"Ростелеком" полностью перешёл на поставки российских серверов. Тысячами он теперь закупает их у Yadro и "Аквариуса".
С учётом доминирующего положения "Ростелекома" на рынке (как раз на днях Правительство определило компанию единственным исполнителем услуг, необходимых для развития инфраструктуры электронного правительства в 2023-2024 годах), деньги туда будут вливаться немалые.
Но, как выяснил корреспондент The Moscow Post, не все они могут быть потрачены на декларируемые с высоких трибун цели. Подробности – в материале The Moscow Post.
"Тёрки" в "Аквариусе"
Группа "Аквариус" – IT-гигант, который не единожды обращала на себя внимание журналистов. В фокус нашего издания она попала в связи с корпоративным конфликтом, в результате которого контроль над фирмой через совладельца группы Astra Linux Дениса Фролова могли пытаться получить структуры ВЭБ.РФ и Минпромторга.
Дело в том, что Фролов активно сотрудничает с ведомством, которое обеспечивает его ООО "Лассард" многомиллионными подрядами.
Фото: https://www.rusprofile.ru
Что же касается ВЭБа, то в структурах этой корпорации Фролов долгое время работал.
Собственники "Аквариуса" собирались продать доли Фролову, а тот, в свою очередь, дополнить компанией свою "мини-монополию", куда уже вошла "Байкал электроникс". Другой акционер Алексей Калинин же открыто заявлял, что тут попахивает рейдерским захватом.
Далее история развивалась стремительно - в июне 2020 года Александр Калинин попадает в СИЗО, его смещают с должности гендиректора, на его место ставят Фролова, и лишь в 2021 году это решение признаётся незаконным, Калинина выпускают, он возвращает себе контроль над компанией. Вместо него на допрос везут уже Фролова и тот отступает, а акционеры заключают мир.
По крайней мере это – официальные данные. Но что мы видим сейчас? "Аквариус", по сути, становится крупнейшим подрядчиком "Ростелекома", который, в свою очередь, является крупнейшим игроком рынка, чуть ли не монополистом. Такие контракты, как правило, не отдаются компаниям, не имеющим "за спиной" фигуры кого-то влиятельного.
Есть основания полагать, что г-н Фролов и его покровители завладевают финансовыми потоками фирмы другими способами. Хотя его и нет в управлении, но именно с его подачи компания могла получить такой вкуснейший подряд.
По накатанной
В "Ростелекоме" главный – Михаил Осеевский. Чиновник, при котором компания утонула в коррупционных скандалах, и склонный заказывать услуги у весьма неоднозначных подрядчиков. Буквально летом этого года он поручил обращение с биометрией россиян компании "Би Ай Солюшнс". Последняя партнёрится с американской Microsoft, что уже вызывает поводы для беспокойства.
К тому же, главой фирмы с 2020 года является некий Сергей Беккер, ранее работавший директором по продажам в дочерней компании "Сбера" Cognitive Pilot, занимавшейся роботизированными системами уборки урожая на базе искусственного интеллекта. Вот только успешным проект не назовёшь, а денег было потрачено немало.
Кроме того, Беккер с 2014 по 2020 годы был совладельцем ООО "СЭТ" – господрядчика, в том числе и "Ростелекома". Сейчас компания банкротится. К финансам самой "Би Ай Солюшнс" тоже возникают большие вопросы. Так что, Осеевский с точки зрения заказчика, похоже, склонен к тому, чтобы выбирать подрядчиков по каким-то не особенно понятным критериям.
Планы по-чемезовски
В то же время, давно идут разговоры о том, что "Ростелеком" хочет заполучить под своё крыло госкорпорация "Ростех". Совсем недавно Правительство отказало Чемезову в приобретении доли в компании, но Осеевский не возражал против такой сделки. Так что, менеджеры, наверняка "на берегу" договорились и обсудили все волнующие каждого вопросы – возможно, вплоть до размера "субсидии" Осеевскому за покорность.
Есть основания полагать, что отказ Правительства вынудил Чемезова действовать другими методами. Например, договариваться с Осеевским о том, какие контракты "Ростелеком" с кем будет заключать, за определённую плату последнему? Вполне возможно, что именно так и действовали менеджеры в вопросе определения поставщика серверов после ухода иностранных компаний с рынка.
Денис Мантуров и Сергей Чемезов. Фото: argumenti.ru
Всё "в дом"
Что же касается другого производителя электроники, к которому обратился "Ростелеком", - Yadro, то здесь прослеживаются интересы олигарха Алишера Усманова, которому принадлежит часть акций материнской компании разработчика ("КНС Групп").
Причём, ранее доля в компании принадлежала акционерам материнской компании "Аквариуса" "ННК". Интересно, а её тоже передали Усманову "через голову" Калинина, как пытались поступить с передачей акций "Аквариуса" Фролову?
По последним данным, часть топ-менеджеров "КНС Групп" "из стареньких" (тех, что знакомы акционерам "Аквариуса") остаётся "у руля" корпорации, что может свидетельствовать также об интересах г-на Фролова и его покровителей к Yadro.
Тогда получается, что "Ростелеком" отдал всю свою "информационку" на откуп в одни и те же руки?
Если анализировать все попытки консолидировать власть в том же "Аквариусе" в руках Фролова и чемезовские "поползновения" в сторону "Ростелекома", напрашивается вопрос: для чего предпринимались все эти манипуляции? Ответом может быть, как раз, аккумуляция огромного количества государственных денег, льющихся рекой в отечественный софт, в руках одних и тех же товарищей, которые для этого готовы "двинуть" других товарищей.
А когда люди борются, в первую очередь, за деньги, часто возникают большие проблемы с качеством товаров. Так что сколько и какого оборудования получит "Ростелеком", а, соответственно, и так называемое электронное правительство, а также остальные потребители компании – большой вопрос. И сколько на этом может быть уведено государственных миллионов – отдельная тема для дискуссии.