Бизнесмен Петр Жуков (сын первого замглавы председателя Госдумы Александра Жукова) купил компанию, связанную с сомнительным санитарным средством.
Доля в производителе влажных салфеток "Дезавид" в 20% перешла основателю Indigo Capital Partners Петру Жукову, который является сыном первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова. Продавцом в сделке выступил бывший исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков.
В истории разбирался корреспондент The Moscow Post.
Деньги пенсионеров РЖД
Самым интересным эпизодом бизнес-биографии Петра Жукова значится сотрудничество с Олегом Белаем из "Тринфико", в рамках которого партнеры помогали компаниям участвовать и выигрывать тендеры.
"Тринфинко" для этого создала сервис "Тендертех", который выполнял в данной схеме функции посредника, за определенную плату представлявшему участнику тендера банковские гарантии. Уже в 2016 году во всю ходили разговоры, что эта финансовая структура занимается откатами.
Опорной организацией "Тринфико" значился "Абсолют-банк". Выход на него Белай получил из-за того, что его компания управляла деньгами НПФ "Благосостояние", который аккумулирует средства пенсионеров РЖД. "Абсолют-банк" и сегодня остается дочкой НПФ "Благосостояние", причем такая ситуация продолжается с 2013 года, когда организация была приобретена у бельгийцев из KBC Group. Произошло это в эпоху, когда РЖД руководил Владимир Якунин, причем НПФ "Благосостояние" продолжает управлять его союзник Сергей Орлов.

Александр Жуков. Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/get-ynews/52489/24fb286478a8fb73d4419db9f3281fc9/800x400
Отец Петра Жукова – сегодня первый замглавы Госдумы РФ Александр Жуков, в 2005 году возглавил совет директоров РЖД, когда президентом там стал Якунин. Они хорошо друг друга знают и даже публично шутили насчет решения проблем демографии, и кто из них за этот вопрос должен отвечать.
После этого неудивительно, почему Балай получил от "Абсолют-банка" поддержку бизнеса по банковским гарантиям на тендерах после того, как его партнером стал Петр Жуков. История подозрительная – например, были слухи, что "Абсолют-банк" нужен был РЖД и "Благосостоянию" для вывода денег, а бизнеса Балая напоминает "внутренний краник".
В деле Банк "БФА"?
Основным юридическим лицом в этой схеме были ООО "Финансовые гарантии", причем компания до сих пор существует. Напрямую Петр Жуков вышел оттуда в 2021 года, но затем его интересы в организации представляло ООО "Группа компаний Финтех". В 2023 году фирма покинула капитал этой структуры, а учредителем там остался напоминающий номинала Геннадий Шабанин, который в 2025 году передал структуру комбинированному ЗПИФ "Аргумент".
Ранее в "Финансовых гарантиях" фигурировал виргинский офшор ХАЙФИЛЛ ИНВЕСТМЕНТ КОРП, который и мог быть тем самым "краником" на западный финансовый рынок. Только сегодня офшоры под запретом, поэтому для скрытия бенефициаров всё чаще используются ЗПИФы.
Управляет комбинированным ЗПИФ "Аргумент" управляющая компания ООО "УК "БФА", которая принадлежит Татьяне Стукань, женщина в десятые годы была главой совета директором банка "БФА" Владимира Когана. Банк "БФА" в 2017 году был поглощен "Уралсибом", но дело его живет в управляющей компании. Скончавшийся в 2019 году от инсульта Коган был знаком с Александром Жуковым. Теперь его бизнес продолжают сыновья, которые могут взаимодействовать с Петром Жуковым. Вот так, кольцуется данный бизнес, основанный прежде всего на монетизации отцовского имени.
Прибыл из Лондона
Петр Жуков давно пытается добиться успеха путем занятие каких-то секторов рынка через покупку готовых бизнесов. В 2015 году Жуков вместе с компанией Indigo Ольги Усковой создал совместное предприятие по разработке и внедрению систем управления бизнесом. Партнеры планировали тогда подвинуть немцев из SAP. Через три года проект провалился, а Жуков и Ускова закрыли фирму.

