В апреле в России стартуют первые показы спектаклей – номинантов на главную театральную премию страны "Золотая маска". Эксперты посмотрели больше тысячи постановок и около сотни внесли в число номинантов, именно спектакли из этого списка пройдут на сценах России, передает корреспондент The Moscow Post.
Некоторые из этих постановок отмечены в информационном поле грандиозными скандалами, о которых и хотелось бы поговорить.
В первых рядах, конечно, опера "Кармен", которую поставил для пермского театра оперы и балета им. Чайковского Константин Богомолов. Словно питающийся скандалами и шумихой вокруг своей персоны, муж Ксении Собчак вызвал шквал критики своей новой трактовкой известного сюжета.
Так, действие оперы происходит в условной Одессе, превращенной постановщиками в еврейское гетто, а главный герой – русский солдат, при этом персонажи вместо привычного оперного диалога читают рэп. И если это ещё можно как-то объяснить, то эпизод, когда Кармен вместо розы вручает главному герою окровавленный тампон, который тщательно акцентируется на сценическом экране, возмутил всех. Известный своим театральным эпатажем Богомолов в ответ многочисленным обвинениям выложил видео с овациями, которые публика устроила спектаклю.
Очередная номинация Константина Богомолова ожидаемо вызвала скандальный ажиотаж. Фото: rg.ru
– Доказательство того, что жизнь, дыхание сценического счастья и свободы, переживаемых артистами, вовлеченность публики, увлекательность истории вкупе с виртуозностью исполнения – важнее "правил", возмущений хранителей пыльной вечности, – добавил режиссер, что, впрочем, вызвало только дополнительный вал разгневанных комментариев.
Добавим, что в результате весь гениальный музыкальный текст остается где-то на фоне возмутительных элементов, которые специально помещаются Богомоловым куда ни попадя, а пермская "Кармен" номинирована на звание лучшей оперы. И это несмотря на то, что богомоловский стеб ради стеба выглядит в сотый раз повторенной шуткой.
Среди спектаклей большой формы бросается в глаза "Циолковский" ярославского театра драмы им. Ф. Волкова, о котором уже собралась очень приличная пресса. Чтобы оценить эту номинацию, стоит немного оглянуться. А оглядываться есть на что: первый русский театр, в стенах которого работала еще легендарная Татьяна Пельтцер, совсем недавно был в эпицентре громких скандалов.
В Год театра, который по идее должен был стать тематическим праздником, общественность шокировали глобальными процессами по оптимизации и укрупнению театров. Собственно, ярославский театр было решено объединить с Александрийским театром в Петербурге. Несмотря на то, что проведенная до этого реорганизация ни к чему хорошему не привела, Минкульт утверждал, что делается это из благих побуждений – мол, это приведет ко всяческой консолидации ресурсов. При этом ценители легендарного волковского театра были уверены, что это слияние может фактически уничтожить ярославское культурное учреждение – очевидно, что в перетягивании объединенного бюрократического "одеялка" театр провинциальный все же проиграет петербургскому.
К счастью, ошарашенная публика дала понять, что подобное решение недопустимо, и в итоге инициативу отодвинули в сторону – кто знает, может быть, до "лучших" времен?
Новая постановка о Циолковском как будто говорит о восставшем из пепла скандалов ярославском театре-фениксе. Фото: volkovteatr.ru
Впрочем, проблемы ярославской труппы на этом не закончились. Затянувшийся конфликт творческих людей с административной частью коллектива в лице директора театра Алексея Туркалова привел к долгому и, к сожалению, разрушительному разбирательству. По словам Евгения Марчелли, конфликт вышел за пределы театра – вплоть до того, что простые горожане начали агрессивно реагировать на происходящее.
В результате театр буквально оказался обезглавлен: после увольнения директора сложил свои полномочия и худрук. В настоящее время худруком волковского театра работает известный актер театра и кино Сергей Пускепалис.
Имея в виду эти недавние потрясения, стоит только удивиться тому, как театр смог действительно очень быстро прийти в себя и предложить зрителю нечто значительное. Что же это за "Циолковский", поставленный Борисом Павловичем? Действие спектакля умещается в апрельский день 1902 года, в котором разворачивается мир небезызвестного учителя Кости Циолковского, знаменитого ученого.
По мнению авторов, историческая фигура почти глухого уездного учителя, который отрезан от коммуникации с окружающими, но при этом слышит буквально что-то неземное - идеальный кандидат для театрального действа: здесь и конфликты, и противоречия, и фантазийная мистерия, и самый настоящий русский Фауст, говорящий о полетах в космос как о вполне реальных вещах. Интригующая аннотация как будто бы говорит о восставшем из пепла скандалов театре-фениксе – и это не может не радовать.
В апреле "Горбачева", обласканного критикой, уже сняли с показов. Дальнейшая судьба постановки неизвестна. Фото: ria.ru
Еще один скандал, не успевший утихнуть, связан с постановкой Алвиса Херманиса в московском Театре Наций "Горбачев", которому прочили театральную премию "Гвоздь сезона". Народная артистка России Чулпан Хаматова, исполнившая одну из главных ролей и номинированная за это на "Золотую маску", вряд ли сможет участвовать в показах популярного спектакля и, если так решит жюри, в получении награды.
Несколько недель артистка заявила о своей эмиграции в Латвию. Добавим, что отъезд Хаматовой стал сюрпризом даже для коллег по труппе, которые были вынуждены срочно искать замены на спектакли с ее участием. Некоторые – в том числе и "Горбачева", показ которого должен был состояться в апреле, – пришлось и вовсе снять с репертуара. Эксперты и коллеги затрудняются прогнозировать, как сложится дальнейшая карьера Чулпан Хаматовой в России.
Тем временем в России поступок звезды театра "Современник" восприняли очень неоднозначно. В частности, многие высказывают мнение, что Чулпан Хаматова бросила созданный ею благотворительный фонд "Подари жизнь", который теперь продолжит работу в России без нее. Кроме того, подозрительным интернет-пользователям показалось слишком быстро поступившее предложение о работе в труппе Нового Рижского театра. Плюс Хаматова поселилась в элитной латвийской деревне, хотя, по ее словам, имеющихся накоплений должно хватить лишь на несколько месяцев.
При этом стоит отметить, что спектакль "Горбачев", сыгранный Чулпан Хаматовой вместе с Евгением Мироновым, положительно оценил и прототип главного героя, чья фамилия вошла в название постановки. По мнению режиссера, именно Михаил Горбачев "нашел ключ от тюрьмы, в которой мы все пребывали, и сделал шаг в сторону гласности".
И цель постановки в том, чтобы понять, что это за человек, почему именно он смог остановить эпохальный механизм и изменить историю. Критики подчеркивают, что весь спектакль построен на реальных документах и мемуарах, но автор намеренно отодвигает весь официоз в сторону, превращая историю первого президента СССР в трогательную, почти интимную лавстори между Михаилом Сергеевичем и Раисой Максимовной.
В завершение отметим, что за программой показов номинантов на "Золотую маску" 2022 можно следить на официальном сайте премии.