Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Не в Кадушкина корм: АСВ обманывает вкладчиков?

Бездействие департамента АСВ под руководством Андрея Кадушкина обошлось обманутым вкладчикам в 3 млрд рублей.

Автор:

Бездействие департамента АСВ под руководством Андрея Кадушкина обошлось обманутым вкладчикам в 3 млрд рублей.

Спустя семь лет разбирательств Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал незаконным бездействие конкурсного управляющего обанкротившегося "БайкалБанка" в лице госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ).

Признаны незаконными и аннулированы сделки более чем на 3 миллиарда рублей. Это — одна из крупнейших побед обманутых вкладчиков против системы оспаривания сомнительных сделок, за которую отвечает глава экспертно-аналитического департамента АСВ Андрей Кадушкин.

В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post в Бурятии.

Пустота ценой в 3 миллиарда

Единственный региональный банк Бурятии "БайкалБанк" был признан банкротом осенью 2016 года. Иск о признании лопнувшего банка поступил 5 сентября и до принятия суд ввёл запрет на продажу или обмен имущества организации. Окончательное решение о начале банкротства суд принял 24 октября и назначил конкурсным управляющим госкорпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ).

К тому моменту в суд от кредиторов успело поступить 25 исков с оспариванием сделок банка, совершённых после 5 сентября вопреки запрету. В рамках действующего законодательства и в соответствии с поставленными перед АСВ задачами, госкорпорация обязана была сама начать заняться оспариванием совершённых сделок. Однако всё обернулось ровно наоборот.

Как указано в материалах дела № А10-5051/2016, АСВ до 2019 года не предпринимал совершенно никаких действий по оспариванию сомнительных сделок банка. Когда же в 2019 году сомнительность сделок стала очевидна и АСВ начало их изучение, оказалось, что срок их оспаривания истёк.

Не в Кадушкина корм: АСВ обманывает вкладчиков?

Фото: kad.arbitr.ru

Всего по этому делу проходит три сделки. Две из них связаны с продажей банком ценных бумаг двух закрытых паевых фондов "Селена" и "Квант" на общую сумму почти 210 миллионов рублей. Официально сделки были закрыты в августе 2016 года, то есть до введения запрета на продажу активов банка, но суд счёл, что в данном случае активы выводились целенаправленно, когда судьба банка уже была ясна.

Не в Кадушкина корм: АСВ обманывает вкладчиков?

Фото: kad.arbitr.ru

Но более интересна третья сделка – обмен "БайкалБанка" ценными бумагами с некоей компанией "Герон". Ей руководство банка передало паи уже упомянутых ЗПИФ "Селена" и "Карат", также паи ЗПИФ "Баргузин" и ипотечные сертификаты ИСУ-АФ на общую сумму свыше 385 миллионов рублей. Взамен "БайкалБанк" получил 1% акций "Таганрокского комбайнового завода" (ТКЗ). Стоимость полученных акций суд не озвучивает, что предсказуемо – они оказались полным неликвидом.

Не в Кадушкина корм: АСВ обманывает вкладчиков?

Фото: kad.arbitr.ru

Ещё к 2011 году ТКЗ был фактически мёртв. К тому моменту он успел пережить процедуру банкротства, распродать львиную долю имущества и полностью закрыть производство. Так что в 2016 году обменять активы в 3 миллиарда рублей на акции ТКЗ было делом, мягко говоря, сомнительным.

Хотя в АСВ до 2019 года придерживались иного мнения. Именно тогда госкорпорация решила продать это "бесценное" имущество "БайкалБанка" аж за 1,9 миллиарда рублей. Конечно, это значительно меньше активов, обменянных банком в 2016 году, но всё же позволило бы покрыть часть долгов перед кредиторами. Вот только никто не принял участия в аукционах ни на повышение, ни даже на понижение, акции и сегодня висят балластом на "БайкалБанке".

Как видно, по довольно примитивной схеме за месяц до банкротства из "Байкал-Банка" ушло активов на более чем 3 миллиарда рублей. Специалисты АСВ в этом никаких нарушений не углядели. Между тем, основания для пристального внимания к обстоятельствам банкротства банка у АСВ были существенные.

