Франция может вторгнутся в Нигер, чтобы отобрать у народа этой страны урановые рудники. Африка на пороге большой войны.
Запад, в первую очередь, Франция, рассматривает возможность военной интервенции в Нигер, где на минувшей неделе состоялся военный переворот. Под угрозой оказались урановые прииски, благодаря которым Франция через атомную генерацию получает до 40% первичной электроэнергии в стране. Сейчас это, пожалуй, единственный возможный вариант вернуть на президентский пост прозападного президента Мохамеда Бузума.
Соседи Нигера, Буркина-Фасо и Мали заявили, что будут рассматривать интервенцию в Нигер, как объявление войны и им тоже. Как эта ситуация может повлиять на Россию и на баланс сил в мире - в материале корреспондента The Moscow Post.
Военный переворот в Нигере произошел 26 июля - буквально за день до открытия форума "Россия-Африка" в Санкт-Петербурге. Президент Нигера Мохамед Базум, следуя рекомендации своего старшего коллеги, лидера Франции Эммануэля Макрона, отказался ехать в Россию. А зря - возможно, переворота удалось бы избежать.
Уже 29 июля, когда стало понятно, что военные не собираются отпускать Базума, президент Франции Эммануэль Макрон созвал экстренное заседание Совета по обороне.
В Нигере, который занимает седьмое место в мире по запасам урана и второе в Африке после Намибии по его добыче, действует французская компания Orano (бывшая Areva), специализирующаяся на производстве топлива для атомных электростанций. В течение последних 50 лет она эксплуатировала два рудника около города Арлит на севере страны с помощью дочерних компаний SOMAIR, которая ведет разработку крупнейшего открытого уранового рудника в Нигере (Orano намерена эксплуатировать его до 2040 года), и COMINAK.
Сегодня до 40% всей электрогенерации Франции дает атомная энергетика, которая почти полностью зависит от поставок урана из Нигера. С альтернативами все очень сложно, особенно, учитывая санкционную войну против России и постоянные попытки ограничить" Росатом", покупать топливо у которого Франция не может по политическим соображениям (это явно не одобрят в Вашингтоне, Брюсселе и Варшаве).
Перевороты бывают разные
При этом Нигер пытаются блокировать со всех сторон, угрожают санкциями, экономическим удушением. И это "удивительная" позиция. В 2014 году вооруженный переворот произошел в Киеве. Но, так как он был прозападный, та же Франция быстренько признала путчистов. Как все это продолжилось - мы знаем.
А вот разница между переворотами в Нигере и Украине очевидна. Если в африканской стране все обошлось без кровопролития (на удивление), то в Киеве был настоящий ад с убитыми полицейскими и гражданскими лицами, избитыми чиновниками Януковича, уничтоженными административными зданиями, массовым "психозом" и прочими "радостями".
Видимо, для Парижа такой вариант куда более приемлем бескровного переворота в Африке - главное, чтобы новые власти были лояльны западным партнерам. Такие вот "светочи" демократии, свободы, равенства и невмешательства в дела других государств.
Сами мятежники, захватившие власть в Нигере, уверяют, что Франция собирается ввести в страну войска. Париж это не подтверждает и не опровергает - уже одно это заставляет серьезно задуматься. О планах применить силу в Нигере открыто заявила региональная организация ЭКОВАС, которая считается прозападной - в том плане, что наводнена западными эмиссарами, которые должны приглядывать за неблагонадежными странами на африканском континенте.
Подобные заявления вызвали огромный ажиотаж. И не только в Нигере, но и в соседних с ним странах. Представители Мали и Буркина-Фасо уже заявили, что интервенция в Нигер будет рассматриваться ими, как вооруженная агрессия против их государств.
Гвинея же и вовсе стала первой страной, открыто выступившей в поддержку путчистов, заявив, что ждет от них гарантий стабильности и согласия в стране. В воскресенье Сообщество стран Западной Африки пригрозило захватившим власть в Нигере мятежникам военными мерами в случае, если в течение недели те не вернут к власти свергнутого президента.
Впрочем, подобная тактика запугивания используется уже не первый раз. В марте 2022 года участники ЭКОВАС собрались на экстренный саммит по поводу ситуации в Мали, Буркина-Фасо и Гвинее. Тогда лидеры ЭКОВАС требовали от этих стран сократить сроки политического транзита, а Буркина-Фасо вообще пригрозили санкциями, если новые власти не освободят бывшего президента Рока Каборе. Последний вышел из-под ареста в апреле 2022 года. Однако, в случае с Нигером, угрозы ЭКОВАС пока эффекта не возымели.
С аналогичным призывом к путчистам в Нигере выступил и Африканский союз (включает 54 страны континента и частично признанную Сахарскую арабскую демократическую республику). Совет мира и безопасности АС потребовал от военных "незамедлительно, без предварительных условий вернуться в казармы" и дал им 15 дней на исправление ситуации.
Есть большие сомнения, что в случае интервенции ЭКОВАС и другие африканские объединения справятся своими силами. Не говоря уже о том, что Нигеру могут помочь не только соседи, но и другие силы. Например, всем известный "оркестр", руководитель которого недавно подтвердил, что Африка остается в их зоне ответственности и интересов.
Для России же это значит, что на какое-то время силы и внимание наших бывших западных партнеров будут направлены на африканский континент. Что вкупе с истощением сил Украины и провальным контрнаступлением может склонить их к более вменяемой переговорной позиции по поводу завершения кризиса.
Поддержавшие путчистов демонстранты в Нигере развернули флаг России. Фото: https://rusnewshub.ru/2023/07/27/видео-протестующие-перед-президентс/
Кроме того, Россия должна будет использовать эту ситуацию для дальнейшего укрепления влияния в Африке и вытеснения из нее враждебной РФ Франции. В этом смысле, переворот в Нигере играет на руку нашей стране.
- Эммануэль Макрон отправил правительство Франции в отставку
- Президент Франции призвал Европу прекратить делегировать собственную безопасность США
- Дуров "гибнет" за контент
- Павла Дурова обвинили в отказе сотрудничать по вопросам киберпреступности в Telegram
- Удар справа: политический "нокдаун" для Макрона
- "День Д" наоборот: 80 лет спустя Европа вывернулась наизнанку