Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Китай ответил США "редкоземом"

Америка пытается договориться с Китаем, опасаясь "промышленной блокады".

Америка пытается договориться с Китаем, опасаясь "промышленной блокады".

В то же время, считает Байден, Китай пытается вытеснить США с позиций ведущей мировой державы, а Си Цзиньпин хочет сделать Китай крупнейшей мировой экономикой и самой сильной в военном отношении страной, сообщает корреспондент The Moscow Post.

Это напоминает детектив с недописанной или утраченной последней главой, в которой скрыта развязка. Кто станет победителем, кто проиграет и будет наказан? Понятно только одно – идет схватка Китая и США - двух, ведущих экономик мира, технологических конкурентов и стратегических соперников.

К экономическому соперничеству все уже привыкли, технологическое давление со стороны Америки китайцы начали испытывать сравнительно недавно, а к стратегическому противостоянию стороны только-только приспосабливаются с опаской и оглядкой. Каждая из них готова в борьбе за свои интересы использовать свои преимущества и слабые стороны противника.

Чипы за галлий, микросхемы за германий

И еще интересно, почему сегодня в Белом доме решили пойти на попятную, сгладить углы прежней, враждебной риторики? США, например, недавно ужесточили экспортный контроль, чтобы лишить Китай доступа к оборудованию для производства микросхем, запретили своим специалистам работать в китайских профильных фирмах. В ответ Пекин запретил компании Micron работать в Китае.

США ограничили доступ Китая к передовым чипам. Китай в ответ объявил, что вводит ограничения на экспорт галлия и германия. Эти редкоземельные металлы используются в гражданской и военной электронике.

Галлий незаменим в производстве полупроводников, германий используется в оптическом волокне и солнечных панелях. В стоимостных объемах, по данным газеты "Известия", рынки и первого, и второго невелики, составляют в расчете на год 430 млн долларов (100 тонн галлия) и 230 млн долларов (60 тонн германия). Но все дело в Китае – его доля на рынке галлия выше 90%, на рынке германия – 80%.

В целом, больше 95% редкоземельных металлов в мире добывается или перерабатывается в Китае. Без редкоземельных элементов, таких как неодим, празеодим и лантан, двигатели электромобилей и жесткие диски компьютеров не работали бы. Множество других высокотехнологичных областей, включая электромобили и "зеленую энергетику", зависят от этих и других редкоземов.

Заменить поставки этого сырья в среднесрочной перспективе нечем, - признают руководители ряда американских корпораций, включая Raytheon. В России этот производитель вооружений известен по комплексам ЗРК "Patriot". После уничтожения таких ЗРК гиперзвуковым ракетным комплексом "Кинжал" репутации Raytheon был нанесен ущерб, курс акций компании снизился, ее рыночная стоимость упала почти на 10 млрд долларов.

Еще эта компания в феврале попала под китайские санкции за поставки вооружений на Тайвань. Все очень сложно, и попытки Вашингтона разрушить одни технологические цепочки, подрывающие интересы "национальной безопасности США" ведут к тому, что цепочки, работающие в их интересах, тоже разрушаются. Та же Raytheon через дочерние фирмы Pratt & Whitney и Collins Aerospace поставляет компоненты для китайского пассажирского самолета С919.

Арсенид галлия — это полупроводник, как и кремний. В настоящее время у американских компаний, работающих по заказам Пентагона, не хватает запасов галлия, который относится к категории легких металлов. По тяжелым редкоземам (диспрозий, иттрий, иттербий, тулий, лютеций) КНР обеспечивает 100% мирового спроса.

Китай доминирует в добыче и производстве висмута (70%), вольфрама (86%), флюорита (56%), скандия (56%), ванадия (62%) и молибдена (около 40%). По сути дела, можно говорить о контроле рынка редких металлов, без которых современная промышленность встанет.

Выход есть, но он далеко

Для американского ВПК выход есть. Это значит вернуться к масштабным разработкам и добыче стратегического сырья на старых рудниках, а также на территории стран-сателлитов. Один из самых крупных американских рудников Mountain Pass расположен в штате Калифорния, по соседству с Лас Вегасом.

Рудник обеспечивал крупнейшее в мире производство редкоземельных металлов в 1960—1980 годах. К 1974 году на его долю приходилось 78% мировой добычи. В частности, элемент европий, имеющий способность излучать красный свет, стал важнейшим компонентом цветных телевизоров. Но конкуренция со стороны Китая сначала вынудила снизить добычу редкоземов в США, затем материнская компания Molycorp вообще обанкротилась.

Недавно, администрация президента Джо Байдена озаботилась зависимостью от КНР в области редкоземельного сырья и магнитов, назвала это "ключевой стратегической уязвимостью". В 2017 году, добыча таковых возобновилась, и к началу 2022 года на Mountain Pass приходилось 14% мировой добычи руды редкоземов, часть которой продолжали перерабатывать в Китае.

