Банкир Андрей Костин вступил в дела ОСК, возможно, с целью заработать на распродаже имущества госкорпорации близким застройщикам и олигархам.
Глава ВТБ Андрей Костин на днях сменил Георгия Полтавченко в совете директоров Объединенной судостроительной компании (ОСК). В последнее время Костин проявлял живой интерес к делам ОСК и даже встречался с Президентом РФ для обсуждения её планов.
Вместе с этом, давно не секрет, что корпорация, которая задумывалась чуть ли не как имиджевый проект Владимира Путина, под руководством Алексея Рахманова ушла в долговую яму и обросла скандалами, в том числе, связанными с эксплуатацией изготовляемых на её заводах судов. Об этом The Moscow Post писал неоднократно.
Для того, чтобы поднять ОСК "со дна", куда она погрузилась, потребуются немалые вложения, и насколько ВТБ такие потянет – ещё вопрос. Но вряд ли Костин стал бы браться за такую задачу, если бы не имел с неё выгоды – не только имиджевой, но и финансовой – ведь он банкир. В том, зачем главе ВТБ ОСК, разбирался корреспондент The Moscow Post.
Активы не перечесть
ОСК – гигантская корпорация, в состав которой входит несколько десятков заводов, но, кроме этого, на балансе компании огромное количество административной недвижимости, которую можно выгодно продать или использовать. В Санкт-Петербурге офис компании располагается в престижном бизнес-центре на проспекте Обуховской обороны 161. Это частная собственность, судя по данным карт, целиком занятая исключительно ОСК, так что ей постройка, видимо, и принадлежит. 3125.8 кв. м стоимостью 37,7 млн рублей. И это только одно здание.
Фото: Роскадастр
При этом, нам удалось найти объявления о продаже в этом доме квартир.
А ведь каждый завод, конструкторское бюро ОСК – тоже имеют на своём балансе административные здания. Не говоря уже о зданиях самих заводов. Тот же "Балтийский завод", где недавно сменилось руководство – на смену Алексею Кадилову пришёл ставленник "Росатома" Юрий Гордиенков, располагается на площади в 511891 кв. м на участке кадастровой стоимостью почти в миллиард рублей.
Фото: Роскадастр
Не исключено, что в план реструктуризации компании г-на Костина входит уменьшение количества действующих активов корпорации за счёт продажи части из них и "оздоровление" оставшихся на вырученные деньги. Только все ли они будут использованы по назначению? В таком случае то, что Рахманов довёл предприятия до ручки, для Костина скорее "козырь", чем бремя.
Охотники до ОСК
Для того, чтобы думать, что именно по такому сценарию может развиваться будущее корпорации, есть и более весомые причины. Последнее время ВТБ планомерно избавляется от активов. Зерновые предприятия уходят Александру Винокурову, а неделю назад банк вышел из капитала одного из крупнейших девелоперов – корпорации "ПИК".
Кстати, девелоперам нужны площади для строительства, а площади ОСК – как нельзя более подходящие для создания ЖК премиум-класса прямо у воды. Не отсюда ли растут ноги прогнозируемой нами большой распродажи?
На землях предприятий проекты развивает всё тот же ПИК, "Ленстройтрест" и прочие девелоперские компании в Петербурге и других городах, где есть площади, пока принадлежащие ОСК. Вообще проще посмотреть, кого кредитует ВТБ и с кем из застройщиков состоит в партнёрстве – им, скорее всего, Костин и благоволит в вопросе с ОСК.
Александра Винокурова тоже нельзя списывать со счетов – владелец массы зерновых активов заинтересован в расширении портовой инфраструктуры и, как ранее расследовало наше издание, при помощи Костина может вскоре получить Новороссийский зерновой терминал.
На активы корпорации могут найтись и другие охотники. В 2013 году интерес к ним проявлял Михаил Гуцериев – он мог приобрести завод "Красное Сормово" и петербургский Пролетарский завод. Оба актива до сих пор у ОСК и оба – проблемные. В Пролетарский завод в 2021 году влили 0,8 млрд рублей.
На выход – по очереди
Первым ВТБ может пустить с молотка актив в Феодосии – АО "СЗ "Море". С 9 февраля текущего года завод банкротится по заявлению ООО "ПК "МС", которое формально принадлежит семье Бочагиных, но фактически может действовать в интересах той же ОСК – ведь "ПК "МС" – крупный поставщик по госконтрактам предприятий корпорации.
Фото: Rusprofile.ru
Согласно информации с публичной кадастровой карты, земли завода уже признаны частной собственностью. Хотя форма разрешённого использования пока – тяжёлая промышленность. Участок размером 315,6 кв. м. стоит 86,9 млн рублей.
Фото: Роскадастр
В марте текущего года стало известно о намерении выполнить переоценку активов объектов Кронштадтского морского завода, который ОСК тоже собиралась пустить с молотка ещё в прошлом году по стоимости примерно в 187 млн рублей.
На территории АНО "Агентство Развития Территории Кронштадта" (бывшая "дочка" ОСК, ликвидированная в 2022 году), которое было зарегистрировано по адресу Санкт-Петербург, Стремянная ул. 11, теперь ООО "Кронверк 2" – фирма, занимающаяся посредническими услугами при купле-продаже недвижимого имущества.
А по адресам многих действующих активов ОСК – конторы, деятельность которых не связана с судостроением. Например, по адресу регистрации Хабаровского судостроительного завода – компания "Победа", занимающаяся обслуживанием автомобилей, недавно оттуда переехал ресторан "Бриз", торговая и бытовая лавка.
В общем, всё указывает на то, что из судостроительной ОСК превращается в коммерческую убыточную структуру. Недавно The Moscow Post проводил так называемый аудит объектов и имущества корпорации, которые уже на текущий момент выставлены на продажу. Среди них нежилые здания, автомобили и корабли.
Поможет Костин ОСК "встать с колен" или наживётся на её имуществе и ещё глубже загонит её в финансовую "яму" – покажет время.
- ВТБ в помощь: Костин поможет Винокурову прибрать к рукам активы Чернышева?
- Акционный "праздник" на НМТП: ВТБ готовит сделку с Винокуровым?
- При сдутом "Магните": Винокуров может заработать на акциях ретейлера
- Деньги акционеров притянуло "Магнитом" Винокурова
- "Аврора" и полный Галицкий назад
- Фридман хочет в Буржуинию