Несмотря на все обещания губернатора Московской области Андрея Воробьева, проблемы с незаконными полигонами бытовых отходов в регионе не решаются. Свалки растут как грибы после дождя, а средства, выделяемые на их ликвидацию, испаряются…
Накануне министр экологии и природопользования Московской области Тихон Фирсов доложил губернатору региона Андрею Воробьеву интереснейшую информацию. Оказывается, всего за полгода в Подмосковье выявлено около тысячи новых незаконных свалок. И это после многочисленных скандалов, протестов населения, принятия всевозможных решений и постановлений, и, разумеется, затраченных средств на борьбу, или скорее, имитацию борьбы Воробьева и его команды с этим неприятным явлением.
Сотни тысяч, если не миллионы людей, живущих в Подмосковье, вынуждены задыхаться от вони и дыма от горящих отходов, выслушивая бесконечные обещания о рекультивации, строительстве мусоросжигающих заводов, наблюдая за бесполезными рейдами полиции… Почему проблема не решается, и регион при губернаторе Воробьеве продолжает тонуть в мусоре, разбирался корреспондент The Moscow Post в Подмосковье.
Точное количество свалок, выявленных за полгода - 968. По словам министра Тихона Фирсова, сказанным на правительственном совещании в понедельник, проблема эта актуальна, с ней надо бороться. Напомним, что господин Воробьев является губернатором с 2013 года (врио - с 2012 года), и за десять лет проблема никуда не делась.
Согласно справке к докладу министра, наибольшее количество мусорных завалов зафиксировали в городских округах: Мытищи (131), Раменский (88), Дмитровский (37), Ленинский (26), Подольск (25) и Пушкинский (5).
Бороться со свалками господин Фирсов предлагает увеличением количества фотоловушек, а также ростом количества рейдов полиции по выявлению незаконных свалок и нелегальных перевозчиков стройотходов. Об этом пишет "Интерфакс".
Выглядит, если честно, не слишком убедительно. Как утверждают эксперты – главная проблема вовсе не в малом количестве сил и средств, и даже не в несознательности граждан и бизнеса, которые сваливают мусор где попало. Есть версия, что проблема в глубоко укоренившейся при Воробьеве коррупции в муниципалитетах. Якобы, местным чиновникам куда сподручнее брать мзду и закрывать глаза на появляющиеся тут и там незаконные свалки, чем проводить реальную работу и ссориться с местными предпринимателями.
Андрей Воробьев уже много лет обещает решить проблемы с мусором в Подмосковье. Получается не очень. Фото: news3day.ru
Показателен и ответ Воробьева, который почему-то далеко не все государственные СМИ приводят в своих отчётах. Потому что на самом деле отвечать то Воробьеву было нечего. Единственное, что он сказал руководящему составу - спросил о готовности уделить повышенное внимание Мытищам и Раменскому району, как рекордсменам.
Пыль в глаза
А ведь именно господин Воробьев, как считается, якобы был одним из идеологов мусорной реформы и внедрения новых мусоросжигающих полигонов в Московской области. Еще в середине десятых годов жители были вынуждены выходить на несогласованные акции протеста - вся страна узнала такие слова, как "Ядрово", "Кучино", и другие мусорные полигоны, закрыть и рекультивировать которые обещала региональная власть.
Но на деле этот процесс крайне затянулся. Взять хотя бы ситуацию с печально известным полигоном "Ядрово", который на протяжении многих лет в буквальном смысле отравлял жителей близлежащего Волоколамска.
В 2018 году ситуация и вовсе вышла из-под контроля, когда несколько детей отравились выборосами газа на полигоне. Их пришлось госпитализировать, о скандале писал РБК.
В том же Волоколамске прошел и крупный несанкционированный митинг протеста. Успокаивать людей пришлось самому Воробьеву. Уже после говорили, что он чудом удержался в своем кресле - рост социального недовольства просто не могли не заметить в Кремле.
Все понимают, что закрыть свалку за один день невозможно - нужно утилизировать отходы, проводить рекультивацию. Но эпопея с закрытием "Ядрово" затянулась более, чем на два года. Лишь в декабре 2020 года полигон был полностью закрыт. Впрочем, поговаривают, что и это было фикцией, будто бы отходы туда продолжали сваливать и после.
Показательно тут другое: все эти два года Воробьев убеждал людей, что проблема вот-вот будет решена. Откуда такая "тягомотина"? У главы региона был личный интерес в том, чтобы свалка работала как можно дольше?
А вот тут уже интересно. Как удалось выяснить журналистам издания "Совершенно Секретно", с 2013 года, т.е. с момента, когда Андрей Воробьев официально стал губернатором Подмосковья, вывоз мусора на Ядрово увеличился до 200 тыс. тонн, то есть в десять (!) раз.
Что еще хуже, по слухам сваливать его продолжали в песчаный карьер, а компания ООО "Ядрово", которая обслуживала полигон, будто бы имела сложности с утверждением санитарно-защитной зоны. Какая уж тут рекультивация?
Почему мы вообще говорим о полигонах, тогда как речь шла о незаконных свалках? Так и законность работы многих полигонов при Воробьеве - под вопросом! И что уж говорить о борьбе с незаконными отхожими местами, если власти не в состоянии по закону решить проблему с официально существующими местами складирования отходов?
