США и "Евросоюзу" не удалось "загнать под ковёр" российский нефтегазовый сектор.
Нефтегазовые доходы российского бюджета в октябре превысили 1,6 трлн рублей и стали самыми высокими за последние полтора года. В апреле 2022 года был установлен рекорд - 1,8 трлн рублей, сообщает корреспондент The Moscow Post.
В Вашингтоне ранее заявили, что будут добиваться остановки проекта "Арктик СПГ-2". Получается, что США и Евросоюзу этот сектор российской экономики "удушить" не удалось. Более того, европейские потребители природного газа переключились на закупки в РФ сжиженного природного газа (СПГ). Еврокомиссия пока не вводила ограничений на импорт российского СПГ, хотя и предложила закупки сократить.
За первые шесть месяцев 2023 года Европа купила в России около 9 млн тонн СПГ, на 8% больше, чем годом ранее. Только Испания за 10 месяцев импортировала из РФ 4,8 млрд кубометров газа, обеспечив около 19% своих потребностей. Япония за счет поставок с проекта "Сахалина-2" тоже импортирует около 10% необходимого ей СПГ.
Конкурентов никто не любит
За десять месяцев 2023 года Россия экспортировала 26,18 млн тонн СПГ, на 3,8% меньше, чем годом ранее по причине продолжительных ремонтов оборудования. Но объемы могут в ближайшее время восстановиться.
В 2022 году проект "Ямал СПГ" выдал на рынок 20,7 млн тонн СПГ. На подходе первая очередь проекта "Арктик СПГ-2", реализуемого компанией НОВАТЭК. Эта линия сможет в 2024 году произвести более 6 млн тонн СПГ. Мощность всех трех линий по сжижению составит около 20 млн тонн в год. Больше того, Москва поставила задачу к 2030 году производить около 100 млн тонн СПГ в год.
В Вашингтоне заявили, что будут добиваться остановки проекта "Арктик СПГ-2". Проект возглавляет российская частная компания "Новатэк", которой принадлежит 60% акций. Среди акционеров французская TotalEnergies, китайские госкомпании CNPC и CNOOC, японское совместное предприятие Mitsui & Co и госкомпании JOGMEC. Каждый из этих акционеров имеет долю по 10%.
Конкуренцию никто не любит. Помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт заявил, выступая на заседании комитета сената США по иностранным делам, что "наша цель — убить проект "Арктик СПГ-2"".
Доступ к проекту в первую очередь могут потерять западные покупатели. И дело не только в том, чтобы ограничить России доступ на рынок СПГ стран Европы и, таким образом, уменьшить доходы российской казны.
Речь идет о том, чтобы закрепить и этот рынок, и рынки стран Азии за американскими производителями СПГ. В частности, компания ExxonMobil планирует к 2030 году удвоить объемы своих продаж СПГ в Азии.
Завод СПГ мощностью более 40 млн тонн, построенный компаниями ExxonMobil и QatarEnergy в Техасе, предназначен именно для этого. Компания также планирует новые СПГ-проекты в Мозамбике и Папуа-Новой Гвинее, будет покупать около 5 млн тонн СПГ в год у заводов СПГ в США и Мексике.
Текущие объемы производства ExxonMobil составляют около 22 млн тонн СПГ в год. Проект "Арктик СПГ-2" график ExxonMobil опережает.
Союзников не жалеть
Вашингтон будет наращивать давление на союзников, которым СПГ все больше нужен. США не вводили санкций против других крупных российских проектов "Ямал СПГ" и "Сахалин-2". "Арктик СПГ-2" - это первый случай, когда под санкции попадают поставки, раньше дело ограничивалось финансированием и оборудованием.
Инвесторы "Арктик СПГ-2" смогут отбирать газ в соответствии со своей долей. Для TotalEnergies и партнеров по совместному предприятию это будет означать около 2 млн тонн в год, когда проект выйдет на полную мощность. У акционеров есть время до конца января следующего года, чтобы выйти из проекта.
TotalEnergies заявила: "Последствия решения властей США по контрактным обязательствам в проекте "Арктик СПГ-2" в настоящее время оцениваются". Mitsui и JOGMEC "собирают сведения от заинтересованных сторон".
По данным Международной группы импортеров СПГ, в прошлом году мировой рынок СПГ вырос на 5% до 389 млн тонн. Импорт Европы вырос примерно на 60% на фоне отказа от поставок российского трубопроводного газа.
Спрос со стороны Европы вызвал дефицит, который привел к росту цен на СПГ на спотовом рынке. Еженедельные спотовые цены на СПГ в Азии в августе составили 11 долларов за миллион британских тепловых единиц (БТИ), или около 380 долларов за тыс. кубометров, что было примерно на 80% ниже рекордного уровня августа прошлого года.
