Чтобы покрыть колоссальные долги "Уралхима" и "Уралкалия" Дмитрий Мазепин будет выкачивать ресурсы "Тольяттиазота", а своим собственным сотрудникам – урезать и без того невеликие зарплаты?
Как передает корреспондент The Moscow Post, на подконтрольных Дмитрию Мазепину "Тольяттиазоте" и "Трансаммиаке" вскоре могут драматически сократить заработную плату – сразу на треть. Как это скажется на семейном бюджете сотрудников – понять не сложно, и это во время кризисных явлений в экономике. Подобный шаг может быть связан с желанием Мазепина компенсировать финансовые "дыры" в других его компаниях, прежде всего, в "Уралхиме" и "Уралкалие". Бизнес Мазепина в долгах, как в шелках. И компании из корпорации "Тольяттиазот", похоже, могут стать той "дойной коровой", которая позволит еще какое-то время продержаться на плаву.
После того, как Дмитрий Мазепин через подконтрольных менеджеров "Уралхима" начал управлять и владеть "Тольяттиазотом" и связанными с ним ТоАЗом организациями, в том числе и "Трансаммиаком", относительно этой корпорации начали расползаться не самые приятные для Мазепина слухи. Осенью 2021 года Дмитрий Мазепин поставил точку в 13-летнем конфликте с мажоритарными акционерами ТоАЗ – семьей Махлаев и их партнерами, за один из крупнейших производителей аммиака и карбамида в стране и мире. Владимир Махлай и его сын Сергей Махлай были заочно осуждены за мошенничество, поскольку они нанесли ущерб "Тольяттиазоту" в размере 77 млрд. рублей, а "Уралхиму" – на 10 млрд. рублей.
В сети начали мелькать сообщения о якобы грядущей оптимизации численности персонала на "Тольяттиазоте", всего там пока работает около 5 тыс. человек. Кроме того, речь пошла о том, что работникам "Тольяттиазота" и "Трансаммиака" якобы срежут зарплату до 7-12 тыс. рублей в месяц. Как людям выживать на эти деньги?
Летят под откос
Режим повышенной экономии в корпорации "Тольяттиазот" вполне возможен, если учесть в каком финансовом состоянии находятся "Уралхим" и "Уралкалий" – главные активы Дмитрия Мазепина. Попавшему под санкции западных стран Мазепину даже пришлось избавляться от пакетов в подконтрольных компаниях. "Коммерсант" писал, что в "Базовой химической компании "Уралхим" (головная организация производителя удобрений "Уралхим") Мазепин продал 52%, хотя ранее владел в ней 100% акций. Помимо этого господин Мазепин покинул пост генерального директора АО "Объединенная химическая компания "Уралхим". Также Мазепин перестал быть контролирующим акционером "Уралкалия", писал Forbes.
Похоже, Мазепин таким образом попытался вывести подконтрольные компании из под удара санкций. Но в том то и дело, что и до санкций финансовая ситуация в "Уралхиме" и "Уралкалие" была аховая. Рост долгов, падение прибыльности и стоимости – это сегодняшние реалии компаний Мазепина.
Фото: rusprofile.ru
Финансовые показатели АО "ОХК "Уралхим". Фото: rusprofile.ru
По итогам 2020 года у "Уралхима" случился очень серьёзный рост долговых обязательств. Так, если по итогам 2019 года предприятие отчиталась о том, что объем краткосрочных и долгосрочных обязательств находится на уровне около 253 млрд. рублей при выручке всего в 78 млрд. рублей. То 2020 год "Уралхим" и вовсе закончился с долгами в размере около 502 млрд. рублей при выручке в 82,7 млрд. рублей. То есть всего на год благодаря "гениальному" руководству Мазепина "Уралхим" набрал долгов примерно в таком же количестве, что и за все предыдущие годы. И никакими санкциями эти цифры не объясняются.
Тем более, что отрицательная стоимость "Уралхима" наблюдается еще с 2013 года. Это означает, что именно тогда размер долгов стал превышать стоимость имущества компании. Даже рост выручки не помогал улучшить ситуацию. И причем тут санкции?
Схожая ситуация и в "Уралкалии".
Фото: rusprofile.ru
Финансовые показатели АО "ОХК "Уралкалий". Фото: rusprofile.ru
Как видно, у "Уралкалия" также чудовищные долги. Так по итогам 2021 года они составили 471,7 млрд рублей. Если суммировать эту цифру с долгами "Уралхима", то получится почти триллион рублей! Для сравнения, в 2013 году, когда тот же "Уралкалий" сменил собственника на Мазепина, долг составлял 154 миллиарда. Объективней оценки менеджерским талантам Мазепина не придумаешь.
