Бенефициар "Кировского завода" Николай Левицкий мог действовать в сговоре с бенефициарами "Сити Инвест Банка", чтобы "обуть" собственных родственников, а теперь хочет вернуть себе права на бренд кваса "Никола"?
Основной владелец Кировского завода Георгий Семененко участвует в корпоративном конфликте вокруг компании "Дека", производителя кваса "Никола". Оппонентом выступает Николай Левицкий - супруг родной сестры господина Семененко.
Сама компания находится в процедуре банкротства, из нее могли вывести все активы. Между тем, по информации наших источников, интерес в споре может представлять не сама компания, а популярный бренд кваса "Никола", который может принести владельцу миллиарды рублей.
Разбирательства дошли уже до Лондонского суда. Судя по всему, там же, в Великобритании могут находиться основные активы господина Семененко. Учитывая, что у Кировского завода госконтрактов на 63 млрд рублей, возникает вопрос - а с какой стати?
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
Ранее Арбитражный суд вынес решение, которым обязал Георгия Семененко вернуть активы, связанные с квасным бизнесом, Николаю Левицкому. Ранее они были переданы Семененко в доверительное управление - как никак, они же члены одной семьи. Но после владелец "Кировского" решил, видимо, оставить "Дека" себе.
Все началось в 2017 году, когда владелец "Деки" Николай Левицкий искал средства для развития своего бизнеса. Он обратился в Сити Инвест Банк, и для пролонгации уже выданного кредита его собственники потребовали передачи всех активов, связанных с "Декой" в траст Георгия Семененко. Почему именно туда - вопрос открытый. Вместе с тем, раз Семененко - шурин Левицкого, тот не заподозрил никакого подвоха.
После этого Семененко просто передал контроль над активами "Сити Инвест Банку", который и получил все управление предприятием. В банк и связанные с ним организации стала уходить вся прибыль, а "Деке" доставались только долги.
Выпотрошить "Деку"
Само АО "Дека" зарегистрировано в Великом Новгороде. Сегодня компания находится в процедуре банкротства. Ее убыток за 2022 год - 18 млн рублей, стоимость активов - минус 188 млн рублей. Т.е. компанию, похоже, просто выпотрошили, вывели из нее все, что можно. При этом легко проследить, что тяжелые времена у компании начались именно после передачи актива в доверительное управление господину Семененко.
Фото: Rusprofile.ru
Но это лишь часть истории. В 2022 году Арбитражный суд Новгородской области пришел к выводу, что основные бенефициары, и они же члены совета директоров "Сити Инвест Банка" Сергей Камзин и Борис Башкович организовали банкротство АО "Дека".
Действуя через цепочку подконтрольных "Сити Инвест Банку" юрлиц, а также через лояльный себе менеджмент "Дека", они вывели все финансовые потоки завода во вновь созданное юрлицо - ООО "Декалитр". Владельцы банка сумели получить операционный контроль над "Дека", поскольку банк кредитовал завод и смог запустить искусственную процедуру его банкротства, хотя предприятие стабильно работало.
В итоге в набат забили кредиторы и контрагенты "Деки", они и обратились в суд. Возникает вопрос - а почему этого не сделал Георгий Семененко, которому активы "Деки" до этого передавали в доверительное управление? Он не видел, что происходит с заводом, или сам мог быть частью схемы?
В результате по решению ЦБ у банка арестовали корреспондентский счет на 2 млрд рублей. При этом деньги могли уходить из структуры через межбанковские кредиты - такие соглашения были подписаны, например, с банком "Санкт-Петербург", который связывают с семьей спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Фото: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/16576a69-0f06-4abc-a1c9-e478db22b511/8e8f16a3-df7a-44eb-aa72-d16a82ce0c68/A44-1127-2019_20220411_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True
Среди прочего, были заморожены любые операции, связанные с ООО "Декалитр", куда могли вывести деньги. Но их там, похоже, уже давно нет. Сегодня компания находится в процедуре банкротства, стоимость ее активов минус 376 млн рублей. А ее единственным учредителем является белизский офшор "КОМПАНИЯ ПРАЙМ ЛАЙН ГРУП ИНК". Похоже, там и стоит искать средства - т.е. концы в воду.
Фото: Rusprofile.ru
Однако, и это были только "цветочки". В 2023 году в отношении вышеназванных бенефициаров банка, а именно Сергея Камзина и другого бенефициара банка, Леонида Шоршера, было возбуждено уголовное дело. Они сами скрылись из страны и объявлены в розыск. Дело касалось попытки захвата активов Александровского завода, расположенного во Владимирской области.
Речь идет о двух конкретных юрлицах - НПК "Далес" и ООО "Крип Техно", образованных на базе Александровского завода. Само предприятие выполняет гособоронзаказ, имеет стратегическое значение. Судя по всему, через те же кредитные обязательства, под контроль "Сити Инвест Банка" попали производственные корпуса "Крип Техно", в которых работает НПК "Далес".
После этого ООО "АвтоМетанСервис" (структура банка, получившая контроль над "Крип Техно") пыталась расторгнуть договоры аренды с "Далесом". Этому сопротивлялся арбитражный управляющий "Далеса" Игорь Лесин. В результате ему сожгли машину. Как пишет Lenta.ru, ранее представители банка угрожали и другим людям, в том числе, замгендиректору "Деки" Виктору Кузьмину.
Т.е., судя по всему, речь может идти о целой ОПГ, которая под "крышей" банка могла прибирать к рукам плохо лежащие активы. Мог ли ей помогать бенефициар "Кировского завода" Георгий Семененко?
