Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Эх, дороги: путь на саммит АТЭС будет не гладкий

В ноябре Китаю и США предстоит выяснить, в каком направлении пойдут их двусторонние отношения. Это окажет большое влияние на состояние дел в мировой экономике и безопасность Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Фото: РБК

В ноябре Китаю и США предстоит выяснить, в каком направлении пойдут их двусторонние отношения. Это окажет большое влияние на состояние дел в мировой экономике и безопасность Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Пекин и Вашингтон работают над организацией встречи председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), но "дорога в Сан-Франциско не может быть пройдена на автопилоте". Об этом заявил глава МИД КНР Ван И на встрече с американскими политологами в Вашингтоне, сообщает корреспондент The Moscow Post.

Джо Байден настроен на то, чтобы продолжить диалог, который они с китайским лидером начали в кулуарах саммита "Большой двадцатки" в ноябре прошлого года. Си Цзиньпин пропустил последний саммит G20 в Нью-Дели и общение проходило через доверенных лиц. С учетом глубины двустороннего экономического взаимодействия, макроэкономическая ситуация каждой из сторон представляет фактор неопределенности для другой.

Для Китая и США есть и другие "зоны неопределенности", включая Тайвань, Южно-Китайское море и Восточно-Китайское море, рост военно-политической мощи Китая и отношения Пекина с Москвой, другие вопросы. Включая … уважение в отношениях, что, может быть, означает предложение партнерам отказаться от навязчивой идеи "американской исключительности".

Право на уважение

Министр иностранных дел КНР Ван И побывал в США с ответным визитом.

Возможно, в его задачи входило определить можно ли рассчитывать на "уважительную атмосферу" во время встречи Си Цзиньпина с Джо Байденом. В отношениях с США Пекин ставит этот вопрос на важное место.

До визита Ван И, замглавы посольства Китая в США Сюй Сюэюань выступил в Институте китайско-американских исследований в Вашингтоне. Там он заявил, что кроме Тайваня, как части Китая, Вашингтон должен уважать политическую и экономическую систему Китая и право КНР на развитие. Вопросы демократии и прав человека не должны быть препятствием для диалога.

Эти условия относятся к "основным интересам" Китая и Пекин должен чувствовать, что США будут приветствовать экономически более сильный Китай, сказал Сюй Сюэюань с надеждой.

Ван И, по прибытии в Пекин, сказал, что у КНР и США есть разногласия и различия, но в то же время они имеют общие интересы и сталкиваются с общими вызовами, поэтому им нужен диалог. "Диалог следует не только возобновить, но и вести глубоко и всеобъемлюще, чтобы стороны могли улучшить взаимопонимание, сократить число недоразумений и неверных суждений, постоянно стремиться к расширению точек соприкосновения и осуществлять взаимовыгодное сотрудничество", - заявил Ван И. Это поможет стабилизировать китайско-американские отношения и будет способствовать их возвращению на путь здорового, стабильного и устойчивого развития, подчеркнул министр.

Тайвань в центре

И это уже не просто надежда, а единственно возможный рациональный курс. Встречаясь с Джо Байденом, глава МИД КНР повторил требование соблюдать принцип "одного Китая" и выполнять договоренности почти полувековой давности, которые легли в основу нормализации отношений. Это важнейшее условие для продолжения диалога и визита Си Цзиньпина на саммит АТЭС.

На встрече с помощником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном Ван И назвал сепаратистов на острове главным вызовом для китайско-американских отношений и "главной угрозой миру и стабильности в Тайваньском проливе". Он предложил, чтобы Пекин и Вашингтон "выступили решительно против" сепаратистских настроений на Тайване. Глава МИД КНР также указал на необходимость "конкретных стратегических мер и действий" для пресечения попыток обеспечить независимость острова.

Ван И сказал, что, хотя в отношениях между Китаем и США будут звучать "резкие голоса", "что правильно, а что нет, определяется не тем, у кого более сильная рука или более громкий голос, а тем, кто ведет себя последовательным образом" и в полном соответствие с положениями трех совместных коммюнике Китая и США" (набор документов, подписанных США и Китаем в 1972, 1979 и 1982 годах, которые легли в основу нормализации отношений).

На основе "трех совместных коммюнике" Вашингтон признает правительство КНР в Пекине единственным законным правительством страны и "признает китайскую позицию" о том, что существует один Китай, а Тайвань является его частью. Дипломат напоминал, что "независимость Тайваня" несовместима с миром и стабильностью в проливе, вмешательство извне приведет в тупик, а попытки использовать остров, чтобы сдержать КНР обречены.

Приготовьтесь к блокаде?

Казалось бы, здесь все определено, все понятно, но нет! Вашингтон нагнетает, может быть, чтобы было, чем поторговаться?

