The Moscow Post выиграл суд у компании "Модум-Транс". Интерес коллег к этому процессу, заставляет нас отчитаться.
Сказать по правде, мы не хотели продолжать эту тему. Ну выиграли процесс и выиграли. Здесь надо благодарить скорее наших юристов. Однако интерес к этой теме как у наших читателей, так наших коллег, которые задали очень много вопросов на эту тему заставил нас ответить на все из них.
Напомним, что в апреле 2021 года на нашем сайте была опубликована статья под заголовком "Вагон" для Шпака подогнал Чемезов", где мы исходя из имеющейся фактологической базы вынесли предположение о том, что контракты от компаний с госучастием "Модум-Трансу" может помогать получать связь ее учредителей и руководителей с чиновниками – в том числе бывшим генпрокурором Юрием Чайкой и главой "Ростеха" Сергеем Чемезовым.
Судебные издержки
Буквально неделю назад, когда нам пришлось вернуться к этой теме из-за продолжающегося давления в суде со стороны "Модум-Транса", мы опубликовали еще один материал, в котором подробно описали – за что издание пытаются в судебном порядке привлечь к ответственности.
После этого на сегодняшнем заседании сторона истца заявила, что факт того, что мы повторно вернулись к этой теме – это прямое давление на компанию и что Издание якобы самой публикацией этого материала, а также содержащимися в нем сведениями подтверждает те факты, которые истец считает порочащими честь и достоинство.
Благо, уважаемый суд не стал, как говорится, продолжать канитель и отклонил предъявленные нам претензии. Фактически, возможно, что все завершилось бы гораздо раньше, если бы представители "Модум-Транс" не начали предоставлять данные экспертизы (результаты которой вызывают некоторые сомнения в профессионализме специалиста), которые суду пришлось приобщить к делу и взять время на их рассмотрение.
Попытка – не пытка, но не для "Модум-Транса"
Как мы писали ранее, "эксперт" заключил, что те фразы, которые, по мнению истца, дискредитируют "Модум-Транс", являются утверждениями. А значит, должны быть оспорены в суде. По сути же, судебной защите подлежат лишь утверждения о фактах.
Защитники нашего издания Александр Чангли и Альбина Юсупова были готовы заказать у любого другого экспертного центра, а то и нескольких – подобную экспертизу, дабы опровергнуть предъявленную истцом, но суду это оказалось не нужно. Видимо, настолько очевиден был непрофессионализм оценщика.
Что интересно, так называемые "придирки" шли только к словам и предложениям. Причем, были явно притянуты за уши. Истец требовал удалить статью целиком за несколько якобы порочащих репутацию "Модум-Транса" фраз, порочность которых, кстати, так и не доказал.
В качестве причины, по которой статью обязательно надо удалить истец по итогу привел 152 статью Гражданского кодекса РФ о защите чести и деловой репутации.
"Уважаемый суд, 152 статья ГК РФ не содержит ограничений, которыми мы можем защищать свои права" – заявил истец.
Что само по себе абсурдно, ведь Гражданский кодекс четко говорит о том, что мы можем защищать свои гражданские права только способами, предусмотренными законом.
"У нас нет такого, что, если в 152 не написано, что я могу дать кому-то по голове, чтобы защитить свое право, значит 152 допускает такой способ защиты права" – прокомментировала Альбина Юсупова.
Зато, видимо вместо доказательств, а дабы суд закопался в кипе бумаг, истец приобщил к делу кроме экспертизы еще целый ворох судебных прецедентов, в которых было принято решение в пользу истца. Что не доказывает вины ответчика, который готов в ответ предоставить троекратно увеличенный объем аналогичных дел с абсолютно полярными решениями.
"Чтобы удалить всю статью, должно быть заявлено такое требование и признать ее порочащей. Однако, этого сделано не было"- комментирует Александр Чангли.
На сегодняшнее заседание юристы от компании принесли даже схему-распечатку, в которой нарисовали связи от лиц, что имеют или имели отношение к компании и до господина Чемезова. Причем в итоге совершенно непонятно кому и заем она была нужна. Также юристы распечатали выдержки из словаря, чтобы убедить суд в том, что словом "формально" The Moscow Post опорочил деловую репутацию "Модум-Транса".