"Англичанка" рассудит
Как говорилось, Арбитражный суд Москвы встал на сторону его шурина Николая Левицкого. Это решение может быть обжаловано. Но Семененко не был бы самим собой, если бы просто так сдался и не попытался получить свое с "черного хода". Он обратился в Лондонский суд, который - (вы только подумайте), запретил решать данный вопрос в судах российских под страхом уголовного преследования и тюрьмы.
В России это решение не имеет силы. Но почему Семененко вообще пошел в английский суд? Да потому, что, заключая соглашение о трасте, в котором оказались активы "Деки", стороны договорились решать споры по английскому праву в Лондонском арбитраже. И все это было уже в период санкций и колоссального давления на нашу страну. Такой вот "патриот".
Какие решения принимает Лондонский суд – известно. Политическая целесообразность давно превалирует над нормами даже английского права – не говоря уже про другие "мелочи".
Не так давно Высокий суд Лондона лишил Россию права на госиммунитет по делу ЮКОСа, не желая, чтобы наша страна не заблокировала исполнение решения Международного арбитражного суда в Гааге о выплате почти $60 млрд компенсации бывшим акционерам компании.
А среди них, напомним, ранее судимый в РФ олигарх Михаил Ходорковский (признан иностранным агентом, включен в перечень террористов и экстремистов в РФ), который финансирует российскую несистемную оппозицию. Ту самую, которая ненавидит Россию, критикует СВО, обещает разорвать нашу страну на части, "деколонизовать".
Возникает вопрос, если у Семененко активы и деньги на Западе, если туда могут уходить прибыли с Кировского завода - уж не действует ли он в интересах недружественных государств? А раз так, никто не удивится, если Лондонский суд встанет на сторону Семененко. На то и расчет?
В это же суде отношения периодически выясняют самые скандальные российские олигархи, многие из которых получили активы в результате печально известной приватизации 90-х годов. Это Владимир Потанин, Олег Дерипаска, и иже с ними. Получается, Семененко в "хорошей" компании – свой среди своих.
Кроме того, Британия ввела масштабные санкции против нашей страны и ее руководства. Но в списке лиц, попавших под ограничения, Георгия Семененко найти не удалось. Совпадение? Как говорил "классик" - не думаем.
После того, как конфликт между ним и Левицким стал набирать обороты, в европейской прессе появилось множество негативных публикаций о последнем. В том духе, что, якобы, на него надо наложить санкции. Компания могла быть проплаченной, а кто за ней мог стоять, если не Семененко?
Английскому правосудию Семененко доверят больше. И можно понять, почему. Похоже, именно там оказываются все его деньги и активы, заработанные в России - в том числе, с привлечением бюджетных средств.
Офшорный машиностроитель
ПАО "Кировский завод" - одна из крупнейших российских промышленных компаний машиностроительного профиля, это стратегический для нашей страны актив. До недавнего времени в холдинг входило 17 предприятий, в том числе, "Петербургский тракторный завод", "Металлургический завод "Петросталь", "Завод "Универсалмаш", "Киров-Энергомаш", "Вагонмаш" и другие.
Вместе с тем, порядка 42% акций завода контролируют различные офшоры, в том числе, "Банворад Холдингс Лимитед" и "РМГ Холдинг Лимитед". У Георгия Семененко формально всего лишь 1,2%. У миноритариев совокупно около 20% компании, но ранее они пытались доказать, что за офшорами стоит именно семья Семененко, а доли, оказавшиеся у этих компаний, могли быть проданы им не по рыночной цене.
С этим же был связан долгий и тяжелый корпоративный конфликт, который, впрочем, закончился победой Семененко.
Но вот, что удивляет больше всего: все последние годы, когда Семененко возглавлял Совет директоров предприятия, оно ударными темпами лишалось своих активов. В период с 2020 по 2023 год были проданы ЗАО "КСП", АО "МКС", АО "Петербургский Тракторный Завод", АО "Металлургический Завод "Петросталь" и многие другие. В том числе и упомянутый "Вагонмаш".
Последний до 2020 года частично принадлежал чешской "Шкоде", частично "Синаре", а основной пакет был у Кировского завода. И вот, все три года шел процесс его полной передачи в иностранную юрисдикцию. Он был завершен летом 2023 года, когда компания полностью отошла "ШКОДА ТРАНСПОРТЕЙШН А.С."
"Шкода" - чешский автоконцерн. Сегодня Чехия - одна из самой недружественной России стран Запада. Получается, благодаря "управленческой работе" Семененко "Вагонмаш" оказался в собственности у явного недоброжелателя нашей страны.
Георгий Семененко. Фото: https://www.ndr.de/nachrichten/mecklenburg-vorpommern/kirov100_v-contentxl.jpg
При этом в период корпоративного конфликта Георгий Семененко привлек к спору управляющего партнера юридической компании "Дювернуа Лигал" Егора Носкова. Тот на какое-то время превратился в Председателя совета директоров предприятия.
С Носковым и "Дювернуа Лигал" связано много сомнительных историй. Если коротко - они могут оказывать давление на контрагентов своих клиентов, чтобы самим впоследствии поживиться их активами. Ранее об их скандалах подробно писал The Moscow Post.
В любом случае, складывается нелицеприятная картина. Георгий Семененко "завязал" стратегическое предприятие России на офшоры, "успокоил" всех недовольных миноритариев, а, кроме того, мог иметь отношения к скандалам "Сити Инвест Банка". А сейчас вот яростно судится со своим родственником в Лондоне, вероятно, чтобы стать собственником прав на бренд кваса "Никола". Это ли не жадность?