Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

США предложили Китаю "лохотрон?

Так называемое "Управляемое соперничество", стало главной идеей китайской политики США. 

Так называемое "Управляемое соперничество", стало главной идеей китайской политики США. 

"На текущий момент отношения Китая и Соединенных Штатов находятся на самом низком уровне с момента установления дипломатических отношений между нашими странами. Это не соответствует интересам народов КНР и США", - заявил министр иностранных дел КНР Цинь Ган об отношениях, которые в последние дни активно обсуждаются в СМИ.

Президент США Джо Байден, как сообщило агентство Reuters, заявил, что отношения США и Китая находятся на верном пути, и высоко оценил "чертовски большую" работу, проделанную госсекретарем Энтони Блинкеном в ходе его недавнего визита в Пекин 18-19 июня. Подробности в материале корреспондента The Moscow Post.

Там он встретился с представителями китайского руководства. По итогам переговоров сообщил, что пригласил министра иностранных дел Китая Цинь Гана в Вашингтон и тот приглашение принял.

В последний момент китайская сторона включила в программу визита встречу с председателем КНР Си Цзиньпином, который призвал администрацию США сменить соперничество на сотрудничество. Президент США Джо Байден надеется на встречу с Си Цзиньпином, возможно это произойдет на полях Форума АТЭС.

Напомним, что Китай официально назван США и союзниками Вашингтона "стратегическим вызовом". Если согласиться с тем, что администрация Байдена переживает нелегкие времена, то кризис чувствуется во всем. Это отчетливо проявилось и в атмосфере, и итогах китайского вояжа госсекретаря США.

Попробуйте, какая гадость

Разночтения случаются, но в данном случае расхождения в формулировках каждой из сторон разительны. Политика США на китайском направлении напоминает рассказ О’Генри Утерянный рецепт. В нем американский писатель вспоминает, как владелец бара по имени Кон, смешивал спиртосодержащие субстанции.

Первая из двух бочек, полученных в результате экспериментов, содержала "нечто". Кто-то, "даже отказался бы подписать благодарственный отзыв", попробовав рюмочку. "Зато другая бочка.... Да, сэр, смесь во второй бочке оказалась дистиллированным эликсиром борьбы, богатства и высокого полета", - продолжал писатель.

Так оно и получилось в ходе визита Блинкена в Пекин, куда он приехал сразу с "двумя бочками" и предложил китайским партнерам выбирать. Как это изложила газета "Коммерсант", "отвергнув предложенную ему модель "управляемого соперничества", Пекин потребовал от США прекратить политику давления и сделать окончательный выбор между диалогом и конфронтацией".

Может г-н Блинкен таким образом пытался предложить китайским партнерам "русский лохотрон"?

Но даже "диалоговой бочки" в багаже Блинкена не оказалось, а поговорить (поспорить) в Пекине было, о чем. Со времени последнего визита госсекретаря США в Китай прошло пять лет, Блинкен этот пробел старался заполнить и беседовал с китайским коллегой семь с половиной часов.

Затем его принял Ван И, куратор внешней политики по партийной линии, глава канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам, член Политбюро ЦК КПК. Беседа заняла еще три часа. Ван И потребовал от Вашингтона прекратить разговоры о так называемой китайской угрозе, призвал отменить незаконные односторонние санкции против КНР, прекратить подавлять технологическое развитие Китая и не вмешиваться в его внутренние дела.

Вывод напрашивался такой: проблем накопилось много, надежду на конструктивный диалог в Пекине не потеряли. Поэтому разговоры были продолжительными.

Блинкен мог наговорить еще на пять лет?

О том, какие это проблемы Блинкен сообщил прямо из Пекина. Линии прямого диалога, заявил он программе NPR Morning Edition, – это лучший способ "ответственно управлять разногласиями, глубокими разногласиями, которые у нас есть", что прямое общение - это то, что не позволит конкуренции перерасти в конфликт, - сообщил он. Это, во-первых.

Во-вторых, отвечая на вопрос ведущей о контактах США-КНР по линии министерств обороны, Блинкен повторил, что такие коммуникации важны для того, чтобы избежать "непреднамеренного конфликта". Вашингтон хотел бы их восстановить, пока результатов не достиг, но продолжит этого добиваться.

В-третьих, на вопрос о росте разногласий по Тайваню, госсекретарь США заявил, , что проблема не в США, а в Китае, который прибегает к "безрассудным действиям"!

Блинкен заявил, что "важно, чтобы Китай понял, что наша политика [по Тайваню] не изменилась. Мы обеспокоены тем, что Китай меняет свою политику, когда дело доходит до мирного разрешения этих разногласий. … поделился, что это касается не только нас; это забота многих стран мира".

