Пока представители малого и среднего предпринимательства заняты реальными делами, их нишу в медиапространстве осваивает "омбудсмен" Анастасия Татулова. Почему человек, имеющий слабое отношение к МСП, считает себя вправе говорить от лица тысяч предпринимателей?
Татулова не разбирается ни в налогах, ни в экономике
Публичные рассуждения о налогах от Анастасии Татуловой, которая позиционирует себя как "омбудсмена по МСП", в очередной раз показали ее фантастическую некомпетентность. Ее проколы подробно разобрали экономисты.
Итак, по пунктам. Татуловой не нравится, что регионы смогут вводить налоговые каникулы для новых ИП. Таким образом "старые" ИП, с ее точки зрения, будут обижены. Какую альтернативу видит омбудсмен – просто взять и отменить все налоги для всех? В мире розовых пони, наверно, возможны и такие варианты. А в экономической реальности совершенно естественно, что помощь получают именно новые ИП, у которых пока нет наработанных контактов и каналов для сбыта.
Далее, Татулова жалуется на перспективу "сужения рынка". И это в то время, когда на фоне ухода иностранцев перед российскими производителями открываются беспрецедентные окна возможностей. Спрос на товары, которые выпускали иностранцы, никуда не делся – они по-прежнему нужны. И денег у населения, судя по данным ЦБ, более чем достаточно: только на банковских вкладах в марте лежало более 33,4 трлн рублей. Есть спрос и есть деньги – это как раз потенциал для роста, а не для сужения рынка.
И еще масса ляпов по мелочи. Госпожа омбудсмен путает налоговиков и силовиков, не разбирается в том, кто платит за маркировку товаров. Кроме того, она противоречит сама себе, когда призывает государство одновременно не вмешиваться в дела малого бизнеса и в то же время давать ему деньги под контролем.
Итог: если взять и выполнить все предложения Татуловой, это убьет конкурентную среду в МСП и поставит крест на налоговых поступлениях. Хорошо от этого не будет никому – ни самим предпринимателям, ни населению.
Глядя на эту вопиющую безграмотность, возникает только один вопрос: за какие заслуги именно Татулова была назначена "голосом" российского малого предпринимательства?
Предпринимательская несостоятельность
Требовать от Татуловой понимания бизнес-процессов бессмысленно. Единственный связанный с ней заметный проект – на слуху лишь у небольшой прослойки москвичей, это сеть семейных кафе "Андерсон". Операционным управлением сети она не занимается, т.к. кафе работают по франшизе. Татулова лишь собирает дивиденды и, судя по ее выступлениям на тему МСП, имеет весьма смутное представление о том, как на самом деле устроен ее бизнес. По признанию очевидцев весьма сомнительный – с серыми схемами ухода от налогов и зарплатами в конвертах.
При этом пустить пыль в глаза Татулова умеет. Бесконечные выступления и пиар на малом бизнесе – следствие ее основной профессии. Татулова окончила журфак и долгое работала в маркетинге и пиаре. В чем она действительно преуспела – так это в самопрезентации.
Кто такой вице-адмирал Шлемов?
Да и стартовый капитал под свои проекты омбудсмен набирала явно не кредитами. Отцом Татуловой был вице-адмирал ВМФ Анатолий Шлемов, который управлял департаментом госзаказа Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).
Шлемов курировал спасение Амурского судостроительного завода, будучи членом его совета директоров. Под это дело государство выделило $500 млн, но до цехов АСЗ деньги не дошли. При этом дочь Шлемова, Анастасия Татулова, одновременно с исчезновением кассы ОСК запустила сеть заведений "Андерсон".
В 2018 году папа умер, денежный канал иссяк, а дочь привыкла к красивой жизни.
Лоббистские схемы
Понятно, что на проблемы малого предпринимательства Талуловой наплевать, иначе бы она уже давно потрудилась хотя бы частично вникнуть в экономические процессы.
Но в чем истинный интерес ее публичной активности? Ведь время от времени Анастасия даже пытается примкнуть к тем или иным политическим силам: то к партии "Новые люди", то к чиновничьим кругам.
Ответ прост. Близость к политическим элитам вкупе с самопрезентацией открывают Татуловой возможности для лоббирования интересов коррумпированных бизнесменов, которые готовы щедро оплачивать ее пиар-услуги и GR-услуги.
Сама Татулова, не стесняясь, рассказывает об этом. Например, драматически описывает, как бизнес ее знакомого из Владивостока – некоего Арвидаса – "фактически погубили налоговики, доначислив налогов на 70 млн руб, которые он как агрегатор платить не должен". В действительности Арвидас, хозяин приморской компании "Что-Куда", применил схему ухода от налогов, переведя штатных работников в статус ИП. Это позволило ему получить нелегальные преференции в размере 55 миллионов рублей, что было доказано после всех возможных обжалований и апелляций. И это лишь один из последних примеров. Судя по признанию самой Татуловой, к ней обращаются десятки предпринимателей.
Медвежья услуга для МСП
Игры в PR постоянно требуют новой подпитки. Даже при беглом взгляде на выступления Татуловой за последние несколько месяцев становится заметно, как растет градус яда и желчности в ее высказывании по любому инфоповоду. В данном случае негативные комментарии – это единственный способ привлечь внимание к собственной персоне, когда заявить о себе больше нечем.
В тот момент, когда общество должно консолидировать усилия для скорейшего преодоления санкционных проблем, Татулова вносит раскол в среде малого и среднего бизнеса.
Омбудсмен, призванный объединять, на деле лишает предпринимателей важнейшего двигателя к успеху – положительной мотивации.