Любопытна и судьба ООО "Ядрово": 25% в структуре принадлежит именно Московской области. У компании сегодня госконтрактов в качестве поставщика на 64 млн рублей. В качестве заказчика - на 1,4 млрд рублей. По итогам 2021 года выручка составила свыше 77 млн рублей, стоимость активов приближается к полумиллиарду. А прибыли нет - есть только убыток в 23 млн рублей.
Фото: Rusprofile.ru
Соответственно, вопрос: мусора в Подмосковье просто завались, компания получала крупные государственные контракты. А где деньги? Ответа нет.
Свалка, которую видно из космоса
Другая скандальная, прославившаяся на всю страну свалка в Кучино, в Балашихе, была видна даже из космоса… Эта история эта гремела на всю страну. Дошло до того, что пришлось вмешаться Президенту - в мае 2017 года он потребовал немедленно решить вопрос и обеспечить безопасность жизни и здоровья людей.
Полигон вроде бы закрыли для приема новых отходов. Но всего через две недели после этого Андрей Воробьев публично заявил, что рекультивировать свалку в ближайшее время не получится, и перенес решение вопроса на 2019 год.
Возможно губернатор надеялся, что к этому времени накал страстей спадет, а руководству страны можно будет пустить пыль в глаза? По крайней мере, складывается такое впечатление, что у Воробьева в том полигоне мог быть чуть ли не коммерческий интерес.
Когда стало понятно, что вопрос забалтывается, Воробьев перешел в "наступление". Он на голубом глазу заявил, что власти Подмосковья добились принятия решения Арбитражным судом Московской области о взыскании с оператора полигона Кучино (ЗАО "Заготовитель" - прим. ред.) ущерба, причинённого окружающей среде, в размере 6,3 млрд рублей.
К слову, нашли и "козлов отпущения". В мае 2018 года инженера-эколога и мастера полигона ТБО "Кучино" обвинили в нарушении правил обращения опасных отходов с загрязнением окружающей среды. О той истории писал RT. В итоге эти люди "отделались" штрафами.
Труб для отвода газов при рекультивации полигона ТБО "Кучино". Фото: Михаил Воскресенский / РИА "Новости"
Далее ситуация развивалась совсем уж странным образом. В 2021 году, когда рекультивация Кучино уже должна была идти вовсю, выяснилось, что с полигоном может быть связано еще одно дело. Главу компании "Экоком", гражданина Австрии Оливера Кайзера, занимающейся рекультивацией свалки под Балашихой, обвинили в незаконном предпринимательстве. Свою вину он категорически отрицал.
К слову - официально рекультивация Кучино должна была завершиться в 2019 году. Очевидно, что в срок решить все проблемы власти не успели. Еще одно обещание команды Воробьева, "выкинутое на свалку".
Еще более любопытно вот что: на тот момент "Экоком" работал в России и Подмосковье уже больше десяти лет. Но, как пишет "Коммерсант" со ссылкой на другие СМИ и следствие, минимум четыре года компания делала это без лицензии на обезвреживание отходов от фильтрации воды.
Чиновники Воробьева, которые допустили структуру до Кучино, были не в курсе? Или их хорошо "смотивировали"?
Еще один штрих: "Экоком" - дочерняя структура одноименного австрийского холдинга. Соответственно, записана на офшор: "ЭКОКОМ ЭНВАЙРОНМЕНТАЛ ТЕКНОЛОДЖИЗ ГМБХ". И за время работы в России получила госконтрактов на 5,5 млрд рублей из бюджета. Из них 3,8 млрд – от Минэкологии Московской области. Куда ушли эти деньги, если не за рубеж?
Фото: Rusprofile.ru
И вишенка на торте: по сведениям того же "Коммерсанта", оказывается, подрядчик для рекультивации Кучино ("Экоком") выбирался без конкурсных процедур и с участием "общественников"! То есть при господине Воробьеве компании платили миллиарды из бюджета, и при этом она прошла вне конкурса?
К слову, еще в 2018 году Подмосковье с подачи губернатора забрало у надзорного ведомства право контроля над полигонами ТБО. Об этом пишет Daily Storm.
Как и для чего, позвольте спросить, если не для ослабления возможностей контрольно-надзорных органов по пресечению нарушений в этой сфере?
Описанные случаи далеко не исчерпывают мусорную тематику при Воробьеве. Было и есть множество других мусорных полигонов. Было недовольство людей и по поводу строительства мусоросжигающих заводов на территории области (которые очень уж близки были к знаменитому семейству экс-генпрокурора Чайки), и множество других моментов.
Но главное остаётся неизменным - никакого системного и ответственного подхода в решении проблемы мусора в Подмосковье нет и не появилось после мусорной реформы. Один популизм, одна вонь на половину области. И один и тот же губернатор Воробьев, который за всем этим "присматривает" уже почти десять лет...
- Мусор "Самолета" высадился на полигоне дивизии Дзержинского?
- Избрание Цаликова в сенаторы превратилось в "день сурка"
- Реки Московской области при губернаторе Воробьеве расцвели фекалиями
- Бесчеловечные эксперименты губернатора Воробьева
- Санкции ПИКу помогут упасть вслед за "Самолетом"?
- Реутовский EVO станет еще одним позором Андрея Воробьева?