Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

Не по Смородину акватория: в Ярославщине не нашлось "своего" Катанандова?

Ставший миллионером в бытность губернатором Карелии Сергея Катанандова, экс-депутат Вячеслав Смородин после отставки своего возможного покровителя свернул бизнес и теперь демонстрирует амбиции в Ярославской области. В этот раз на кону - акватория Горьковского водохранилища.

Автор:

Ставший миллионером в бытность губернатором Карелии Сергея Катанандова, экс-депутат Вячеслав Смородин после отставки своего возможного покровителя свернул бизнес и теперь демонстрирует амбиции в Ярославской области. В этот раз на кону - акватория Горьковского водохранилища.

Экс-депутат Карелии, некогда входивший в топ самых богатых людей республики Вячеслав Смородин с размахом осваивает просторы Ярославской области - он потребовал выделить его грузовому порту часть акватории Горьковского водохранилища без торгов, а победителя соответствующего тендера оставить с носом. Откуда такие амбиции у бывшего владельца "Карелнеруда", в своё время созданного через скупку предприятий, в то момент находившихся в тяжелом финансовом положении, разбирался корреспондент The Moscow Post в Ярославской области.

В ходе мониторинга редакция The Moscow Post обнаружила амбициозный иск ООО "Рыбинский грузовой порт", которое потребовало выделить ему участок Горьковского водохранилища в черте Рыбинска без проведения торгов. Более того, фактически истец требует аннулировать результаты уже прошедшего аукциона Верхне – Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в котором победителем стал вовсе не порт.

Иск был подан ещё до объявления результатов тендера, в котором порт также принял участие, но суд отклонил требование по обеспечительным мерам. В связи с этим торги прошли своим ходом и акваторию в пользование на десять лет получил один из трёх участников. Но от иска ООО не отказалось, слушания пройдут 30 октября.

Не по Смородину акватория: в Ярославщине не нашлось "своего" Катанандова?

Фото: https://kad.arbitr.ru

В карточке соответствующего тендера уточняется, что речь идёт о федеральной акватории площадью 0,024568 кв. км. Победитель предложил 68,207 млн рублей.

Ранее в жалобе УФАС ООО "Рыбинский грузовой порт" заявляло, что эту акваторию ему должны выделить без торгов, а торги не правомерны, так как водный объект якобы примыкает к причальным сооружениям ООО и победитель не сможет использовать данный участок для отстоя флота без перекрытия доступа к объектам общества. Более того, заявлялось, что лот использует ООО по договору аренды от 2018 года, заключенному на 5 лет, которые якобы не истекли. Вот только аргументы действия не возымели и торги всё же состоялись. Вероятно, не всё так гладко с тем давним договором аренды?

Кстати, у надзорных органов уже не раз были претензии к грузовому порту. Например, в 2016 году было выявлено, что ответственный за безопасную эксплуатацию причальной набережной не имеет соответствующей квалификации, а в 2015 году было допущено "не обеспечение безопасности людей". Ещё ранее имелись трения и с Ростехнадзором.

Порт, который числится в числе исполнителем госконтрактов, но пока демонстрируют довольно скромные показатели (выручка 2022 года - 275 млн рублей) полностью принадлежит Вячеславу Смородину - некогда имевшему мандат депутата Карелии и входившему в топ самых богатых лиц Карелии, который в лет десять назад неожиданно свернул там бизнес и уехал в Петербург. При этом, как поговаривают, якобы загородный особнячок у экс-депутата в регионе остался и наезжает он туда временами как на дачу. Видимо, речь о том самом доме в коттеджном поселке Сайнаволок (окрестности Петрозаводска), откуда он выезжал в 2005 года, когда чуть было не подорвался на мине, оставленной неизвестными.

Не по Смородину акватория: в Ярославщине не нашлось "своего" Катанандова?

Фото: https://www.rusprofile.ru/

Но ещё до того, как продать свои активы, Смородин попал в ряд неоднозначных историй.

Свой для Катанандова?

Скупая акции предприятий, которые находились в сложном финансовом состоянии, будущий олигарх местного разлива, насобирал под крыло "Карелнеруда" пансионаты, санатории, щебеночные карьеры, турфирмы и прочее. Сообщалось, что бизнесмен также не прочь приобрести гостиницу "Северная" и пансионат "Белые ключи", но не сложилось.

