Жители Молдавии, вопреки чаяниям президента Майи Санду и ее западных кураторов, никак не желают превращать свою страну во вторую Украину.
Пока внимание всего мира приковано к успехам России на Авдеевском направлении и окружении северной части Сектора Газа, интересные политические процессы происходят в Восточной Европе, в частности, в Молдавии.
На прошедших местных выборах партия "Действие и солидарность" (ПДС) президента страны Майи Санду потерпела разгромное поражение в двух турах. Виной тому уже всем очевидная опора Санду на западных кураторов, доведших до ручки Украины. Становится второй "незалежной", с разрухой, постоянной конфронтацией с Россией и горой пустых обещаний от Евросоюза и НАТО жители Молдавии не желают.
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
Второй тур местных выборов состоялся в минувшие выходные. По итогам первого тура "Действие и солидарность" удалось одержать победу только в двух районных центрах из 32-х. Казалось бы, с помощью западного финансирования и политтехнологий Санду удастся отыграться, но нет - ее партия взяла верх всего лишь в двух дополнительных райцентрах.
За партию власти проголосовало всего 305 тыс. жителей Молдовы в 2020 Санду выиграла президентские выборы с результатом 943 тыс. голосов, в 2021 году на парламентских выборах ее партия получила 775 тыс.)
Для политической силы, опирающейся на административный и прочие ресурсы президента страны, это полный разгром. И это красноречивый ответ основной массы избирателей, т.н. "глубинного народа", на тот деструктивный курс сближения с НАТО и конфронтации с РФ, который выбрала президент страны.
И это на фоне многочисленных угроз Майи Санду лишить европейского финансирования те "строптивые" муниципалитеты, где к власти не приведут "проевропейских" глав администраций. Более того, угрозы эти, скорее, мобилизовали население против правящей партии. Партия Санду не победила ни в одном из 11 крупных муниципалитетов страны. Такого ужасного результата не достигала еще ни одна правящая партия в Молдове со времен распада Советского Союза.
Зато серьезных успехов добилась оппозиционная Партия социалистов (ПСРМ) во главе со столь ненавистным Санду и ее куратором экс-президентом Игорем Додоном. Их итог на местных выборах составил 10 из 32 райцентров, включая крупный муниципий Сорокий. В двух других значимых городах, Флорешты и Шолданешты, кандидаты от ПСРМ значительно обошли непосредственных представителей от ПДС.
Еще после подведения итогов первого тура выборов Игорь Додон призвал отправить Санду и ее правящую партию в отставку. "Оппозиционные партии должны объединить усилия, чтобы добиться досрочных выборов главы государства и парламента после того, как поддерживающая Санду правящая партия потерпела сокрушительное поражение на выборах, несмотря на задействованный административный ресурс, нарушения закона, беспрецедентное давление на оппозицию, закрытие партий и десятков телеканалов, других СМИ", - отметил бывший глава государства.
И слова о СМИ - не просто так. В последнее время в Молдавии развернута беспрецедентная кампания по давлению и закрытию СМИ, которые не поддерживают курс действующих властей по сближению с ЕС и НАТО в ущерб отношениям с Россией.
Что касается российских СМИ, то тут администрация Санду решила бить по площадям. В конце октября глава Службы информации и безопасности Республики Молдова Александру Мустяцэ отдал распоряжение заблокировать доступ к ряду ведущих российских СМИ. Запрет коснулся ТАСС, "Интерфакса", "Московского комсомольца", "Известий", "Комсомольской правды", "Российской газеты", Lenta.ru. В ответ на это 20 ноября МИД России в качестве ответной меры закрыл въезд в РФ ряду официальных лиц Молдавии. Кроме того, в МИД был вызван молдавский посол Лилиан Дарий.
По украинским лекалам
Впрочем, мы зря назвали давление команды Майи Санду на СМИ беспрецедентным. Аналогичным образом после "Майдана" стали действовать украинские власти. Своими безответственными и незаконными решениями по ущемлению прав русскоязычных и курсу на разрыв всех отношений с Россией они спровоцировали колоссальный раскол в обществе, который привел сначала к гражданским боестолкновениям, а затем и к военному противостоянию с РФ.