Петр Жуков. Фото: https://img.dni.ru/binaries/v3_photo/95382.jpg
Ускова через год убедила Сбербанк Германа Грефа вложиться в бизнес по созданию беспилотных транспортных систем и с тех пор окучивает это направление, хотя об успехах не слышно. При этом на дворе идет четвертый год СВО, когда тема БПЛА получила колоссальный качественный скачок. Опыт Жукова, который, по слухам, "полинял на деньги" Сбер от сотрудничества с Усковой не отвратил.
Связывает Петра Жукова и сотрудничество с зятем главы МИД Сергея Лаврова предпринимателем Александром Винокуровым, который на деньги ВТБ превратил Marathon Group в лидера российского ритейла. Контакт Жукова и Винокурова датируется 2017 годом, когда они открыли компанию ООО "Фитнесс Джанки". "Джанки" в переводе с английского сленга означает "торчок". Зависимый от алкогольных напитков писатель Чарльз Буковски написал одноименную книгу, которая, видимо, и вдохновила двух молодых людей.
Есть у Петра Жукова на этот счет определенный бэкграунд. В 2007 году мужчина был приговорен в Англии к 14 месяцев лишения свободы за избиение в баре банкира Бена Рамси. Понятно, что произошло не из-за занятий фитнесом. Фитнес-бизнес также не пошел – Винокуров вышел из ООО "Фитнесс Джанки" в 2022 года, а сама структура с 2021 года показывает нулевую прибыль. Тут случилось примерно то же самое, что и с Усковой.
Выход на Нисанова
В остальном Петр Жуков напоминает полковое знамя. Он переходит из бизнеса в бизнес, принося с собой возможности, которые злые языки всегда связывают с его отцом. В конце десятых годов Жуков вписался в ресторанный бизнес, где его партнером стал основатель "Шоколадницы" Александр Колобов. Этот бизнесмен любил использовать сановных сыновей и других родственников, потому что в качестве партнера Колобова также фигурирует сын главы МВД Александр Колокольцев.
Их совместная компания называлась "Фрутти", она поставляла смузи в "Азбуку вкуса". Если для Колобова это был логичный бизнес, то Петр Жуков после вынужденного переезда из Лондона брался за всё подряд. Колобов вышел из ООО "Фрутти" в декабре 2024 года и передал долю партнеру Эмина Агаларова по одному из ресторанных проектов Владиславу Романовскому.

Год Нисанов. Фото: https://imageio.forbes.com/specials-images/imageserve/5ece72fe89ee2f0006814c1c/0x0.jpg?format=jpg&crop=1138,853,x70,y0,safe&height=600&width=1200&fit=bounds
Смузи от "Фрутти" позволили общительному Петру Жукову обзавестись новыми друзьями, среди них кроме Колокольцева-младшего затесался и девелопер Год Нисанов, который связан с мэрией Москвы и администрацией Московской области, где даже имеет статус советника на общественных началах губернатора Андрея Воробьева. Такие выходы помогут и в сделке по "Дезавиду", где главным активом является не производство влажных салфеток, а одноименный санитарный препарат, который можно пустить в массы.
Сомнительный препарат
Головным предприятием "Дезавида" значится ООО "Адекватные технологии", именно в нем Петр Жуков заменил 21 февраля Толстикова в качестве учредителя. Компаньонами Жукова там числятся Антон и Ольга Балеховы. На пару также записано смешное ООО "Планета Дезавид".
Компания имеет скандальную предысторию, причем не из-за салфеток. Дело упирается в препарат "Дезавид", с которым в десятые годы вели борьбу активисты. С помощью "Дезавида" очищалась питьевая вода в ряде городов, с чем люди оказались не согласны. В Интернете даже есть сайт, посвященный борьбе с "Дезавидом", который в середине прошлого десятилетия привел к судебному разбирательству.
Самый большой скандал разгорелся в Череповце, где производителям "Дезавида" якобы оказывал поддержку бывший руководитель МУП "Череповецкий водоканал" Сергей Ильин, руководивший данной компанией с 2002 по 2024 годы.
"Дезавид" в Череповце прекратили применять более года назад, а общественникам не понравилось, что препарат по своим свойствам приближается к антибиотикам и, по их мнению, имеет четвертый уровень опасности, а не заявленный второй. Средство при этом востребованное и перспективное, поэтому скромные финансовые показатели двух компаний четы Балеховых не должны вводить в заблуждение, в реальности бизнес мощный.
Если получить в Москве и Подмосковье "зеленый свет" для применения "Дезавида" через систему госконтрактов, то можно заработать на его производстве миллиарды рублей. Сами Балеховы вряд ли способны решить эту задачу, вот они и привлекли в качестве соинвестора Жукова. Неужели все это для этого, чтобы прочистить питьевую воду России антибиотиком?
-
Кто "закусит "Уралбиофармом"?
-
ВТБ в помощь: Костин поможет Винокурову прибрать к рукам активы Чернышева?
-
Грядёт большая распродажа: Андрей Костин рассчитывает обогатиться за счёт имущества ОСК?
-
Акционный "праздник" на НМТП: ВТБ готовит сделку с Винокуровым?
-
При сдутом "Магните": Винокуров может заработать на акциях ретейлера
-
Деньги акционеров притянуло "Магнитом" Винокурова