Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Всё пойдёт в "Дело"?

Интерес группы компаний "Дело" к Сахалинскому пароходству неслучаен: благодаря этой сделке появятся новые возможности по выводу из страны активов через холдинг Сергея Шишкарева…

Автор:
Фото: sasco.ru

Интерес группы компаний "Дело" к Сахалинскому пароходству неслучаен: благодаря этой сделке появятся новые возможности по выводу из страны активов через холдинг Сергея Шишкарева…

Группа компаний "Дело", которой владеют предприниматель Сергей Шишкарев и госкорпорация "Росатом", стала претендентом на покупку судоходной компании SASCO на Сахалине - "Сахалинское морское пароходство" (ОАО "Сахмп"). Стоимость актива оценивается от 10 до 20 млрд рублей.

Если сделка пройдет, то ГК "Дело" получит возможность оказывать услуги не только на железной дороге и в портах, но и на море - у SASCO солидный флот из 16-ти судов. А это резко повысит капитализацию структуры, в том числе на мировых рынках - в таком виде актив будет интересен широкому кругу игроков, даже несмотря не санкционные ограничения.

Чьи интересы могут стоять за возможной сделкой, и на какие еще активы может претендовать "Дело" - в материале корреспондента The Moscow Post в Сахалинской области.

SASCO действительно крайне солидный актив, который поможет значительно усилить позиции ГК "Дело" в логистике на Дальнем Востоке. Однако, в последние годы, бенефициар группы Сергей Шишкарев отхватил слишком жирные куски инфраструктурного бизнеса в РФ, и претендует на еще большие.

Как утверждают злые языки, якобы за интересом к SASCO и ряду других активов стоит вовсе не он (по крайней мере, не играет главную роль), а бывший руководитель "Росатома", а ныне едва ли не всесильный замруководителя Администрации Президента Сергей Кириенко.

Гендиректор "Росатома" Алексей Лихачев - человек Кириенко, и в последние годы даже не делает вид, что принимает принципиальные решения по вопросам жизнедеятельности корпорации. Считается, что Кириенко остаётся теневым главой "Росатома" - такой же расклад позволяет корпорации действовать как бы отдельно от политического блока Кириенко, который давно находится под персональными санкциями Запада.

Всё пойдёт в "Дело"?

За интересом ГК "Дело" и "Росатома" к инфраструктурным активам стоит Сергей Кириенко? Фото: https://rus.team/

Ведь получив актив под ГК "Дело" и с участием капитала "Росатома", его можно реализовать, вывезти за рубеж - при этом имея железобетонные гарантии для своего основного бизнеса внутри страны. Не на это ли нацелился Сергей Владиленович и его "друзья"?

"Прокси" для "Росатома"

На мысли о том, что "Росатом" (Кириенко?) может быть более заинтересован в покупке SASCO и ряда других активов, наводят некоторые обстоятельства. ГК "Дело" напоминает эдакую "кубышку", где собираются активы, оторванные у других олигархов и теневых "госкапиталистов".

Российская корпорация по атомной энергетике вошла в ГК "Дело" в 2019 году. Для многих такое решение стало неожиданным, учитывая скандалы и конфликты, окружавшие на то момент основного бенефициара группы Сергея Шишкарева.

Изначально "Росатом" получил 30% группы, заплатив за это почти 30 млрд рублей. Уже тогда эксперты задавались вопросом, не может ли быть у Сергея Кириенко и Сергея Шишкарева общих коммерческих интересов. Особенно учитывая то, что Кириенко чиновник и сам напрямую владеть бизнесом не может по закону. А вот через послушный "Росатом" - почему нет?

Всё пойдёт в "Дело"?

Сахалинское морское пароходство - один из ключевых транспортно-логистических активов на Дальнем Востоке. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Но вскоре после приобретения пакета, начались странные вещи. В контур группы "Дело" стали попадать крупные активы, имеющие чуть ли не стратегическое значение в российской логистике. В 2019 году Шишкарев и его компания неожиданно для всех оказались победителями торгов по покупке доли в крупнейшем в РФ контейнерном операторе "Трансконтейнер" (ранее принадлежал РЖД).

На рынке были уверены в победе совсем другого игрока – "Енисей Капитал" Александра Абрамова и Романа Абрамовича. Но Дело смогло предложить цену в 60,3 млрд рублей, причем внезапно расходы на компанию увеличили и миноритарии в лице госбанка ВТБ. О ситуации писал "Коммерсант".

На рынке говорили, что победа компании в торгах - дело рук не одного Шишкарева, а кого-то, кто имеет серьезный административный ресурс на федеральном уровне.

И вот, в августе 2022 года стало известно, что "Росатом" досрочно реализовал имеющийся у него опцион на приобретение 19% акций группе Шишкарева. В результате доля председателя совета директоров Сергея Шишкарева снизилась до 51%, доля входящего в "Росатом" "Атомэнергопрома" выросла до 49%.

Всё пойдёт в "Дело"?

Фото: Rusprofile.ru

Отметим, что и эта информация уже может быть устаревшей: на странице группы в информационном сервисе "Руспрофайл" доли указаны иначе: за "Атомэнергопромом" 39,76%, за непосредственно Шишкаревым 60,24%.

Всё пойдёт в "Дело"?

Фото: Rusprofile.ru

Портовые страсти

Интерес ГК "Дело" к Сахалинскому морскому проявился как раз после значительного увеличения доли "Росатома", на который может влиять Сергей Кириенко. При этом сам по себе этот актив сколь доходный, столь же и скандальный: маловероятно, чтобы Шишкарев ввязался в эту "авантюру", не имея мощного лоббиста за плечами.

