Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Круг безопасности замкнулся в Москве

XI Московская конференция по международной безопасности, как продолжение процесса Мюнхенской конференции 2007 года.

XI Московская конференция по международной безопасности, как продолжение процесса Мюнхенской конференции 2007 года.

В мероприятии приняли участие более 800 делегатов из 76 стран и шести международных организаций, в том числе 26 министров обороны, 16 заместителей министров обороны и начальников генеральных штабов из разных стран, передает корреспондент The Moscow Post.

А начиналось все в Мюнхене

Все началось с конференции по безопасности в Мюнхене в 2007 году. Похоже, что процесс, запущенный тогда Президентом РФ Владимиром Путиным, сделал "полный круг" в дни Московской конференции. Некоторые промежуточные итоги прошедших лет говорят о крутых переменах.

Мир разделился и продолжает дрейфовать не только в сторону многополярности. В отношениях крепнущих "полюсов" появились признаки консолидации. Формируется антизападная военно-политическая коалиция. Вместе с тем, некоторые государства АТР присоединились к западному лагерю. Это, во-первых.

Во-вторых, Америка, как лидер этого лагеря, переживает внутренний раскол и кризис политической системы. В международных делах США стали опаснее, чем прежде. Вашингтонская элита действует по инерции, игнорируя изменения в мире и свои проблемы, занимаясь саморазрушением и проявляет агрессивность.

В-третьих, Запад утратил договороспособность. Репутация США на таких площадках, как стратегический диалог и контроль стратегических вооружений, подпорчена, вплоть до точки невозврата.

По другую сторону от Запада, "большинство государств готово отстаивать свой суверенитет и национальные интересы, традиции, культуру и уклад жизни. Укрепляются новые экономические и политические центры", - заявил в своем видеообращении к участникам и гостям Московской конференции президент России Владимир Путин.

Запад больше не доминирует

Мир, тем не менее, остается полон геополитических авантюр. В ходе заседаний Московской конференции много говорили о том, что в разных регионах мира провоцируются новые конфликты и раздуваются старые. Страны НАТО наращивают военный потенциал и пытаются перенести противостояние в космос и информационное пространство. В этих условиях, российская СВО на Украине сократила возможности Запада навязывать свои интересы в различных регионах мира, повысила роль стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Доминирование коллективного Запада в военной сфере осталось в прошлом.

На фоне спецоперации Россия в сжатые сроки увеличила производство ракетно-артиллерийского вооружения, танков и другой бронетехники. Российская беспилотная авиация зарекомендовала себя в качестве важнейшего средства разведки и огневого поражения сил противника. То же можно сказать о средствах радиоэлектронной борьбы с дронами и крылатыми ракетами.

"Ничего неуязвимого для российского оружия на поле боя сегодня нет, во многих случаях западная техника уступает даже советской", - заявил Шойгу. Развенчан миф и о превосходстве западных военных стандартов. ВСУ не удается добиться результатов, несмотря на всестороннюю помощь Запада, который на Украине сам отрабатывает различные варианты ведения военных действий.

Сегодня России противостоят не только вооруженные силы Украины, а весь коллективный Запад. Но, несмотря на всестороннюю натовскую помощь ВСУ, результатов нет, "предварительные итоги боевых действий показывают, что военный ресурс Украины почти исчерпан", - сказал Сергей Шойгу.

Коалиция формата "2+2+1"

Разговор также шел о том, что США поставками вооружений продолжают разжигать конфликт на Украине, пытаются переформатировать под свои стратегические интересы систему межгосударственных отношений, сложившуюся в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), создают новые военно-политические блоки, разрушают механизмы контроля над вооружениями и режим нераспространения.

"Продвижение так называемых индо-тихоокеанских стратегий, по сути, направлено на создание подконтрольных Вашингтону военно-политических объединений", - сказал российский лидер. США ведут дело к интеграции сил альянса НАТО с военным союзом Австралии, Великобритании и США (AUKUS), с возможным подключением к нему Японии и Южной Кореи.

