Всё более жесткие санкции, давление налоговиков, да и рядовых жителей Челябинской области могут склонить Константина Струкова к бегству из страны. А кто тогда будет отвечать по финансовым обязательствам его компаний?
Как передает корреспондент The Moscow Post в Челябинской области, владельцем 29,18% пакета акций золотодобывающей компании Petropavlovsk стала ГК "Регион". Ранее точно таким же пакетом владел заместитель председателям законодательного собрания Челябинской области, миллиардер Константин Струков. Видимо, Струков не "выдержал" последствий корпоративного конфликта в компании Petropavlovsk, а также претензий налоговиков по другим своим бизнесам. Очевидно, дела у Струкова обстоят так, что ему, похоже, срочно потребовались деньги. Иначе не продавал бы свою долю, как считают эксперты, в разы дешевле, чем купил.
Не лучшее время
8 марта стало известно о том, что у крупнейшего пакета акций компании Petropavlovsk сменился владелец. Издание "Коммерсант", сообщило, что 29,18% Petropavlovsk, работающая в Амурской области, теперь принадлежат ГК "Регион" Сергея Сударикова. Последнего связывают с главой "Роснефти" Игорем Сечиным.
Ранее точно таким же пакетом владел один из богатейших бизнесменов Челябинской области, заместитель председателя местного законодательного собрания Константин Струков. Продажа этого актива прогнозировалась. Причин было несколько. Это и затяжной корпоративный конфликт в самой компании Petropavlovsk, это и проблемы компаний Струкова с налоговиками, которые грозили банкротством. Но продал пакет акций Струков явно не в лучшее для этого время.
Напомним, появление Константина Струкова среди акционеров компании Petropavlovsk, одной из крупнейших в России золотодобывающих компаний, сопровождалось громким скандалом. Поглощение Petropavlovsk, имеющее признаки недружественного, Струков проводил не без участия своего давнего партнера Владислава Свиблова – выходца из скандально известной компании "Росбилдинг".
Свиблов владел 4,62 % акций Petropavlovsk. Струков в феврале 2020 г. через подконтрольную "Южуралзолото Группа Компаний" (ЮГК) приобрела 22,37% акций этой компании, а также облигации, которые можно было конвертировать в 5,97% акций, у Aeon Mining Романа Проценко. На момент покупки сделка оценивалась в $170 млн.
Константин Струков. Фото: zs74.ru
Как видно, за два года владения крупным пакетом акций Petropavlovsk Струков очень сильно потерял в деньгах. На данный момент стоимость 29,18% акций Petropavlovsk оценивается на Лондонской фондовой бирже в $28 млн. Заплатил $170 млн, продал примерно за $28 млн. Бизнес на грани фантастики, ничего не скажешь.
Спрашивается, а зачем нужно было продавать перспективный бизнес по добыче золота, которое, как известно, всегда в цене. Да еще и так не дорого, когда рынок существенно просел и акции обесценились. Продают быстро и недорого тогда, когда сильно нужны деньги. Константину Струкову они, судя по всему, нужны и, действительно, очень сильно.
Сами виноваты
Струков и сам мог приложить немало усилий, чтобы снизить стоимость Petropavlovsk. Напомним, после того, как он и Свиблов получили возможность хозяйничать в компании, они тут же сменили топ-менеджмент. Возник масштабный корпоративный конфликт, в результате которого основатель Petropavlovsk Павел Масловский, финдиректор Данила Котляров и близкие к ним миноритарии были фактически отстранены от руководства предприятием.
А для Масловского все и вовсе закончилось уголовным преследованием и арестом. Его заподозрили в мошенничестве - хищении средств дочерней компании Petropavlovsk - АО "Покровский рудник". С этой компанией был связан другой скандал, когда люди, представляющие новых собственников в лице Струкова и Свиблова, заявились в офис "Покровского" в Москве. Якобы искали некие документы. С собой они взяли целую бригаду молодчиков, а возглавил шествие назначенный недавно глава ГК "Петропавловск" Максим Мещеряков. Об этом писал РБК. Все происходящее чем-то напоминало классический рейдерский захват времен 90-х годов. Как раз вроде тех, которые приписывали "Росбилдингу" в годы, когда там трудился партнер Струкова Владислав Свиблов.
В январе 2022 г. стало известно, как инжиниринговая компания МКС - один из крупнейших контрагентов золотодобывающего холдинга ЮГК, через суды пытается изъять у Струкова десятки миллионов рублей. Как сообщала "Правда УрФО", МКС не получила полного расчета от ЮГК Струкова после выполнения работ. Соответственно, МКС подала в суд и выиграла - ЮГК обязали перечислить 74 млн рублей задолженности и более 18 млн рублей неустойки.
Параллельно ЮГК сама подала иск, пытаясь признать договор генерального подряда с Группой "МКС" недействительным, ссылаясь при этом на некие "кабальные условия". Неужели менеджеры господина Струкова не знали, на что подписывались? Споры шли за договора генподряда ценой 160 млн рублей, по которому МКС" (ключевой бенефициар и он же директор - Максим Загорнов) взяла на себя обязательства по выполнению серии инженерных работ на ГОКе "Светлинский", принадлежащем АО "ЮГК". Он расположен в Пластовском муниципальном районе Челябинской области.
Пора "сматывать удочки"?
Однако, проблемы взаимоотношений с МКС и сумма претензий этой компании к бизнесу Стуркова выглядят цветочками. Настоящие ягодки - многомиллиардные претензии со стороны ФНС и других государственных органов. Также еще в сентябре 2020 г. по требованию ФНС в рамках банкротного процесса в Кемеровской области был наложен арест на средства и имущество Константина Струкова и Евгении Кузнецовой (предположительно, его дочери) в пределах 1,5 млрд рублей. Об этом писал портал "Правда УрФО".
Также налоговики предъявляли претензии к "Челябинской угольной компании" (ЧУК), прославившейся целой серией экологических проблем и катастроф. Принадлежащая Струкову ЧУК обрабатывала Коркинский угольный разрез с середины нулевых годов. Когда выработка угля там закончилась, разрез якобы был заброшен без рекультивации. Об этом писала Lenta.ru. О рекультивации ничего не слышно до сих пор. Но есть ли до этого дело заместителю председателя Заксобрания Челябинской области Константину Струкову? К слову, в Заксобрании он еще и член комитета по экологии и природопользованию и по идеи должен заботиться об экологии. Но на деле граждане, проживающие рядом с разрезом, вынуждены дышать угольной пылью.