География перевозок SASCO охватывает весь российский Дальний Восток, Китай, Южную Корею, другие регионы северной части Азиатско-Тихоокеанского региона, а также трассу Северного морского пути. По данным отчетности компании на 30 июня 2022 года, 24,99% ее акций принадлежали кипрской Sandyroad Trading, аналогичный пакет у бывшего зятя главы "Транснефти" Андрея Болотова, 0,01% акций - у финансового директора SASCO Аркадия Кукина. Остальные акционеры не раскрываются.

Глава "Транснефти" Николай Токарев давно находится под персональными санкциями Запада. Как, собственно, и Сергей Кириенко. Людям, которые им близки, как Болотов Токареву, также крайне непросто вести бизнес от своего имени. Похоже, Болотов может решиться совершить рокировку с господином Шишкаревым, который будет слушать Кириенко при принятии ключевых решений.

По итогам 2021 года SASCO получило выручку в 6,6 млрд рублей, чистую прибыль - более 763 млн рублей. Стоимость активов пароходства оценивается не менее, чем в два млрд рублей.

Пароходство все последние годы сопровождали скандалы. В прошлом году Арбитраж Сахалинской области отказал транспортному прокурору в удовлетворении требований к ОАО "Сахалинское морское пароходство", в которых тот настаивал на привлечении компании к административной ответственности по статье "Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности".

Речь шла о возможной эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда без надлежаще оформленных документов, либо с нарушением установленных норм и правил. Об этом писал "Регнум".

Одновременно с этим, кипели страсти вокруг еще одного инфраструктурно-логистического актива, который, как и SASCO, находится в городе Холмсе на Сахалине. Ранее ПАО "Холмский морской торговый порт" (ХМТП). выступал третьим лицом по вышеназванному иску транспортного прокурора.

В новогодние праздники 2020 года в порту дошёл до пика конфликт, связанный с ростом цен за услуги по перевалке грузов. Предприниматели жаловались на рост тарифов. В ситуацию вынуждены были вмешаться власти Сахалина.

Монополист согласился оставить тарифы на прежнем уровне, но позже нарушил договорённость. Губернатор Валерий Лимаренко обратился в Федеральную антимонопольную службу.

В итоге в октябре 2020 года на региональный уровень вернули право регулировать стоимость услуг в портах-монополистах. Региональная энергетическая комиссия определила новые тарифы в Холмском морском порту. Об этих и других скандалах в порту, где действует SASCO рассказывал The Moscow Post.

Тогда речь шла чуть ли не о корпоративном конфликте вокруг ХМТП и возможной попытке получить контроль над его инфраструктурой извне. Теперь, когда ГК "Дело" интересуется расположенным там же SASCO, возникает вопрос, а не было ли это "прощупыванием почвы". Эдакая "разведка боем", которая хоть и не удалась, но дала ценную информацию о ситуации в порту интересантам.

Наблюдатели предпочитали видеть за скандалами в ХМТП и близлежащих структурах возможный личный интерес губернатора Сахалина Валерия Лимаренко. Последний - как раз "человек Сергея Кириенко", ранее работавший в "Росатоме". Причем в госкорпорацию Лимаренко пришел в 2007 году, то есть именно после назначения Сергея Кириенко руководителем структуры - по сути, это человек из его команды.

Раз с портом "не вышло" у чиновника Лимаренко, Кириенко решил "прощупать" ситуацию на Сахалине крупным бизнесменом Шишкаревым?

Рабинович "подсуетился"?

Возвращаясь к интересу ГК "Дело" и "Росатома" в адрес "Сахалинского пароходства": оказывается, федеральные власти уже обращались в администрацию острова, чтобы узнать об их отношении к потенциальной смене собственника SASCO. Почему же именно федеральные власти - потому что Сергей Кириенко - крупный федеральный чиновник?

Ответ Лимаренко был ожидаем. "Губернатор Сахалинской области приветствует приход любого инвестора в наш регион. Компания "Дело" имеет хорошую репутацию и активно развивается", - отметила пресс-секретарь главы региона Светлана Литвинова. Её слова цитирует РБК.

Еще бы Лимаренко был против - учитывая, что долями в ГК "Дело" владеет "Росатом". Но ведь "Сахалинское морское пароходство" - далеко не единственный актив, который в последнее время на фоне масштабных санкций западных стран вдруг заинтересовал "Дело".

Ранее Сергей Шишкарев открыто выражал свой интерес по поводу транспортной группы Fesco. Последняя - одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. Еще в 2020 году в интервью "Коммерсанту" Шишкарев заявлял, что Fesco очень интересный актив, но переговоров по нему пока нет.

Это не значит, что их нет сейчас. Как утверждают источники нашего издания, "Дело" могло бы заинтересоваться активом, но вокруг него слишком много скандалов. Включая личности бывших ключевых бенефициаров, братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых, которые ныне в СИЗО по подозрению в организации преступного сообщества.

Всё пойдёт в "Дело"?

FESCO – еще один актив, которым не против поживиться Сергей Шишкарев. Какую цену за актив назовёт Михаил Рабинович? Фото: riaderbent.ru

"Под шумок" проблем с законом братьев Магомедовых контрольный пакет актива достался партнеру Зиявудина Магомедова Михаилу Рабиновичу - он увеличил свою долю с 17,4% до 26,5%. Это могло обойтись ему в 6 млрд рублей.

Вместе с тем, не факт, что Рабинович будет долго упираться, если ему поступит звонок "сверху" с предложением уступить его Шишкареву за хорошие деньги.

А вот что можно будет ожидать потом - в случае, если "Дело" смогло бы получить или Fesco и SASCO? Велика вероятность, что они бы довольно быстро сменили юрисдикцию и оказались бы в руках у каких-нибудь левых западных трастовых фондов. Хотя по нынешним геополитическим реалиям загадывать столь далеко за горизонт - дело не благодарное...