Карьеры "Карелнеруда" в тот период активно набирали госзаказы, поставляя щебень не только по Карелии, но и в целом по федеральному округу. "Успех" Смородина в освоении бюджетных средств пришёлся на период правления Карелией Сергеем Катанандовым. При этом к моменту его отставки в 2010 году регион славился как один из коррупционных, а самому главе не раз собирали чемоданы на выход. О деятельности Катанандова The Moscow Post рассказывал не раз. Например, в 2007 году депутаты Петросовета в своём письме к Президенту РФ просили отозвать губернатора и назначить нового, рассказывая о некой якобы сложившейся в регионе системе для обогащения приближенных к главе предпринимателей.

Занятное совпадение: в 2010 году Катанандов уходит, а уже к 2011 году Смородин распродает свои основные активы. Например, французскому холдингу Lafarge были проданы три карьера в Прионежском и Пудожском районах, а сам бизнесмен, по его же словам, оставался для покупателя в должности консультанта.

Возможно сворачивание бизнеса Смородина было тесно связано с возможностями Катанандова?

И тут на память приходит уголовное дело с коррупционным душком, в котором нашлось место подразделению "Карелнеруда" - фирме "Трансстрой". Как сообщало издание Forbes, глава дорожного комитета Карелии Альбек Гиззатулин в 2001 году получил взятку квартирой за распределение подряда на строительство автодороги в Медвежьегорском районе на 18 млн рублей. Фигурант принял дорогу, которой фактически не было, а подрядчик - фирма "Трансстрой" получила бюджетные деньги, но дорогу не построила. В 2006 году Гиззатулин получил шесть лет колонии. То же издание отмечало, что после суда над Гиззатулиным фирма не смогла выиграть ни одного тендера на строительство или ремонт автодорог Карелии. А это, знаете ли, о многом говорит.

Следует также отметить, что и само расставание с карельским бизнесом у Смородина не обошлось без скандалов. При этом в одном из них оказалось замешано и ООО "Рыбинский грузовой порт", с которого мы и начали свой рассказ.

Налоговая служба обнаружила очень странные манипуляции с участием активов Смородина. Как уточнялось в материалах судебного дела, портом были совершены сделки по приобретению и продаже векселей с последующей реализацией права требования в отсутствие разумной деловой цели. Все сделки прошли в короткий промежуток времени, между взаимозависимыми лицами, входящими в группу предприятий "Карелнеруд". Как уточняли в УФНС, на момент приобретения векселей срок платежа по ним прошел, а "полученные при проведении проверки документы и сведения свидетельствуют о том, что сделки, приведшие к получению внереализационных расходов в виде убытка, совершены лишь для видимости, с целью получения необоснованной налоговой выгоды".

Оспорить данное решение УФНС через суд в 2011-2012 годы ООО не смогло, а судья и вовсе сделал вывод, что "представитель налогоплательщика в судебном заседании никаких пояснений, которые могли бы характеризовать его как добросовестного и разумного участника гражданских и налоговых правоотношений, заключивших вышеуказанные сделки с разумной деловой целью, не дал". Что называется, дополнительные комментарии излишни.

Не по Смородину акватория: в Ярославщине не нашлось "своего" Катанандова?

Фото: https://kad.arbitr.ru

На сегодня Вячеслав Смородин, судя, по данным "Руспрофайл", владеет четырьмя активами в Ярославской области и тремя в Петербурге. В Северной столице в 2022 году он даже обзавелся лечебно-диагностическим центром.

Не по Смородину акватория: в Ярославщине не нашлось "своего" Катанандова?

Фото: https://www.rusprofile.ru/

Если ориентироваться на финансовые показатели, что подаются юрлицами в ФНС, то такого размаха по набиванию кошелька как в Карелии у Смородина уже нет. Не помогают даже те небольшие госконтракты от Минтранса области, которые периодически перепадают ООО "Рыбинские пассажирские перевозки". Просто пока Смородин не нашёл на Ярославщине своего Катанандов, а к Евраеву подхода?