Но риски нового ценового всплеска этой зимой сохраняются. Среди возможных причин перебоев в поставках в отчете Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США упоминаются сокращение трубопроводного экспорта из России транзитом через Украину, забастовки рабочих на австралийских заводах по производству СПГ и военный конфликт на Ближнем Востоке.
Диверсификация поставок помогает риски понизить. Если проект "Арктик СПГ-2" выпадет для стран Европы из вариантов закупок, возможности ценового маневра для них тоже будут ограничены.
"Опоздавшим" перейти на уголь
Антироссийская стратегия США в области СПГ противоречит интересам больших экономик Азии, строящих планы перевода энергетики на природный газ.
Почти все дополнительные объемы СПГ поступали и поступают в Европу со спотового рынка, "забирая" газ у покупателей в странах Азии. Там, терминалы СПГ недогружены или простаивают. Из числа "новых импортеров" только Гонконг заключил долгосрочный контракт.
Число стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), импортирующих СПГ, за последние десять лет удвоилось. Доля региона в импорте СПГ выросла с 60% в 2010 году до 71% в 2020 году.
В частности, резко выросли поставки СПГ в Китай, который обогнал Японию и стал крупнейшим импортером СПГ, импортировав в 2022 году более 81 млн тонн СПГ. Япония ввозит около 75 млн тонн, Южная Корея - 46 млн тонн, Тайвань – около 19 млн тонн СПГ в год.
Таиланд, Сингапур и Малайзия начали импортировать СПГ в 2010-х годах, Мьянма - в 2020 году. В список стран, которые можно назвать "новыми импортерами", входят Индия, Пакистан, Бангладеш, Вьетнам, другие страны АТР.
Своя добыча газа во Вьетнаме, Таиланде и Индонезии будет падать в среднем на 11% в год в период с 2031 по 2040 год. Спрос на газ только во Вьетнаме, по прогнозам, будет расти на 4,7% в период до 2050 года. Два терминала начнут принимать СПГ уже в этом году, еще пять должны быть построены к 2027 году.
В стране строятся более 20 электростанций, работающих на СПГ. Власти планируют к 2030 году довести долю СПГ в выработке электроэнергии до 15%. В настоящее время Вьетнам производит половину своей электроэнергии из угля.
Филиппинам ежегодно требуется около 9 млн тонн СПГ. Правительство ожидает, что к 2040 году потребление природного газа вырастет в разы. Вьетнам и Филиппины практически полностью зависят от спотового рынка СПГ.
В 2022 году спотовые цены на СПГ в Азии составили в среднем 34 доллара за миллион БТЕ и стали практически "запретительными". Высокие цены на газ ведут к тому, что одни "новички-импортеры" стали сжигать больше угля, другие – начали нормировать потребление и практиковать веерные отключения.
Декарбонизация подождет
Позиция Вашингтона по проекту "Арктик СПГ-2" противоречит планам противостоять глобальному потеплению.
Правительства стран Азии обсуждают, как обеспечить свою энергетическую безопасность с учетом климатических целей и выполнить обязательства по сокращению выбросов. Природный газ сокращает выбросы двуокиси углерода до 60% по сравнению с углем. И сочетание СПГ с возобновляемыми источниками энергии может быть решением проблемы.
Главные импортеры СПГ в АТР (Япония, Китай, Южная Корея) обеспечивают более 70% своих потребностей в СПГ за счет долгосрочных контрактов. Но и для них рынок спотовых продаж имеет большое значение. В итоге, высокие и волатильные цены на газ побуждают страны переходить на уголь. Это наблюдается и в государствах-членах ЕС, но особенно заметно в Азии.
Ожидается, что к 2050 году валовой внутренний продукт стран Азии увеличится в четыре раза, а спрос на энергию вырастет более, чем вдвое. Но такие страны, как Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия возвращаются к угольной генерации. Даже Япония и Южная Корея стали сжигать больше угля, чем раньше. Это вдобавок сопровождается недостаточным инвестированием нефтегазового сектора.
В Японии доля природного газа в генерации составляет около 34%. Министерство экономики, торговли и промышленности прогнозирует, что к 2030 году в стране будет введено в эксплуатацию еще 6 ГВт газовой генерации. Переоборудование угольных электростанций под СПГ сократит выбросы вдвое.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, в странах которой проживает более 650 млн человек, находится на пути к увеличению импорта СПГ. Южная Азия с Индией, Пакистаном и Бангладеш представляют вместе рынок с населением около 2 млрд человек. Если Россия будет обеспечена своим флотом газовозов и будет опираться на транспортные возможности дружественных стран, помешать новым российским проектам СПГ будет не просто.
Но сама идея - "убить проект "Арктик СПГ-2", которую вынашивают в Вашингтоне, заслуживает внимания в силу ее крайней зловредности во всех отношениях, от климата до интересов стран-союзников США и возможных сбоев на мировых энергетических рынках. Но гегемон в истерике и это не лечится!