На месте бывшей типографии "Правда" в Москве вырастут три офисные башни класса А от компании Stone Hedge. Также девелоперы сейчас обсуждают покупку 40 тыс. кв. м офисов в Северо-Восточном округе, а также участка компании "Грамзапись" на Кронштадтском бульваре на севере Москвы. Сейчас мы все чаще можем наблюдать, как легендарные здания и интеллектуальная госсобственность с легкой руки уходят частным компаниям. Например, буквально недавно государство почти за бесценок продало фирму "Мелодия" вместе с правами на музыку.
Корреспондент The Moscow Post вспоминает, как "отгремела" история с продажей легендарной "Мелодии".
В марте стало известно, что крупнейший владелец аудиоархива страны – АО "Фирма Мелодия", ушла с молотка при подозрительном молчании Минкультуры. Впрочем, этому быстро нашлось объяснение.
В начале февраля 100% акций "Мелодии" от Росимущества перешли некой коммерческой компании "Формакс". Причем отдали известную фирму звукозаписи практически за бесценок.
Легендарная организация, владеющая правами на сотни тысяч советских записей, была продана за 330 миллионов рублей, что примерно совпадает с экспертными оценками стоимости двух зданий, которые принадлежат "Мелодии". Если верить этим подсчетам, каталог композиций "Мелодии" перешел "Формаксу" почти бесплатно.
"Формакс" откуда ни возьмись
75% "Формакса" принадлежит Михаилу Суконцеву. Остальные активы находятся во владении ООО "Первый цифровой агрегатор", принадлежащего Дмитрию Смирнову. ООО "Формакс" было зарегистрировано в августе 2015 года, и с этого момента фирме, похоже, так и не удалось выйти в плюс. Согласно последним данным, которые компания сдавала аж в 2017 году, убыток "Формакса" достиг аж 14 млн рублей.
Закрадываются подозрения, что кто-то воспользовался "Формаксом" как "прокладкой", чтобы заполучить уникальные архивы, не привлекая к себе внимания? Еще и молчание Министерства культуры наводит на определенные мысли…
Присмотримся к владельцу "Формакса" Суконцеву. О нем практически ничего не известно. Однако в соцсетях можно найти его фотографию рядом с автомобилем Mercedes-Benz, принадлежавшем Алексею Клевцову — давнему партнеру Андрея Кричевского, гендиректора фирмы звукозаписи "Мелодия".
Именно с приходом в 2011 году Кричевского и пошли разговоры о продаже "Мелодии"
Он до этого работал замглавы в Российском авторском обществе (РАО), которое последние четверть века занимавшее доминирующее положение на рынке сборов авторских вознаграждений за использование текстов, аудио- и видеофонограмм.
И, вот совпадение, "Формакс" также связана с РАО и ВОИС. Один из трех основателей компании - Валерий Осипов — "Формакса", возглавляет фонд Петра Великого, который учредили две вышеупомянутые организации.
Кричевский сыграл, как по нотам
РАО некогда возглавлял Сергей Федотов, который и подарил карьеру Кричевскому. Вместе они как раз и добились создания организации по управлению смежными правами - Всероссийской организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которую и возглавил Андрей Кричевский. Практически одновременно с созданием ВОИС товарищи добились учреждения Российского союза правообладателей (РСП), где с 2015 года Кричевский также занимает должность гендиректора.
Вот только, похоже, своему боссу он отплатил далеко не благодарностью. Кажется, изначальной целью Кричевского было максимально сконцентрировать власть в сфере по управлению правами в своих руках. В адрес Андрея Кричевского даже звучали обвинения в "рейдерстве" РАО.
Дело в том, что он активно продвигал спорную идею объединения трех самых крупных авторских обществ страны - ВОИС, РАО и РСП, в единый профсоюз. И именно ему пришла идея провести совместную конференцию этих трёх организаций, на которой было объявлено, что они объединятся в единую структуру. В этот момент между Кричевским и главой РАО Сергеем Федотовым, некогда приютившем Кричевского, возник серьезный конфликт.
На кону стояли миллиарды, идея предсказуемо провалилась, создание профсоюза было признано нелигитимным, а на самого Кричевского даже было совершено покушение. Которое, правда, недоброжелатели посчитали инсценировкой самого замглавы РАО.
Начальник же Кричевского - Федотов - впоследствии был осужден за мошенничество в особо крупном размере на 1,5 года колонии. А сейчас опять находится под следствием. Об этом сообщало РИА "Новости".
И вот, что интересно. Федотов называл Андрея Кричевского заказчиком своего уголовного дела.
Федотова подставил его подчиненный?
В то же время на бывшего главу РАО откуда ни возьмись всплыла информация о том, что он владеет замком в Шотландии стоимостью около миллиона фунтов стерлингов. Об этом писал РБК.
Тогда слухачи заговорили, что за утечкой информации о замке и других компроматных "сливов" мог стоять никто иной, как заместитель Сергея Федотова по обществу Андрей Кричевский. Высказывались предположения, что именно Кричевский хотел "подсидеть" шефа в его должности.
Получается, Кричевский возглавляемый им Российский союз правообладателей (РСП) демонстративно разорвал договор с РАО, заявив, что теперь союз будет самостоятельно выплачивать вознаграждение авторам. Об этом сообщали "Ведомости".
И вот теперь Кричевский, наконец, отдал частной компании. Причем, по сути, "Формакс" за всё время своего существования создал только один сервис Fonmix, через который можно получить доступ к базе с легальными музыкальными композициями. Основное направление деятельности сервиса – фоновая музыка для ресторанов прочего общепита, гостиниц, автосалонов и супермаркетов.
В интересах "Формакса", Кричевский, похоже, действовал и ранее. Например, ВОИС запустила новую систему лицензирования "фоновой музыки" и принудительно пыталась подключать к ней своих контрагентов. Тогда ВОИС разослала своим агентам письма с обязательством перезаключить агентские соглашения, отмечая, что Fonmix – это "неотъемлемая часть ВОИС". И что впредь все пользователи обязаны работать только через данный ресурс. То есть ВОИС не просто провела инновацию по сбору вознаграждения, но ещё и навязала пользователю способ озвучивания.
Похоже, Кричевский может что-то получать серьёзные отчисления за использование принадлежащих "Формаксу" музыкальных произведений. А потому продажа этой конторе крупнейшего владельца аудиоархива России имеет логичное объяснение. Правда, правоохранителям оно вряд ли понравится.