Четвертым в списке акционеров компании MP Materials, работающей на руднике Mountain Pass, стала китайская госкомпания Shenghe Resources Holding, зарегистрированная в Шанхае. Восстановление рудника получило поддержку правительства США, включая финансирование Министерства обороны. Но запасы редкоземельных элементов в США составляют менее 6% от китайских. Технологии и масштабы производства в КНР ушли вперед благодаря инвестициям в отрасль.

"Кремниевый щит" Тайваня

В качестве объяснения причины введения экспортных ограничений на галлий и германий Пекин цитирует Вашингтон, называя это "соображениями национальной безопасности". Как пишет Bloomberg, ограничения введены в ответ на то, что США частично застопорили Китаю продажи технологий и оборудования для производства полупроводников.

К примеру, голландская ASML не будет продавать последнее поколение оборудования для фотолитографии, которое используется для производства микросхем. Ограничения на экспорт машин с технологией EUV были введены еще в 2019 году. Вместе с тем, этот голландский холдинг является крупнейшим поставщиком литографического оборудования на Тайвань, где сосредоточены основные клиенты компании. Численность персонала представительства ASML на острове превышает три тысячи человек. Главный потребитель продукции – TSMC, которая контролирует более половины мирового рынка контрактного производства микросхем, готовится к тому, чтобы серийно выпускать 3-нм чипы.

Сами США сохраняют значительный потенциал в проектировании микросхем, но производство в значительной степени утрачено и на его восстановление уйдут годы. Закон о чипах и науке 2022 года , например, предполагает инвестиции в размере 50 млрд долларов в НИОКР и производство полупроводников. А TSMC планирует построить завод в штате Аризона, хотя только подготовка сотрудников для работы с оборудованием ASML займет не менее полутора лет.

Тайвань, как мировой центр полупроводниковой промышленности, стал заложником в технологической схватке США и Китая. И хотя положения Тайваня в производстве чипов дают основания называть его экономику "самой незаменимой" в мире, остров может превратился из центра политической напряженности в поле сражения. Компанию TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) называют "кремниевым щитом" Тайваня, который якобы защищает остров от вторжения. Или этот "щит" притягивает опасность военного столкновения, которое планируют США? Особенно, если производство микросхем будет клонировано в штате Аризона.

Что, если проект реализуют?

На Тайване, где производят более 60% полупроводников в мире и до 90% самых передовых из них, не могут не понимать, что Вашингтон может принести остров в жертву. Если проект в штате Аризона будет реализован, как планируется, технологическая и политическая "ценность" Тайваня для США может снизиться.

В Вашингтоне гадают о том, что может случиться с индустрией чипов, если Китай вторгнется на Тайвань. Конгрессмен-демократ из штата Массачусетс Сет Моултон "пошутил", что, если это случится, "мы взорвем TSMC". Конгрессмен, правда, пояснил, что обсуждал и другие варианты защиты этой компании -- самой дорогой тайваньской "несушки чиповых яиц".

Военный ответ на вторжение на Тайвань, как предполагают американцы, может привести к остановке производства полупроводников. Крайний вариант развития событий - к уничтожению производства. Пекину это не нужно, Тайваню – тем более, но для США это рабочий вариант.

"Вторжения", на котором зациклены в Вашингтоне и Токио, может и не потребоваться. Китаю будет достаточно ввести морскую и воздушную блокаду острова, чтобы прекратить транспортное сообщение и поставки микросхем в любом другом направлении, кроме материкового Китая. В апреле года НОАК уже провела масштабные учения, имитируя окружение острова.

Остается надеяться на мудрость китайцев по обе стороны Тайваньского пролива и их способность договориться об условиях исторической мега-сделки. Морская блокада не будет означать прекращение связей Тайваня с мировой экономикой, эти связи просто перейдут под контроль смешанной администрации, а сам остров – под защиту Китая. Это может звучать более, чем неправдоподобно, но в противном случае Вашингтон, в случае конфликта, не остановится перед тем, чтобы разрушить все, что построено и создано поколениями инженеров TSMC.

Сегодня карьер в районе Mountain Pass, что расположен в высокогорье Южной Калифорнии, превратился, как пишет Asia Nikkei, в "поле битвы в глобальной борьбе за промышленное превосходство". Японское издание сообщает, что на сувенирных кусках редкоземельной руды, которые раздают посетителям, стоит клеймо “Сделано в США”. Компания MP Materials, которая теперь владеет рудником, заявляет: “Наша миссия - восстановить всю цепочку поставок редкоземельных элементов в Соединенные Штаты Америки”.

Кому эта битва нужна, и зачем разрушать другие важные цепочки поставок, японское издание не уточняет. Точно, не китайскому акционеру с регистрацией в Шанхае, или персоналу тайваньской TSMC, которую американские законодатели готовы даже взорвать. Может быть, до "сонного Джо" что-то стало доходить?