скандала же и ушел. Бывшие сотрудники АИР обратились к Президенту Владимиру Путину с жалобой на задержку зарплат, сокращения и увольнения без выплаты пособий. Они подавали и в суд - общая сумма требований достигала 43 млн рублей. О ситуации писали "Ведомости".
Еще раз - в агентстве, целью которого являлось привлечение миллиардных и триллионных инвестиций, не нашлось денег на зарплату сотрудникам. Более того, саму программу "Цифровая экономика" многие аналитики считают провальной. АНО должно было стать посредником между властью и бизнесом, выступало в качестве куратора специальных соглашений о поддержке и защите инвестиций (т.н. "СЗПК").
На деле же до сих пор не ясно, куда ушли 5,5 млрд. рублей, выделенных на эту программу. Посредником между властью и бизнесом структура тоже не стала. В мае 2021 года глава Минэкономразвития Максим Решетников сообщил, что функции сопровождения СЗПК могут быть переданы от АИР одной из российских госкорпораций.
Андрей Иванов. Фото: Фонд "Сколково"
Кроме того, Андрея Иванова пытались связать с преступлениями, которые в итоге инкриминировали бывшему директору АО "Российская венчурная компания" Александру Повалко. По версии следствия, последний злоупотреблял полномочиями, повлекшими тяжкие последствия. Якобы, еще в 2012 году РВК и её дочерняя компания в Великобритании заключили договор о продаже привилегированных акций на пять млн долларов, три из которых просто исчезли. Об этом сообщал "Коммерсант".
Когда Повалко задержали, шли разговоры, что ему мог помогать Иванов и что он может быть следующим в цепочке. Этого не случилось. Напомним, оба они являются выходцами из Красноярского края, почти одновременно пришли в Правительство РФ в 2012 году. Вместе трудились в Советах директоров АО "Роснано", в Фонде "Сколково", а также в Наблюдательном совете Фонда развития промышленности.
Пригретый Каноковым
Как бы ни был плох или хорош Андрей Иванов, Мурат Керефов, которого называют его возможным сменщиком, может доставить не меньше репутационных издержек министерству. Как уже упоминалось, он трудился под началом Михаила Мишустина в бытность того главой ФНС. В те годы в Кабардино-Балкарии гремело множество скандалов, связанных с налогами.
То, как собирались налоги - вообще отдельный разговор. В бытность Керефова главой УФНС жители республики задолжали более 1 млрд рублей налоговым органам. Причем речь тут идет только о физических лицах. Об этом писали "Аргументы и Факты" .
К тому же при Керефове практиковалась удивительная вольница в плане публикации сведений о доходах и уплаченных государству налогах в чиновничьей среде региона. Неоднократно имели место случаи замалчивания разнокалиберными чиновниками своих реальных доходов, а также уклонения от уплаты налогов, на что местные налоговики якобы смотрели сквозь пальцы.
Тоже самое происходило и с коммерческими предприятиями. Когда, например, глава Тырныаузского шахтостроительного управления долгое время втирал очки налоговикам, а те не замечали (или делали вид, что не замечают) нарушений. Об этой налоговой "вольнице" при Керефове писала "Версия".
Возможно, вести себя подобным образом Керефов и его подчиненные могли, находясь в тени бывшего главы Республики Арсена Канокова, который запомнился, как довольно скандальный руководитель региона. И если при его предшественниках Мурат Керефов был налоговиком, то Каноков, руководивший республикой с 2005 по 2013 год, изначально сделал его республиканским министром финансов.
Исход Канокова из Кабардино-Балкарии сопровождался скандалом: в 2012 году МВД России провели масштабную выездную спецоперацию, в ходе которой были задержаны и этапированы в столицу руководитель администрации главы республики, министр по управлению госимуществом и земельным ресурсам и его бывший заместитель, а также известная в республике бизнес-леди.
Оказалось, что трое из арестованных приходились Канокову родственниками, об этом сообщала "Лента". Сам он, впрочем, вышел из-под удара, к нему в итоге не оказалось никаких претензий.
