ГИС "Зерно", которую навязали аграриям, оборачивается кошмаром для небольших фермеров и укрепляет позиции крупных игроков зернового рынка.
С 1 сентября 2022 года на зерновом рынке России произошло знаковое событие - с этого дня все его участники обязаны отчитываться обо всех операциях с зерном через новую государственную информационную систему (ГИС) "Зерно".
Система занимается отслеживанием зерна и продуктов его переработки, и предназначена для детального учета всех действий с этим ценнейшим ресурсом для обеспечения продовольственной безопасности. А в текущих условиях нарастающего продовольственного кризиса зерно и вовсе стало "золотым", ведь едва ли не треть мира стоит на пороге голода.
Однако введение системы со стороны Минсельхоза, которое курировала влиятельная вице-премьер Виктория Абрамченко, обернулось настоящим кошмаром для многих участников рынка.
Похоже, в плюсе остались только крупные игроки - не говоря уже о том, что ГИС обернулась бюджету в "копеечку" и наверняка оставляет простор для манипуляций с данными, иными словами - для мошенничества.
Чем обернулось введение системы и не стоит ли искать в этом выгоду чиновников - разбирался корреспондент The Moscow Post.
Контроль превыше всего
Система должна отслеживать движение урожая по всей цепочке - от производства до переработки - и бороться с нелегальным перетоком зерна, в том числе в страны ЕАЭС. Но на самом деле старт её работы обернулся сбоями и проблемами для многих участников, которых всего насчитывается до 300 тыс.
В мае 2022 года Правительство заявило, что намерено отложить внедрение системы - участники рыка опасались, что ГИС приведет к остановке поставок зерновых, увеличит нагрузку на бизнес. У небольших компаний просто не хватает средств, чтобы держать в штате IT-специалистов, необходимых для обслуживания системы.
На фоне этих проблем "Опора России" обратилась к профильному вице-премьеру Виктории Абрамченко, которая курирует процесс внедрения системы, с просьбой сдвинуть режим обязательного использования ГИС.
В мае о планах отложить внедрение системы до 2023 года заявлял и Минсельхоз, возглавляемый Дмитрием Патрушевым. Впрочем, поговаривают, что этой темой занимается не столько он, сколько его заместительница, скандальная чиновница Оксана Лут.
Но участников рынка, фигурально выражаясь, "отшили": Абрамченко "спустила" обращения обратно в Минсельхоз, а там настаивают, что с системой всё нормально. Уж не связан ли такой ответ с возможным коррупционным интересом - ведь пока небольшие игроки собирают по крохам средства на обслуживание ГИС, крупные - забирают их долю на рынке.
По итогам 2020-21 сельхозгода, десять крупнейших компаний-экспортёров зерновых поставили за рубеж 33,2 млн тонн или 69,45% от общего объёма. Такие данные приводятся в обзоре аналитического центра "Русагротранс".
Лидерами стали донские ТД "Риф" и "Астон" с 7,9 и 5,7 млн тонн и кубанская "Мирогрупп-Ресурсы" с пятью миллионами. Нельзя забывать и о таких крупных игроках, как, например, "Деметра-Холдинг", который входит в контур ВТБ и "Астон" Вадима Викулова. По итогам сезона 2021-2022, когда в РФ ожидается рекордный урожай той же пшеницы, лидеры могут упрочить свои позиции.
Фермеры не в восторге
Еще на стадии добровольного занесения данных, которая началась летом, ряд фермерских хозяйств забили во все колокола.
"Не понимаю, для какой цели эта система сегодня нужна. Мы отчитываемся о посеве, отчитываемся осенью, сколько убрали. То есть государство знает количество урожая. Если хотят получить отчет о качестве, то пускай приезжают, берут образцы и анализируют, сколько хотят. Мало того, что мы должны это оплачивать, так этот результат никому не нужен. Создали структуру, которая должна на нас зарабатывать, то есть усложнили еще крестьянам жизнь. Я рассматриваю это как борьбу с крестьянством", - считает глава крестьянско-фермерского хозяйства Иван Ткач.
При этом оказалось, что многие фермеры и небольшие КФХ вообще были не в курсе о разработке системы, просто не знали, что это такое. По словам директора хозяйства "Вектор" из Троицкого района Алтайского края, он узнал о системе едва ли не за пару недель до того, как ее стали внедрять.
Фермер утверждает: многие его коллеги в районе об этом даже не слышали. Не говоря уже о том, что во многих районах и деревнях России до сих пор нет интернета!
Складывается ощущение, что у Минсельхоза и связанных чиновников маниакальное стремление контролировать все и вся. Ведь ГИС "Зерно" - далеко не первая подобная система. Уже существует "Меркурий" и "Цербер", которые занимаются ветеринарным контролем - хотя он осуществляется и профильными службами. Есть система "Сатурн", которая контролирует пестициды, но ведь есть Роспотребнадзор и другие ведомства.