Официальная позиция США состоит в том, что они выступают против изменений статус-кво в Тайваньском проливе в одностороннем порядке. Но в Вашингтоне, вопросы будущего острова сводят к сценариям далеким от дипломатии, тем более от давних договоренностей и обещаний. Китай с тех пор вырос, окреп и стал для США угрозой. Именно так рассуждают в Вашингтоне. Вернулось на свое прежнее место и отношение американцев к коммунистам.

Формально, США продолжают проводить политику "одного Китая", опираясь на Закон об отношениях с Тайванем, три совместных коммюнике и шесть гарантий. Это, в частности, повторил госсекретарь Энтони Блинкен. Он заверил Ван И в том, что США нацелены на мирное урегулирование противоречий "между берегами Тайваньского пролива".

На словах признавая политику "одного Китая", на деле Вашингтон продолжает поддерживать контакты с тайбэйской администрацией и поставляет острову вооружения. Напряженность в регионе Тайваньского пролива обострилась после того, как 2-3 августа 2022 года на острове побывала занимавшая тогда пост спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Формально, госдеп за поведение американских политиков-однопартийцев, ответственности не несет.

Тем временем, американские эксперты обсуждают, что произойдет, если ситуация вынудит Пекин предпринять решительные действия по отношению к Тайваню. Например, как вариант, Китай введет блокаду острова. На Тайвань приходится 20% всех мирового производства полупроводников, 37% производства чипов и 92% мощностей по производству передовых микросхем.

В апреле глава администрации Тайваня Цай Иньвэнь встречалась в Калифорнии со спикером Палаты представителей США Кевином Маккарти. Тогда китайские власти объявили о возможных проверках грузовых судов в Тайваньском проливе, но, в конечном итоге, воздержались от этого шага.

Если бы Китай ввел блокаду Тайваня, глобальные экономические последствия перевесили бы остановки, вызванные Covid-19, предупредил помощник министра обороны по вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе Эли Ратнер. "Что произойдет в ту самую минуту, когда КНР начнет устанавливать блокаду Тайваня? Мировая экономика рухнет", — сам спросил и сам же ответил.

Риск конфликта

В нагнетании антикитайских настроений в США используется все, к чему можно прицепиться. Утверждается, например, что вялая китайская экономика может увеличить вероятность военного кризиса в Тайваньском проливе. Такое предупреждение было сделано в докладе двухпартийной группы специалистов, приглашенных Советом по международным отношениям. Эксперты предупредили, что за сорок лет система отношений Вашингтона с Тайванем и материковым Китаем становилась "все более хрупкой" и менее определенной.

"Это повышает риск конфликта", - сделала свой вывод группа, сопредседателями которой были Майк Маллен, бывший председатель Объединенного комитета начальников штабов и Сьюзан Гордон, бывшая главный заместитель директора национальной разведки. Одновременно с этим, в докладе заявлено, что военная мощь является решающим фактором в защите острова от вторжения или блокады, что США следует заручиться помощью союзников, включая Японию (ближайшая крупная база США к Тайваню расположена на Окинаве).

Эксперты призвали США выявить "наиболее уязвимые для санкций отрасли" промышленности КНР, добиться большей ясности в отношении объема и масштаба военной помощи, которую Япония, Австралия и Филиппины готовы предоставить в случае китайской агрессии. Это станет шагом к созданию "интегрированного военного плана" по защите Тайваня.

"Будущее самого экономически критического региона мира вполне может зависеть от того, удастся ли Соединенным Штатам сдержать Китай и сохранить мир в Тайваньском проливе", — заявлено в докладе.

Диалог военных

Как говорят, американские дипломаты настойчиво предлагают своим китайским коллегам восстановить диалог на уровне министерств обороны, который был фактически приостановлен после визита Пелоси на Тайвань.

В середине августа военные Китая и США провели встречу на Фиджи на полях конференции по безопасности. Американскую сторону представил глава Индо-Тихоокеанского командования США Джон Аквилино, китайскую - замначальника Объединенного штаба ЦВС КНР Сюй Цилин.

Еще одна возможность для обмена мнениями представится на полях 10-го Сяншаньского форума по вопросам безопасности, который начал работу в Пекине в воскресенье. В форуме примут участие делегации из более, чем 90 стран, включая Великобританию, Иран, Россию, Саудовскую Аравию и США.

Около трети делегаций будет представлена на уровне министров обороны и начальников генеральных штабов. Главная тема мероприятия - "Общая безопасность, устойчивый мир". Пентагон направил в Пекин Занти Каррас, главу отдела, отвечающего за Китай.

Кто знает, может быть, хотя бы на этой площадке американцы обойдутся без идеологии и геополитических фантазий? В случае кризиса вокруг Тайваня в прицелы придется смотреть их коллегам в погонах.