Кто кроме головы пытается закопать в песок все туловище?
По мнению защитников нашего издания, было предпринято все, чтобы максимально растянуть процесс. Возможно, в надежде на то, что суд запутается или устанет и вынесет-таки решение в их пользу. С учетом всех предпринятых к этому усилий создается четкое ощущение, что кому-то сильно не выгодно, чтобы информация, которую "откопали" наши журналисты, была достоянием общественности.
И невыгодно скорее всего далеко не потому, что, как, заявляет истец – это порочит деловую репутацию, а потому что кто-то может лишиться "кормушки", либо стать объектом внимания правоохранительных органов. Причем этот кто-то, видимо, не хочет светить свое имя в таком пикантном деле, а потому действует через посредников.
К такому предположению нас приводит тот факт что в статье, из-за которой весь сыр-бор и начался, "Модум-Транс" затронут лишь точечно. В основном, речь там идет о том, почему "Ростеху" может быть выгоден арест главы "Рейлтрансхолдинга" Сергея Шпака – о чем писал "Коммерсант".
С чего весь "балаган"
Напомним же историю с "Модум-Транс" еще раз. Эта компания ранее называлась "УВЗ-Логистик" и принадлежала структуре "Ростеха" - АО "УБТ-Уралвагонзавод". В 2018 году "Уралвагонзавод" оказался на пороге банкротства – писали "Ведомости". А это, между прочим, на тот момент был единственный производитель танков! Управлялась она тогда Олегом Сиенко.
"Модум-Транс" со злополучного 2018 года возглавляет Дмитрий Артяков – не кто иной, как родной сын первого заместителя гендиректора "Ростеха" Сергея Чемезова - Владимира Артякова. Также одно время учредителем компании числился Артем Чайка. Как, наверное, уже догадались – сын экс-генпрокурора.
Около года уже после вышеописанных событий собственником компании побыл и российский олигарх Андрей Бокарев – личность, фамилия которой неоднократно светилась на одной странице с фамилией Чемезова. Например, как в 2017 году писал РБК, Ростех мог рассматривать вариант продажи 49% акций холдинга "Высокоточные комплексы" стоимостью порядка 80 млрд рублей именно этому олигарху. Чемезов самолично комментировал возможную сделку и, кто знает, возможно был в ней заинтересован лично?
К тому же, как же тут не обратить внимание на то, что господин Бокарев одно время был в совете директоров "Роснефти". Причем, как писали "Ведомости", он сменил там самого Чемезова. Вряд ли тот доверил бы место человеку, с которым не находится в тесном контакте.
Фото: https://www.rusprofile.ru
Приобрели, но не заработали
Компания, обратим внимание – до 2018 года (когда "Уралвагонзавод" чуть не стал банкротом) неплохо зарабатывала на контрактах с госкомпаниями. Это и "дочки" РЖД (например, та самая "Федеральная грузовая компания", и находящийся на пороге банкротства "Югринский машзавод", принадлежащей "РТ-Капитал" (структура, в составе учредителей которой фигурировал "Ростех"), и прочие крупные компании.
Фото: https://www.rusprofile.ru
Несмотря на это выручка фирмы не сказать, что сильно росла.
Что еще интересно, буквально недавно мы обнаружили, что многие договоры с компанией заключались как с единственным поставщиком. А еще не по всем из них есть опубликованные в открытом доступе договорные документы, что тоже наводит на определенные мысли.
Не только выручка "Модум-Транса" вызывает вопросы. С февраля 2018 года в учредителях компании появилась "Инвест-Логистика". Эта компания и сейчас является единственным собственником конторы. На текущий момент ее финансовые показатели в миллионном минусе.