Ван И на переговорах с госсекретарем США заявил, что Китай не согласится на какие-либо компромиссы и уступки в тайваньском вопросе. Он подчеркнул, что сохранение национального единства всегда было ядром коренных интересов Китая и в этом вопросе у Пекина нет пространства для компромиссов и уступок.

Госсекретарь продолжил рассуждать на тему, насколько важно проводить "жесткую политику" на китайском направлении, как того требуют в Конгрессе, особенно в преддверии президентских выборов 2024 года.

Он сказал буквально следующее: "Мы усилили взаимодействие с союзниками и партнерами, достигли большой согласованности, сблизили подходы к Китаю… на этом новом фундаменте, который мы создали, мы можем лучше справляться с глубокими различиями, а также — опять же — искать области, в которых имеет смысл сотрудничать". От идеи "управляемого соперничества" повеяло конфронтацией с КНР, к которой США готовят весь Запад.

О других разногласиях

Напомним, что свои слова в утренней программе NPR госсекретарь адресовал домашней аудитории и союзникам США, а посему говорил о том, как "отстаивать права человека", или "выяснить, можем ли мы работать вместе в наших общих интересах", или как вернуть домой "некоторых задержанных американцев" и "наладить сотрудничество по фентанилу – главному убийце американцев в возрасте от 18 до 49 лет".

Выступая в Пекине перед журналистами и отвечая на вопрос о технологических ограничениях, наложенных на Пекин, Блинкен добавил, что "не в наших интересах предоставлять Китаю технологии, которые могут быть использованы против нас. … когда он (Китай) очень непрозрачно занимается наращиванием своей ядерно-оружейной программы, производит гиперзвуковые ракеты, использует технологии в репрессивных целях против собственного народа."

Госсекретарь заявил, что поднял вопрос об озабоченности США, которую разделяют все больше стран, по поводу якобы провокационных действий КНР в Тайваньском проливе, а также в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Кроме того, на пресс-конференции по итогам встречи в Лондоне он сказал, что Вашингтон испытал бы глубокую обеспокоенность по поводу присутствия Китая на Кубе, "разведывательного или военного".

Тему "обеспокоенности" госсекретарь озвучивал в контексте отношений Пекина с Москвой, отношений КНР и КНДР, но это напоминало монолог гостя из Вашингтона. Хотя госсекретарь и похвалил Пекин за его международные инициативы, особенно в тех областях, где, как он выразился, "некоторые мирные принципы, которые они [китайцы] выдвинули, согласуются с нашими".

Ради 35 минут

Встреча госсекретаря с председателем КНР стала главным итогом его визита, длилась она 35 минут. Китайский лидер заявил, что в ходе переговоров с американской стороной был достигнут прогресс по некоторым вопросам, однако не уточнил, по каким именно. Также Си Цзиньпин выразил надежду, что визит Блинкена будет способствовать стабилизации отношений двух стран.

Во время встречи с Си Цзиньпином Блинкен старался ограничить свои слова "дистиллированным эликсиром борьбы, богатства и высокого полета". Он заверил китайского лидера в том, что США не хотят конфликта с Китаем и новой холодной войны. Добавил, как-бы забыв про визит Ненси Пелоси в Тайбэй, что Белый дом выступает против независимости Тайваня. Он заверил председателя Си, что Вашингтон выполняет взятые обязательства, а именно не стремится к новой холодной войне и не намерен изменить устройство Китая. Уже не так мало!

"Этот визит госсекретаря США в Пекин приходится на критический момент в китайско-американских отношениях, и [нам] необходимо сделать выбор между диалогом или конфронтацией, сотрудничеством или конфликтом", - приводит слова Ван И Центральное телевидение Китая.

Какой выбор сделал Блинкен, скорее всего, не знают даже китайцы. Понятно, что в Пекине госсекретарь хотел в деталях обсудить Украину, говорил о надежде на "конструктивную роль Китая", о "справедливом мире на основе принципов Устава ООН", о военной помощи Китая России, чему, как он сам признал, "в Вашингтоне пока не видели никаких доказательств".

Вспомнил о черноморской зерновой сделке, которая, по его словам, обеспечила экспорт 32 млн тонн зерна, из которых примерно 18 млн получили развивающиеся страны. Хорошо бы сделку продлить, намекнул Блинкен, ради продовольственной безопасности и ценовой стабильности! О былых годах безоблачного сотрудничества с Пекином он вспоминать не решился. Эти времена остались в прошлом, когда в Вашингтоне китайской политикой заправлял Генри Киссинджер, а Китай только-только начинал выбираться из бедности.

В США, тем временем, уже готовятся к президентской гонке 2024 года. Выборы могут обещать Республиканской партии победу и может быть многое придется начинать заново. Отсюда эта бравада Байдена, что "отношения с Китаем находятся на верном пути".