Точно такую же риторику, как и администрации Порошенко-Зеленского, использует госпожа Санду. Они щедро сдобрены целым ворохом обещаний от наших бывших западных партнеров принять Молдавию в ЕС и НАТО, обеспечив им всем безбедную жизнь с торжеством "европейских ценностей". Что от этого получила Украина, всем хорошо известно. И на чужом примере граждане Молдавии прекрасно видят, к чему это идет.
Еще с самого начала СВО по защите Донбасса западные доброхоты, которые составляют львиную долю команды Майи Санду, вкупе с их украинскими подопечными подталкивают Кишинев к открытию "второго фронта" против России. Речь, конечно, об ударе на нашим силам в Приднестровье и попытке решить застарелую территориальную и политическую проблему силой.
Пока что у Санду хватило ума не начинать эту авантюру. Но, учитывая те шаги, которые она уже сделала "на благо" Молдавии, исключать этого нельзя. Это прекрасно видят избиратели страны. А особенно в Гагаузии, которая традиционно выступает за нормальные отношения с РФ.
В 2023 году в Гагаузской автономии прошли выборы башкана, при этом партия власти в них не участвовала, а во втором туре за победу боролись представители оппозиции. Президент Майя Санду и премьер Дорин Речан в один голос говорили о многочисленных нарушениях, которые якобы зафиксировала полиция. Они же пытаются продвинуть идею о необходимости лишить Гагаузию автономии - якобы, из-за угрозы, которую та несет национальной безопасности Молдавии.
Все это как под копирку снято с риторики относительно недопустимости предоставить политическую автономию Донбассу - то, на чем, собственно, с украинской стороны погорел т.н. "минский процесс". Однако, для Молдавии опасность совершенно в другой плоскости - гражданка Румынии Майа Санду и вовсе не считает, что ее страна должна оставаться отдельным независимым государством, откровенно беря курс на вхождение в ЕС - пусть даже путем полного поглощения соседней Румынией.
Теряя идентичность
В марте 2023 года в молдавском парламенте после ожесточенных дебатов приняли законопроект "Действия и солидарности" о переименовании молдавского языка в румынский. Страсти кипели такие, что дошло до драки. Представители оппозиции из Блока коммунистов и социалистов (БКС) назвали коллег из ПДС манкуртами. В это время в соседней Украине русскоязычным жителям страны запрещают говорить на своем языке, называют "быдлом" и агентами врага. В Молдавии, похоже, агентами врага стали все, кто признает существование молдавского.
Это стирание собственной национальной идентичности в угоду крайне сомнительной политической конъюнктуре. И, конечно, оно получило прямую оценку на прошедших муниципальных выборах.
Понимает ли Санду, что сама роет себе политическую могилу? Впрочем, на Украине тоже было мало желающих конфликтовать с Россией, пока в дело не вмешались западные кураторы и колоссальные средства, которые они тратили на создание новой "исторической памяти" и национальных мифов.
Протесты против политики Майи Санду в Гагаузии в 2022 году. Фото: https://newsofrussia.ru/wp-content/uploads/2023/03/image-14-11-22-06-51-4-scaled-1-2048x1366.jpeg
Как "вишенка на торте", накануне Майя Санду решила в очередной раз обострить конфликт с российским "Газпромом" по вопросу оплаты поставленного природного газа. Оказывается, у Майи Санду есть "доказательства", что Молдавия должна за поставленный газ не 700 млн долларов, а всего 9 млн.
Правда, "доказательств" этих пока никто не видел, но сама постановка вопроса при наличии четких контрактных обязательств говорит о том, что в администрации нынешней главы молдавского государства, что называется, пошли вразнос. Похоже, в Кишиневе считают лучшим благом для страны не только окончательно рассориться с Россией, но и покупать голубое топливо на стороне – втридорога и для без того нищего бюджета.
Учитывая зависимость Молдавии от внешних игроков, похоже, только сознательность подавляющей части ее населения удерживает ее от катастрофы. Следующие выборы президента состоятся в 2024 году, парламентские - в 2025 году. Будем надеяться, что в случае плохого исхода для нынешней правящей элиты страны их итоги не обернуться очередным проплаченным извне "майданом".