Фото: https://www.rusprofile.ru
Фото: https://www.rusprofile.ru
Что интересно, ее учредителем с 2014 по 2021 годы являлся некий Дмитрий Черняков. Он же с 2015 по 2020 – учредитель некоего ООО "Центр Медиации При Коллегии "МЧП". В видах деятельности указана – область права. Получается, что Черняков может быть юристом, который покрывает деятельность нечистых на руку чиновников? А госденьги в том числе могли идти на поддержание деятельности центра медиации и других организаций, завязанных на Чернякова? Девять из 12 имеющих к нему отношение на данный момент ликвидированы.
Сама же "Инвест-Логистика" была создана в 2014 году неким АО "Сет-Холдинг". Люди оттуда работали и в "Модум-Транс". Речь в частности идет об Александре Самусеве. Как пишет "российская газета", это бывший заместитель министра топлива и энергетики.
Плюс-минус 40 млн рублей
В 2015 году Самусев был приглашен в структуру Артема Чайки - "ПНК", в качестве антикризисного менеджера. На тот момент компания находилась в предбанкротном состоянии. Журналисты пишут, что за три года Самусеву удалось вывести компанию из кризиса и добиться рекордных показателей за всю историю ее существования. Возможно, что за этим же его привели в "Модум-Транс". С 2017 по 2019 годы, пока тот был сначала руководителем, а затем – учредителем компании – выручка выросла с 13 до 78 млрд рублей!
Фото: https://www.rusprofile.ru
А уже в 2020 году во время, когда из компании уходили Самусев и Чайка и условно на их место вступал Бокарев, компания куда-то дела почти 40 млрд рублей. Сумма не столь космическая, учитывая, какие деньги крутятся в компании. Но тем не менее.
Кстати, буквально в начале этого года "Модум-Транс" стал управляющей организацией компании "Модум-Диджитал", собственником которой также назначена "Инвест-Логистика". Очередная фирма-кубышка?
Вопросы вызывают и офшоры в структуре аффилированных "Модум-Трансу" фирм: например, ее ныне ликвидированная с нулем вместо выручки "дочка" - "ПВРК" одно время была завязана на кипрский офшор "ЮСИЛ ДЕПО ЛИМИТЕД".
Фото: https://www.rusprofile.ru
Все эти факты позволяют вполне резонно предположить, что "Модум-Транс" и "его окружение" в виде доброго десятка компаний могут или могли ранее использоваться для вывода средств, причем в том числе поступающих из госказны.
Возможно, что деньги до 2017 года выводились ростеховскими структурами, далее был перерыв на подправку дел Самусевым, в 2019-2020 в дело вошли Бокарев с Чайкой (когда куда-то делись 40 млн рублей выручки), а сейчас очередной перерыв перед тем, как снова начать получать контракты от госкомпаний и проворачивать то же самое. Плюс еще создана "Модум-Диджитал" – тоже явно не просто так. Возможно, поэтому "Модум-Транс" так не хочет сейчас внимания прессы?
Маленькая ремарка: как говорит истец в суде, на контракты с "Модум-Трансом" не выделяются бюджетные деньги, используются деньги компаний с госучастием. Но почему-то доказывать, что все направляемые в артюковскую контору средства – исключительно заработок этих компаний, а не результат банального "отмыва" – никто не спешит.
Если проанализировать информацию о том, что часть контрактов отдавались компании как единственному поставщику, сопоставить показатели выручки и поступающих в компанию денег, вспомнить про офшоры в структуре и то, какие люди имеют отношение к фирме, впору сделать такое предположение.
Прибавить к этому поднятый "Модум-трансом" шум и требование удалить статью за пару фраз, порочащий характер сведений которых не доказан и доказан быть не может, ибо его там просто нет, и любой сторонний наблюдатель скажет нам, что здесь далеко не все чисто.
Судебная эпопея подошла к концу, хотя истец и грозится подать апелляцию В этом мало кто сомневается. Во-первых, юристам "Модум-Транса" надо ну очень отработать свои деньги перед заказчиком, а во-вторых за всеми госконтрактами которые были упомянуты в публикации с интересом могут следить силовики, которые и в курсе подноготной. Нужен только повод. Поэтому The Moscow Post будет внимательно следить за деятельностью компании, что бы этот повод дать.