Очередной пакет антироссийских санкций – расписка Европы в собственном бессилии, которая лишь усилить диверсификацию российской экономики.
Накануне Евросоюз ввел новый, 12-ый пакет санкций в отношении российских физических и юридических лиц, а также целых отраслей экономики. Под ограничения попали 29 компаний, включая иностранные, а также более 100 человек.
Даже сами санкционеры признают - возможности санкционного давления на РФ исчерпаны. Вместе с тем, для России новые ограничения могут сыграть в плюс, как и меры из других пакетов - эксперты ожидают лишь дальнейшей диверсификации экономических связей нашей страны. В это время Европа сама погружается в кризис и рецессию.
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
Пожалуй, самое примечательное в новом списке ограничений - решение оставлять в силе рестрикции против россиян даже в случае их смерти, чтобы принадлежащие им ранее ресурсы не использовались для финансирования СВО. Т.е. в Брюсселе с подачи своих заокеанских кураторов со всеми живыми уже разобрались - теперь граждане России представляют опасность, даже будучи мертвыми.
Другой новинкой стала возможность конфискации финансовых активов физических или юридических лиц с целью последующих выплат компенсаций европейским компаниям, российская собственность которых перешла в собственность государства или российских структур. Ранее Еврокомиссия не раз заявляла, что готовит юридическую базу для конфискации замороженных активов РФ в странах ЕС.
Тут тоже, в принципе, все понятно. Конфисковать российские золотовалютные резервы в размере 300 млрд долларов, зависшие на западных счетах, и хочется, и колется. Палка о двух концах. Европа давно уже не может считаться тихой гаванью для капитала. А в случае изъятия активов РФ (по сути, прямое ограбление нашей страны), иметь дела с Европой станет совсем не с руки - тем более, что рядом поднимающаяся Азия и Ближний Восток, где разместят и гарантируют вклады хоть для черта лысого.
Учитывая это, и Европа, и США не спешат забирать российские миллиарды. Но вот собственных источников финансирования украинского кризиса практически не осталось. Зачем же придумывать что-то, раз вот она, гора российских денег - бери да отдавай ее на нужды ВСУ?
Понимание есть и европейского бизнеса, который временно ушел, или вовсе не ушел из России. Достаточно вспомнить плач Ярославны в исполнении голландцев из Heineken, которые сначала присоединились к бойкоту России, а потом стали жаловаться - почему это их пивоваренные активы передали в управление Росимуществу. Лишиться их окончательно, по крайней мере, без денежной компенсации, не хотят ни они, ни другие "бойкотеры". И в ЕС это вынужден учитывать.
Среди ожидаемых решений - ограничения против алмазной отрасли России. Теперь запрещен прямой или косвенный импорт алмазов, их покупка или передача из РФ. Ключевой игрок на этом рынке нашей страны - "Алроса", одна из крупнейших алмазных комапний в мире. Однако, эти рестрикции не приведут к замене конечного получателя сырых алмазов, коими, в большинстве случаев, являются потребители преимущественно в Индии и Китае.
Как будет работать система отслеживания происхождения алмазов, ввод которой давно уже анонсировали в ЕС, до конца не ясно. Вполне может быть, что эта система станет коррупционной лазейкой как раз для того, чтобы часть алмазов из РФ как раз находили конечного потребителя в ЕС.
Кроме того, запреты распространили на электромоторы, сервоприводы, разные детали для авиации и вооружений. Очень уж хотят наши западные санкционеры, чтобы в РФ, наконец, начали падать самолеты. А тенденция к ухудшению их технического состояния из-за санкций действительно есть.
А вот что не получилось, так это согласовать ограничения против российской ядерной отрасли. Против этого должны были выступить Венгрия и Франция, закупающие у РФ ядерной топливо. И если изменений в позиции Венгрии по этому вопросу не ожидается, то Франция очень ждет развития отношений с Казахстаном, где не так давно Эммануэль Макрон анонсировал несколько совместных проектов по добыче урана - основного сырья для ядерного топлива. Напомним, 90% электрогенерации Франции приходятся именно на атомную энергетику.
На самом деле, затянувшийся процесс обсуждения нового пакета был связан с тем обстоятельством, что возможности для санкционного давления непосредственно на РФ практически исчерпаны. Это заявил глава евродипломатии Жозеп Боррель еще в марте 2023 года. Сейчас же работа ведется, в основном, на поле вторичных санкций - кислород пытаются перекрыть уже российским партнером, осуществляющим серый экспорт. Однако, и здесь есть масса лазеек, да и основным транзитным странам - Турция, Казахстан, Киргизия и другие, такая работа с Россией экономически очень выгодна.
Еще одна "больная" тема западных санкционеров - нефтегазовая отрасль. Совершенно очевидно, что "потолок цен" не работает так, как задумывался. Снижение нефтегазовых доходов оказалось не драматическим для РФ, наша страна сохранила возможности для финансирования и социальной, и военной сфер.
В этом контексте Европа пытается зайти с черного хода: ЕС обязал все страны сообщества информировать Еврокомиссию о продаже России танкеров, ввел более строгие правила соблюдения ограничения цен на нефть, а также установил ограничения на импорт российских сжиженных углеводородных газов (СУГ). Крупнейшие их потребители - страны Балтии, Финляндия и особенно Польша. И именно они-то больше всех и пострадают, переключаясь на объемы более дорогого СУГ из США.
Кроме того, эти ограничения ударят по реэкспорту СУГ из Польши на Украину. Которая, напомним, полностью зависит от западных дотаций. Получается, больше будет платить и Украина, а точнее, западные налогоплательщики!
Таким образом, никакого критического воздействия на Россию 12-ый пакет не окажет. Это понимают и сами санкционеры. Но полностью отказаться от идеи ввода новых ограничений - расписаться в собственном поражении и бессилии. При этом куда сложнее стало договориться внутри самого ЕС. Напомним, что в 2022 году ввели девять пакетов, а в 2023 году - всего лишь три, да и то по "остаточному" принципу.
Все это накладывается на политические брожения в самой Европе. Сильные позиции Виктора Орбана, победа Роберта Фицо в Словакии, успех правых на выборах в Нидерландах - все это меняет политический ландшафт Старого Света. Внутри самого ЕС становится сложнее объяснить и мотивировать местные элиты наносить вред своей экономике.
Недавно об этом же говорил и Президент России Владимир Путин, приведя в пример Германию, которая в результате санкционной истерии и отказа от собственных государственных интересов вынуждена покупать газ на 30% дороже, чем ей продавала РФ. Результат налицо - деиндустриализация ФРГ идет полным ходом.
Конечно, в следующем, 2024 году, санкционное давление на Россию продолжится. Но идти оно будет уже по вторичным санкциям, поиску юридических лазеек, которыми пользуются партнеры РФ для параллельного импорта, и т.д. Эффективность этих мер будет еще ниже, чем предыдущих.
Получается, Европа "родила" практически пустоту. Но пустота эта заставляет РФ и другие страны все больше и больше диверсифицировать свои экономические связи, не класть яйца в одну европейскую корзину, искать новые рынки. И, как предсказывал Президент, в конечном итоге, это приведет лишь к укреплению России. Что, собственно, и происходит.