На столе Овального кабинета накапливаются проблемы. Отчасти это вызвано старением и дряхлением. Но не только самого хозяина Белого дома, но и страны в его распоряжении. Америка не заметила, как потеряла значительную часть своего промышленного потенциала. Подменила некогда самодостаточную экономику внутренними дрязгами и внешней агрессивностью. Большая часть производства переместилась за границу.
США должны вернуть себе статус "мастерской мира" и восстановить сферу производства, написал для журнала Foreign Affairs, конгрессмен Ро Ханна, представляющий Силиконовую долину. Нужны "реиндустриализация" и "новый экономический патриотизм". Подробнее в материале корреспондента The Moscow Post.
Дефицит торгового баланса (948 млрд долларов в 2022 году) является показателем упадка промышленности. Начиная с 1998 года рост торгового дефицита США стоил пяти миллионов хорошо оплачиваемых рабочих мест и около 70 тысяч закрытых фабрик. Около 75% импорта из Китая приходится на промышленные товары.
Жизнь тоже быстро меняется. Маленькие города опустошены, общины — разрушены, имущественное неравенство выросло, богатство сосредоточено в крупных прибрежных городах, промышленные районы деградируют.
Утрачена и способность подстраиваться к изменениям в мире, тяга к конфликтам заменяет разумное планирование. Причина понятна – подготовка к выборам 2024 года не предполагает размышлений о "дальних горизонтах". К провалам администрации Байдена на Украине добавились проблемы Газы, Израиля и судьба палестинцев. На подходе Тайвань, в полном разгаре разногласия с Китаем.
Пока в центре этих разборок – полупроводниковые "палки", которые Америка энергично вставляет в колеса китайской промышленности. Вашингтон также принимает меры, чтобы затруднить Китаю обходить санкции и приобретать нужные ему чипы через третьи страны.
Китай отвечает
Лозунги "Покупайте американское" и "Сделано в Америке", характерные для президентства Дональда Трампа, остались и у Джо Байдена, протекционизм даже усилился. Экономическая безопасность и изменение климата могут стать главными вопросами предвыборной кампании 2024 года. Хотя понятно, что Вашингтон, демонизируя Китай, как угрозу своим интересам доминирования, подрывает основы перехода к "зеленой энергетике".
Китаю есть чем ответить. В июле Китай ввел ограничения на экспорт галлия и германия. Решено, что с 1 декабря Министерство коммерции КНР будет выдавать лицензии на экспорт графита, природного пластинчатого и чистого искусственного. Графит незаменим в машиностроении, атомной энергетике, металлургии, производстве электроники и аккумуляторов, в химической промышленности.
На долю КНР приходится около 90% производства графита в мире. По данным Геологической службы США, в 2021 году Китай произвел 820 тыс. тонн природного графита. Бразилия на втором месте (68 тыс. тонн).
Китайские компании имеют большее влияние на материалы и технологии, связанные с производством аккумуляторов, чем все компании США, Японии, Южной Кореи и Индии, заметило издание Nikkei Asia. В частности, оснащение аккумуляторными элементами автомобилей Tesla на 39% зависит от китайских поставщиков и только на 11% - от американских. В поставках деталей из цветных металлов, исключая алюминий, 16 из 42 компаний – китайские.
Рикошетом по партнерам
Крупнейшие импортеры китайского графита — Япония, США, Индия и Южная Корея. Политика сдерживания КНР - главного торгового партнера стран G7, - рикошетит по Евросоюзу, Японии, а также Южной Корее. Экспортно-ориентированная экономика этой соседней с Китаем страны зависит от импорта компонентов, а производство аккумуляторов считается ключевым для роста.
Южная Корея пытается минимизировать влияние торговой войны между Вашингтоном и Пекином. Министерство промышленности, посовещавшись с тремя крупнейшими производителями аккумуляторов в стране (LG Energy Solution, Samsung SDI и SK On) заявило, что будет взаимодействовать с Китаем, работать с поставщиками из Танзании и Мозамбика, выделит около 15 млрд долларов для производства твердотельных батарей.
Но южнокорейские СМИ обвинили Китай в "использовании природных ресурсов в геополитических целях". Газета Seoul Economic Daily написала в редакционной статье, что Китай "использует свой контроль над экспортом полезных ископаемых, чтобы изменить политический курс главного союзника США". Но в статье также отмечено, что "если поставки основных материалов из Китая будут прекращены, промышленность страны может рухнуть".
Никель лития не слаще
Южная Корея также зависит от Китая в импорте лития, никеля, кобальта и марганца. Отсюда готовность поддерживать с Пекином прямые контакты.