К 2017 году два топ-менеджера и конечных бенефициара банк Вадима Егорова и Виталия Авдеева стали фигурантами дел о мошенничестве в особо крупном размере. Первый ответственности избежал, так как покинул пост председателя правления банка за два месяца до банкротства, а вот второй получил шесть с половиной лет лишения свободы.

Кроме того, "Московскому комсомольцу" в 2017 году стало известно, что именно через упомянутые ЗПИФ "Селена" и "Квант" руководство банка могло выводить деньги вкладчиков в сторонние компании и скупать на них недвижимость.

Спасение утопающих дело рук самих утопающих

Ни один из приведённых фактов у АСВ вопросов не вызвал. В письме, пришедшем в редакцию The Moscow Post сообщается, что пример "БайкалБанка" не единственный. Также 2016 году обанкротился ПЧРБ-банк, конкурсным управляющим стало АСВ. Банкротству банка также предшествовали подозрительные операции, указывающие на возможный вывод средств. Но в АСВ игнорировали информацию четыре года, то есть пока не выйдет срок обжалования сделок.

Не в Кадушкина корм: АСВ обманывает вкладчиков?

Фото: предоставлено читателем The Moscow Post

А весной текущего года Хамовнический суд Москвы признал одного из топ-менеджеров Коммерческого банка "Развитие" Максима Румянцева виновным в хищении 3 миллиардов рублей. Было доказано, что он, и сбежавший из России владелец банка Олег Березовский, распродали ликвидные активы "Развития", но реальных денег на счета банка не поступило.

Как и в случае с "БайкалБанком" и ПРБ-банком, "Развитие" обанкротилось в 2016 году. Тогда же АСВ было назначено конкурсным управляющим, но инициированные Румянцевым и Березовским сделки не оспаривались. Лишь после завершения уголовного дела АСВ предъявило претензии Румянцеву.

В поступившем в Редакцию письме отмечается, что за бездействием АСВ может стоять глава Экспертно-аналитического департамента госкорпорации Андрей Кадушкин.

Как минимум, он действительно принимал и продолжает принимать участие в создании и работе системы оспаривания сомнительных сделок. В соответствии с данными портала "Декларатор", Кадушкин с 2013 по 2018 годы работал в соответствующем Отделе оспаривания сомнительных сделок Экспертно-аналитического департамента АСВ сперва на должности заместителя, а затем директора. Судя по всему, работа Кадушкина удовлетворяла начальство и в 2021 году он возглавил весь профильный департамент. Сам Кадушкин личность непубличная и в судебных тяжбах АСВ напрямую не участвует.

В такой ситуации лучше всего о Кадушкине расскажет личность непосредственного руководителя, при котором он так уверенно продвигался по карьерной лестнице. С 2012 по 2022 годы агентством руководил Юрий Исаев. На финансовом конгрессе в Петербурге в 2019 году он публично заявил, что вверенная ему корпорация проигрывает 70% исков по делам о взыскании долгов. В связи с этим он объявил о намерении отказаться от "проблемных" исков.

Получается, сперва ответственный за оспаривание сомнительных сделок отдел во главе с Кадушки едва ли не целенаправленно "сливает" иски, а затем глава всего АСВ Исаев заявляет, будто бы эти дела были заведомо проигрышные и тратить ресурсы на них не стоит в принципе. Вот только выигранное кредиторами дело "БайкалБанка" свидетельствует об обратном и сотни тысяч обманутых вкладчиков давно могли бы получить свои деньги, если бы сотрудники АСВ, как им указали в суде, добросовестно выполняли свои обязанности.

Ранее The Moscow Post рассказывал о другом скандале, в центре которого оказалось АСВ. После банкротства "Нэклис-Банка" агентство начало оспаривать не сомнительные сделки руководства, а действия обычных клиентов банка.

В суде сотрудники АСВ пытались доказать, что клиенты якобы целенаправленно выводили свои деньги из банка перед его банкротством. В качестве доказательств были представлены выписки со счетов, с которых снимались деньги. А вот выписки о том, что эти же самые клиенты деньги не только снимали, но и вносили, что доказывает их абсолютно стандартную деятельность, АСВ предоставлять суду не стало. Подобные "доказательства" предоставлялись и по другим банкам, но в итоге суд встал всё же на сторону вкладчиков, которых, по сути, пытались обмануть не только недобросовестные банки, но госкорпорация, которая должна защищать граждан.