Люди главы "Роснефти" Игоря Сечина поставили неоднозначного предпринимателя Валерия Ананьева "рулить" стратегическим проектом в порту Певек?
Компания "Межрегионстрой" займётся строительством морского терминала в порту Певек и получит за это 31,8 млрд рублей от "Росатома".
Внимание на себя обращает структура учредителей компании – с ноября её контролирующим лицом является ЗПИФ "Техно актив". В том, кто скрывается за фондом и чьи ещё интересы могут быть "зашиты" в истории, разбирался корреспондент The Moscow Post в Чукотском автономном округе.
Тимченко и компания
Главой "Межрегионстроя" является Олег Кузнецов, который раньше был совладельцем компании. Топ-менеджер с таким же ФИО работал в компаниях "Стройтрансгаз" и "Сургуттрубопроводстрой". Обе аффилированы с олигархом Геннадием Тимченко.
Ещё 50% "Межрегионстроя" принадлежало Владимиру Левченко. Полный тёзка Левченко в 2019 году получил от Росавтодора свидетельство об аттестации в сфере автомобильного, городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства.
Росавтодор – давний "товарищ" "Стройтансгаза", отдающий компании Тимченко крупные подряды.
Судя по всему, оба бывших собственника "Межрегионстроя" могут представлять интересы Тимченко.
Геннадий Тимченко. Фото: Вячеслав Прокофьев/ИТАР-ТАСС
Свердловский гамбит Ананьева
И всё же история не так проста. ЗПИФ "Техно актив", на который с недавнего времени оформлена компания, находится под управлением УК "Инвестстрой". Учредители УК скрыты, но по последним данным, там "дирижировала" некая Беляева Елена Рудольфовна и ещё ряд предпринимателей.
Беляева ранее возглавляла ныне ликвидированное ООО "Центр Продаж "Атомстройкомплекс". Эта организация входила в группу компаний Валерия Ананьева – довольно любопытного серийного предпринимателя, головная структура которого – "Атомстройкомплекс" неоднократно оказывалась в центре строительных скандалов. К слову, деятельность Ананьева сосредоточена как раз в Свердловской области, где зарегистрирован ЗПИФ.
Особенно много "шишек" посыпалось на голову Ананьева после того, как из его компании ушёл Станислав Чернецкий – сын бывшего главы Екатеринбурга и первого вице-спикера заксобрания Свердловской области Аркадия Чернецкого. Считалось, что Чернецкий-младший обеспечивает компаниям Ананьева административную поддержку, которая могла выражаться в том числе на закрытие глаз на ряд возможных махинаций в структурах бизнесмена.
В частности издание "Вечерние ведомости" пишет, что в компаниях Ананьева могли присутствовать схемы по уходу от налогов. Кроме того, вопросы вызывает ряд стройпроектов – припомнить хотя бы возведение коммерческого центра "Гармония" прямо во дворе дома или так называемый "ФСБшный" скандал – речь о ситуации, когда АСК якобы недодала квартир сотрудникам силового ведомства, решив реализовать 90% площадей в доме, построенном по договору с ФСБ – на сторону.
Фото с протеста против произвола "Атомстройкомплекса" в Березовой роще. Фото: группа "Защитим Березовую рощу!" в соцсети "ВКонтакте"
До сих пор тянется нашумевшая история со строительством небоскрёба Opera Tower в Екатеринбурге. "Атомстройкомплекс" сначала сорвал сроки возведения здания, а после и вовсе решил вывести активы из проекта – писала "КП". Несмотря на это, недавно было объявлено, что АСК снова возьмётся за проект. Интересно, на каких условиях Ананьев договорился с Евгением Куйвашевым, что тот допустил такую ситуацию?
А ещё Ананьеву, думается, могут "привязать" историю с поджогами домов, расселением которых занимается его "Атомстройпроект" – список "жертв" публиковал "Коммерсант". Задать вопросы по ситуации с проваленным ремонтом в центре Екатеринбурга, по конфликтам с общественниками и ещё много-много других.