Положение Японии мало, чем отличается, но Токио видит выход в том, чтобы обойти Китай "с флангов", рассчитывая на ресурсы Австралии и Канады. Глава министерства экономики, торговли и промышленности Ясутоси Нисимура подписал в этой связи с канадским правительством соглашение о сотрудничестве в материалах для электромобилей, включая графит, никель и литий.
Такие компании, как Panasonic Energy (поставщик Tesla) и Prime Planet Energy & Solutions (филиал Toyota Motor) могут стать партнерами канадских компаний в строительстве новых "цепочек поставок", независимых от Китая.
Осталось ответить на вопрос сколько на это потребуется времени? На долю КНР приходится около 65% мировых мощностей по переработке лития, 74% по выделению кобальта и до 17% по рафинированию никеля.
Японские бюрократы, стоящие на страже интересов индустрии, соглашаются с тем, что это логично размещать производство ключевых материалов вблизи центров производства электромобилей, каковыми стали китайские предприятия. Но именно это и нервирует правительства стран Запада, прежде всего США.
Премьер-министр Фумио Кисида в июле посетил Саудовскую Аравию, договорился о партнерстве в декарбонизации, разработке месторождений редкоземельных металлов, необходимых для литий-ионных аккумуляторов.
Но Японские компании капризны, отличаются неспешностью и склонны преувеличивать риски. Стратегия развития аккумуляторной промышленности, одобренная в 2022 году, прогнозирует, что к 2030 году стране понадобится 380 тыс. тонн лития, но конкретные инвестиционные планы в этой области пока не разработаны. Будущее автомобильной промышленности находится под угрозой, указывает NikkeiAsia.
Гегемону стоит задуматься
Лидерам верхушки группы стран "золотого миллиарда" есть, о чем беспокоится. Курс на "зеленый переход" вступает в противоречие с интересами экономической безопасности в ее вашингтонском понимании.
Галий, германий, графит могут быть только началом торгово-экономического противоборства, затеянного США. Дело в том, что в некоторых ключевых областях соотношение сил сложилось далеко не в пользу США и Запада. Чтобы исправить эту ситуацию сил, возможностей и времени может и не хватить.
Взять к примеру соотношение потенциалов четырех главных центров производства аккумуляторных элементов для электромобилей. Евросоюз и Япония находятся примерно на одном уровне и, по оценкам, к 2025 году будут в состоянии производить примерно по 140-150 ГВт·ч совокупной мощности аккумуляторов.
Для сравнения, потенциал Южной Кореи в 5,5 раз выше и составит 787 ГВт·ч. Китаю же в производстве аккумуляторов в 2025 году предсказывают почти 1250 ГВт·ч совокупной мощности произведенных батарей.
По данным американского Центра автомобильных исследований, в США насчитывается 27 аккумуляторных производств, к 2025 году планируется запустить 13 новых. Совокупная производ¬ственная мощность всех оценивается более чем в 300 ГВт·ч. Мега-предприятие Tesla в Техасе мощностью около 100 Гвт·ч в не в счет. Оно должно стать самым крупным в мире, но даже с его учетом, отставание США от Китая будет трехкратным.
Но это еще не все. Китай занимает 65% рынка очищенного лития. На втором месте Чили (29%). Китайская компания Ganfeng в 2009 году построила первую в Китае линию по производству карбоната лития, используемый в батареях. В 2021 году она приобрела у канадской компании долю в Марианском проекте в Аргентине.
В Аргентине Ganfeng реализует четыре проекта по разработке лития с общим объемом инвестиций 2,7 млрд долларов. Ожидается, что объем производства карбоната лития составит 100 тыс. тонн в год. По состоянию на март 2023 года китайские компании инвестировали в общей сложности 4,5 млрд долларов в литиевые проекты в 11 странах мира. Половина инвестиций приходится на страны Латинской Америки и Африки.
Аргентина, Бразилия, Боливия и Чили обсуждают создание литиевого картеля, аналогичного ОПЕК. Иран заявил, что обнаружил месторождение лития объемом 8,5 млн тонн. Индии объявила об открытии 5,9 млн тонн месторождений лития в штате Джамму и Кашмир.
В 2022 году Китай импортировал 150 тыс. м. тонн карбоната лития, на 68% больше, чем в 2021 году. Собственное производство выросло на 40%. Японии же с ее планами выпуска 150 ГВт·ч аккумуляторов к 2030 году может потребоваться около 100 тыс. тонн лития.
В США пока действует всего один литиевый рудник, расположенный в штате Невада. Данные о производстве не разглашают, но компания, управляющая рудником, планирует удвоить добычу до уровня 10 тыс. тонн в год. Немного, но литий пригоден для вторичной переработки. Может быть это поможет Америке догнать и перегнать Китай?