Противники России и Китая, Белоруссии и КНДР, а также Ирана создали условия, которые побуждают к ответным действиям по линии военно-технического сотрудничества, совместных учений и мероприятий на земле и море, в воздушном и информационном пространствах.

Укрепляются связи по линии военных ведомств этих государств. Формируется сеть связей, в которых Москва и Минск противостоят альянсу НАТО в Европе. На Дальнем Востоке и зоне АТР Китай взаимодействует с Россией и КНДР перед лицом угроз со стороны альянсов под контролем США. На юге Евразии Иран готов наращивать военно-техническое сотрудничество с Россией. Формируется коалиция безопасности в формате "2+2+1".

Ответная интеграция и новый баланс

Группа государств в составе России и Белоруссии, Китая и Северной Кореи, а также Ирана может претендовать на ведущее место в раскладе сил в пределах Большой Евразии и АТР. По словам Сергея Шойгу, "так случилось, что роль локомотива в продвижении интересов большинства независимых государств история вновь отвела России".

Министр обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант Виктор Хренин в своем выступлении подчеркнул, что "не стоит удивляться, почему Республика Беларусь является активным участником интеграционных процессов в рамках ОДКБ и СНГ, стремится в ШОС и БРИКС. … предпринимаемые нами интеграционные усилия ломают планы Запада". В частности, Минск рассматривает возвращение тактического ядерного оружия на территорию Белоруссии, как действенный фактор стратегического сдерживания.

Член Госсовета - Министр обороны КНР генерал-полковник Ли Шанфу, сказав про "новый виток неустойчивости и преобразований" в мире, заявил, что "сдерживать и подавлять другие страны - не только не соответствуют законам экономического развития, но и истощают доверие народа".

Говоря о "тайваньском вопросе", он назвал его внутренним делом Китая. Заявил, что попытка использовать тайваньский вопрос для сдерживания Китая обречена на провал. Ли Шанфу отметил, что Вооруженные силы Китая - это твердая сила в поддержании мира на планете. "Мы, – сказал он, – готовы углублять всестороннее практическое сотрудничество с вооруженными силами стран мира и совместно реализовывать Инициативу по глобальной безопасности".

Он подтвердил, что китайско-российские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху, продолжают поступательно развиваться, подают пример отказа от союзничества, антагонизма и ненаправленности на третьи страны. "Мы также готовы, как и прежде, форсировать работу в сфере безопасности в рамках ШОС, активно углублять сотрудничество в сфере обороны с новым членом Ираном и вступающей в ШОС Беларусью. … [развивать] практическое сотрудничество по профильным направлениям. Китайская сторона готова и дальше углублять сотрудничество в сферах высокой технологии, вооружения и военной техники", - заявил Ли Шанфу.

Российский министр обороны Сергей Шойгу и лидер КНДР Ким Чен Ын ранее обсуждали развитие тактико-стратегического сотрудничества Северной Кореи и России в сфере оборонной безопасности. В ходе беседы стороны подробно обсудили вопросы, возникающие в развитии "тактико-стратегического содействия и сотрудничества между двумя государствами в сфере оборонной безопасности".

Министр обороны Северной Кореи Кан Сун Нам заявил, что ядерная война на Корейском полуострове стала уже не вопросом вероятности, а кто и когда ее начнет. "Мания ядерной войны со стороны США и марионеток в республике Корея превращают Корейский полуостров и Северо-Восточную Азию в новый очаг ядерной войны", - отмечено в его обращении к участникам конференции.

Заместитель начальника Генерального штаба ВС Ирана, бригадный генерал Азиз Насирзаде и заместитель министра обороны РФ Александр Фомин провели переговоры о военно-техническом сотрудничестве на полях Московской конференции. "Стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества. Состоялся обмен мнениями по вопросам региональной безопасности и международной обстановки", - сообщили в Минобороны России.