При этом главным кредитором "Уралхима" и "Уралкалия" является "Сбербанк". Банк был готов проводить аудит, чтобы проверить, насколько кредиты предприятий Мазепина обеспечены реальными активами. Но это было еще до того, как Мазепин взял контроль над "Тольяттиазотом".
На очереди Тольятти
Тот факт, что Мазепин решил дистанцироваться от "Уралхима" и "Уралкалия" (в "Тольяттиазоте" и "Трансамиаке" его формально тоже нет), это вовсе не означает, что данные организации смогут избежать санкционного давления. Тем более, на Западе Мазепин на особом счету не только из-за общей ситуации, но и ввиду его участия в споре за "Тольяттиазот". Для "дорогих западных партнеров" преследование семьи Махлай Мазепиным имеет очевидные черты рейдерства.
По закону RICO (The Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act), направленного на борьбу с рэкетом и коррупцией, Дмитрий Мазепин и руководство "Уралхима" могут понести солидарную ответственность, писала Lenta.ru. Это может означать, что на Мазепина могу "повесить" ущерб, якобы нанесенный Махлаям и другим акционерам "Тольяттиазота".
В любом случае недорогие кредитные средства теперь не доступны, особенно в западных банках. Что в таких условиях делать Мазепину? Пытаться перекредитоваться в отечественных банках, которые сами дышат на ладан, как, например, ВТБ? Сокращать численность персонала и зарплату простых работников? Или обанкротить предприятия?
Выходом может стать выкачка ресурсов из корпорации "Тольяттиазот". Компании, по сравнению с "Уралхимом" и "Уралкалием", там не закредитованы, выручка довольно стабильная.
Фото: rusprofile.ru
Финансовые показатели ПАО "Тольяттиазот". Фото: rusprofile.ru
Но если на "Тольяттиазоте" Мазепин будет сокращать персонал и зарплату, то пока еще вполне неплохие показатели этого предприятия за год-два могут ухудшаться также, как ухудшились показатели "Уралхима" и "Уарлкалия". И выкачивать будет уже нечего. Тем более, что "Тольяттиазот" уже сегодня оказался заложником событий на Украине. Известно, что основная отгрузка основного продукта "Тольяттиазота" – аммиака, идет по аммиакопроводу Тольятти – Одесса. 24 февраля "Тольяттиазот" сообщил, что в связи с ситуацией на Украине было принято решение о приостановке транзита аммиака. Была остановлена работа четырех агрегатов, три агрегата переведены в режим пониженной нагрузки.
Дмитрий Мазепин. Фото: Reuters / Максим Шеметов
Похоже, Мазепину сейчас только и остается, что надеется на снисхождении внутри страны, причем на самом высоком уровне, чтобы его реально, а не номинально не отодвинули от управления "Уралхимом", "Уралкалием" и, соответственно, "Тольяттиазотом". Но к нему слишком много вопросов не только ввиду производственной деятельности предприятий, но и экологического ущерба, который они наносит, что вызывает раздражение у населения.
Как писала "Версия", из-за того что Мазепин экономит на экологической составляющей производства, всего в 90 километрах от Кремля разрастается опасная "белая гора" химических отходов, уже достигающая высоты 110 метров вместо заявленных в первоначальном проекте 60 метров.
Неуплата налогов – тоже "конек" Мазепина. Та же "Версия" сообщала, что "Уралхиму" были доначислены налоги на сумму более 454 млн рублей, которые Мазепин пытался оспорить. Но суд встал на сторону налоговиков.
Главным "прикрытием" для Мазепина в сложившейся ситуации может стать гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов. Напомним, Мазепин был заместителем председателя совета директоров ПАО "Уралкалий", а председателем этого совета директоров является как раз Сергей Чемезов. Поэтому Мазепин и Чемезов могут спекулировать тем, что заводы по производству аммиака и селитры, по сути, это заводы двойного назначения, поскольку производят сырье для производства пороха и взрывчатки. Дескать, не та ситуация, чтобы менять столь "эффективного" менеджера, руководящего такими важными для страны предприятиями. А триллион долгов можно понять и простить, наверняка, считают Сергей Чемезов и Дмитрий Мазепин.
Но оценят ли на самом верху подобные доводы?