Скандалов не счесть. В биографии Ананьева светился сюжет с похищением человека. Предпринимателя Олега Сергиенко, отказавшегося продавать "Атомстройкомплексу" земельный участок, силой затолкали в машину и увезли в лес. Об этой истории писал The Moscow Post.
Все нити к Ананьеву
А пока Валерий Ананьев в огне не горит и в воде не тонет, складывается ощущение, что именно он мог позариться на очередной крупный проект от "Росатома". Беляева, которая ранее владела УК "Инвестстрой", почти наверняка его человек. В компаниях из контура Ананьева работает и Беляев Евгений Васильевич – судя по всему супруг или родственник Елены Рудольфовны.
А ещё учредителем УК "Инвестстрой" был Соколов Александр Евгеньевич. Он тоже работал в структурах Ананьева возглавлял ЗАО "Вымпел". Хватова Ирина Борисовна, тоже бывшая учредителем, была связана с партнёром Ананьева – Алексеем Кузнецовым через ЗАО "Деймос", где она была учредителем. А он является директором.
Сама УК была учредителем "Эльгрупп" – структура принадлежит Клименко Сергею Викторовичу. Также зовут бывшего замглавы Администрации Екатеринбурга, где, ещё раз напомним, сосредоточен основной бизнес Ананьева.
То, что "Инвестстрой" как минимум д 2021 года была связана с екатеринбургским девелопером, мы примем как факт. С учётом того, что в состав учредителей структуры после выхода Беляевой и Ко никто не входил, скорее всего выход был лишь номинальным. Главный вопрос – кто стал бы кто-то брать такого человека, как Валерий Ананьев на столь крупный подряд без указки "свыше"?
Высокий покровитель
Порт Певек должен играть важную роль в развитии Северного морского пути. За этот проект боролись крупнейшие госкомпании – среди них кроме "Росатома" были "Роснефть", "Новатэк". За проект боролся и Тимченко. The Moscow Post подробно освещал эту историю в расследовании "Морской бой: чем обернется спор Игоря Сечина и Сергея Кириенко о Северном морском пути".
"Роснефть" собирается перенаправить в северные порты сырье со своих новых месторождений. Нагрузку на Севморпуть предлагают увеличить запасами нефти с Ванкорского кластера, который принадлежит компании, возглавляемой Сечиным.
"Росатом" же собирался забирать ряд функций у Минтранса, дабы отвечать за судоходство, навигацию, порты и энергетику Севморпути.
Пока стороны соревновались в предложениях, росла и стоимость реализации – понятно, почему этот бюджетный пирог для участников противостояния был столь сладок. Судя по всему, в итоге цена дошла до той, где можно уже не грызться, а делиться, и по итогу удовлетворены интересы и "Росатома", и "Роснефти".
Ананьев может как раз быть человеком Игоря Сечина. Ведь "Межрегионстрой" работает на Полярной ГТЭС на Ванкорском месторождении "Роснефти". И не благодаря ли Сечину "Межрегионстрою" в прошлом году буквально за несколько месяцев до перехода компании под управление ЗПИФ достался крупный подряд на 4,6 млрд рублей от КУ "Управление по Строительству", что относится к правительственным структурам Омской области?
Игорь Сечин. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Проект, за который взялась "Межрегионстрой", также важен для разработки Баимского месторождения. Ранее за эту задачу брался один из крупнейших в Казахстане производитель меди KAZ Minerals олигарха Владимира Кима. Впоследствии компания свернула бизнес в России из-за санкционного давления. Но, по некоторый информации, осталась держателем активов Баимского через Trianon Limited.
Так что по итогу "гулять" на государственные планирует целая плеяда крупных чиновников и предпринимателей. Только с учётом наличия в структуре исполнителя контракта ЗПИФа, через который при желании можно выводить деньги и того, что мы знаем о том же Ананьеве, возникают резонные сомнения в том, что все выделенные миллиарды пойдут в нужное русло. А может так и задумывается, и госкорпорации в лице бенефициара "Межрегионстроя" уже подготовили "стрелочника"?