С уходом Канокова из Правительства ушел и Керефов. Возможно, чтобы самому не подставляться под удар. Вернулся в правительство он только в 2018 году, уже при губернаторе Юрии Кокове.
Считалось, что Арсен Каноков в своем руководстве опирался на поддержку влиятельных семей региона – в первую очередь, на собственное семейство Коноковых, а еще – на Жамборовых и Тлегуховых. Если это правда, то с российскими законами такой стиль управления регионом согласуется очень слабо, если не сказать, что не согласуется вовсе.
Именно при правлении Канокова в КБР (в частности, в Нальчике) произошли несколько резонансных терактов. К сожалению, предотвратить их силовики не смогли. При этом, по слухам, часть преступлений могла быть результатом разборок влиятельных семей на территории республики.
А пока в регионе наблюдались явные проблемы с безопасностью и собираемостью налогов, солидных успехов достигали компании, связанные с руководством республики и близкими к нему людьми. Если говорить о Каноковых, то тут можно вспомнить о многопрофильном холдинге "Синдика", в сознании местных жителей давно и прочно ассоциирующемся со словом "синдикат".
При деле были непосредственные родственники Канокова. Например, Руслан Баширович и Антемиркан Хамашевич Каноковы – члены совета директоров ОАО "Каббалк-Интурист". Это гостиничный комплекс "Интурист" в Кабардино-Балкарии, на 100 процентов принадлежащий московскому ООО "Вентра-ком", которое, судя по анализу перекрестного владения компаниями, является одним из ключевых юрлиц в холдинге "Синдика".
Но это было тогда. А сегодня Каноков - один из богатейших людей России с интересами, выходящими далеко за пределы КБР. И когда только чиновник успел раздобыть столько денег?..
Один из последних скандалов, где фигурирует имя Канокова, касался крупнейшего мебельного магазина столицы "Три кита". В конце июня 2021 года Земельный суд Берлина признал право бизнесмена Сергея Зуева на принадлежащие ему активы (в том числе, и мебельный комплекс "Три кита)". Ранее же они оказались в руках у сомнительной группы собственников, которую возглавляют Игорь Романов с супругой-адвокатом Инной Зайцевой, а также Александр Мордкович и Евгений Васильев.
Арсен Каноков. Фото: "Комсомольская правда"
Есть версия, что Каноков мог выступить посредником и купить ТЦ у указанной группы лиц, чтобы суд не мог вернуть эту собственность Зуеву. Взамен он якобы мог получить имущество ООО "Ламакс", ООО "Динат" и ООО "Пегас"от указанных выше собственников. О ситуации пишет "Версия".
Сам же Зуев ранее намекал, что Каноков может принять участие в отъеме его бизнеса, и в открытом письме просил предпринимателя этого не делать. Об этом писал The Moscow Post.
Сейчас же Каноков активно расширяет свой торговый бизнес уже в Москве - приобретает у Gremm Group Михаила Горяинова Москворецкий рынок, а также, по информации от наших источников, планирует покупку "Цветного" у Bonum Capital, который связывают с миллиардерами Сулейманом Керимовым и Олегом Дерипаской.
Это, скорее всего, означает, что сомнительных сделок на рынке с участием Канокова станет больше. А их возможная связь указывает на то, что в случае становления Мурата Керефова замглавы Минэкономразвития ему, возможно, придётся учитывать не только интересы Канокова, но и его влиятельных контрагентов.
Фото на главной странице: пресс-служба Центрального банка России
- Михаил Мишустин утвердил стратегию развития Росстата до 2030 года
- Кабмин расширил список жизненно необходимых лекарств
- Ремонт экономики по-мишустински: асфальт закончился, но отчёты остались
- Россия и Вьетнам договорились об укреплении двусторонней торговли и наращивании поставок
- Мишустин заявил, что РФ адаптировалась к жизни в условиях санкций
- Михаил Мишустин сообщил о намерениях РФ и Вьетнама утвердить план сотрудничества до 2030 года