При этом, по мнению многих аграриев, подобные системы не застрахованы от мошенничества с данными. Их можно взломать, цифрами можно манипулировать. Тем более, если речь идет о зерне, его можно банально увлажнить для увеличения объема. Отчитаться об одном, а неучтённое перенаправить на черный рынок.
"Форс" – это сила
Кроме того, такие нововведения – дополнительная возможность манипулировать бюджетными средствами, просто кладезь для коррупции.
Разработка ГИС "Зерно" обошлась нашей стране в 136,6 млн рублей. Такова была начальная цена закупки услуги по разработке системы, посмотреть заказ можно здесь.
Фото: zakupki.gov.ru
Единственным участником торгов и победителем стала компания ООО "Форс Центр разработки" Алексея Голосова, которую можно назвать одной из "любимых жён" целого ряда госструктур (включая Минсельхоз) по разработке программного обеспечения. В чем состояла состязательность процедуры при единственном участнике и нулевом снижении цены контракта – не ясно.
Минсельхоз "отбашлял" компании уже 1,7 млрд рублей. Фото: Rusprofile.ru
У этой структуры, которая не смогла разработать бесперебойную систему госконтрактов оказалось почти на 16 млрд. рублей. Таких цифр нет в иных крупных промышленных структурах. У другой компании Голосова, ООО "Форс Дистрибуция", был крупный контракт со "Сбербанком" на более, чем 455 млн рублей.
Учитывая траты на ГИС, жалобы участников рынка и параллельные механизмы контроля, вообще непонятно, зачем он был нужен. Кроме набивания карманов подрядчиков и создания проблем мелким игрокам рынка никакой реальной пользы он не принёс.
"Теневой министр" Лут
Поговаривают, что главным идеологом внедрения подобных систем в сельском хозяйстве является вышеупомянутая замминистра Оксана Лут. Кое-кто считает её теневым министром. В свое время именно она курировала скандальные ограничения - меры по сдерживанию цен на сахар весной-летом 2021 года. Как известно, к оздоровлению отрасли это не привело.
Она же выступала за создание Интервенционного фонда для стабилизации цен на сахар. Между тем по действующим условиям регулирования рынка, юридические возможности быть трейдером есть только у "Объединенной зерновой компании" (ОЗК).
ОЗК подконтрольна ВТБ у которого есть зерновые активы, которые, часть из которых сконцентрированы в руках у "Деметра-холдинга". В апреле 2020 года было объявлено, что партнерами ВТБ в "Деметра-холдинге" стали структуры скандальных бизнесменов Таймураза Боллоева и Александра Винокурова.
Можно не сомневаться, что Деметра-холдинг от ВТБ как раз и стал одним из тех, кому ГИС "Зерно" оказалась очень даже полезна.
Ей же, Оксане Лут, приписывают идею создания отраслевых союзов. В 2019 году был создан Союз экспорта зерна, в который вошли компании "Астон", "РИФ", "ОЗК" и "Гленкор". В 2020 году Правительство ввело квоты на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. И большую часть квоты получили "Астон" и "РИФ", которые также были определены как главные экспортеры в Саудовскую Аравию и Вьетнам.
Как утверждают авторы телеграм-канала "Кремлевский мамковед", якобы с тонны экспорта конторы выплачивают Оксане Лут по доллару. Если верить этим слухам, то речь идет о миллионах - только "РИФ" экспортировал 5,4 млн тонн.
А что, если этими данными теперь стало возможно манипулировать через ГИС Зерно? Можно ли предположить, что приписываемые госпоже Лут "доходы" могли бы вырасти?
Важнейшим моментом является то, что именно структуры, входящие в подобные союзы, могут рассчитывать на получение субсидий от Минсельхоза. Это просто огромное поле для коррупции, ведь в объединение могут и не взять. Разве это не напоминает дискриминационные условия?
Оксана Лут и Дмитрий Патрушев дают субсидии только "своим"? Фото: mcx.gov.ru
Представителям молочного сектора тоже приходится вступать в объединение, если они хотят получать субсидии от Минсельхоза. Что интересно, "Союзмолоко" возглавил скандальный бизнесмен Штефан Дюрр, чья "ЭкоНива" развилась во многом за счет средств "Россельхозбанка". А деньги из кредитной организации ему "выписывали" во времена, когда там трудилась Лут с Патрушевым.
В свете вышесказанного самой Лут, как и Дмитрию Патрушеву не раз пытались приписать лоббирование интересов крупных сельхозпроизводителей. И кто поверит, что подобное могло бы происходить без корыстного интереса? Вполне может быть, что ГИС "Зерно" могло бы стать продолжением подобной политики, только c привлечением современных технологий.