Ушел из жизни актер, режиссер, педагог и человек-эпоха Юрий Соломин.
Грустная новость для поклонников советского кино и театра – не стало выдающегося актера, режиссера и педагога Юрия Соломина. Он ушел от нас в 88 лет, из которых 70 посвятил Малому театру — играл сам на сцене, а в 1988 году стал его художественным руководителем. Он настолько любил свою профессию, что, даже когда попал с инсультом в больницу, стремился быстрее вернуться в театр, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Больше 50 лет Юрий Мефодьевич преподавал в Щепкинском училище, где вырастил не одно поколение артистов. Его последний курс почти в полном составе последовал за ним в Малый театр.
На счету артиста более 60 киноработ, многие из которых стали эталонными. Например, роль Павла Кольцова в фильме "Адъютант его превосходительства", Эмиля из "Обыкновенного чуда" (режиссер Марк Захаров) или Генриха Айзенштайна из "Летучей мыши" (режиссер Ян Фрид) и многие другие. Не смотря на внушительный послужной список, мало кто знает, что Юрий Соломин был еще и Министром культуры РСФСР в 1990—1991 годах.
Уход из жизни неподражаемого "адъютанта его превосходительства" у многих ассоциируется с тем, что ушла эпоха.
Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников от имени депутатов Московской городской думы говорил об этом: "Истинно народный и всеми любимый талантливый артист, человек высоких моральных ориентиров, бесконечно преданный своему делу, имя Соломина неразрывно связано с Малым театром России, в котором он прослужил более 60 лет, став художественным руководителем и настоящим хранителем театральных традиций одного из старейших театров России.
С именем Юрия Мефодьевича связана и целая эпоха в истории отечественного кинематографа. Блистательные кинороли Соломина являются эталоном высочайшего мастерства, свидетельством многогранного таланта, яркой индивидуальности и филигранного владения актерской профессией. Всенародное признание актеру принесла роль Павла Кольцова в телевизионном фильме "Адъютант его превосходительства", который считается одним из лучших кинофильмов советского золотого периода".
То, что Соломин представляет собой целую эпоху в отечественной культуре отметил и мэр Москвы Сергей Собянин.
"Не стало Юрия Мефодьевича Соломина - легендарного актера, режиссера и педагога, внесшего огромный вклад в развитие отечественного театра и кино. Творчество Юрия Мефодьевича — это целая эпоха в истории Малого театра. Его замечательные работы на большом экране оставили яркий след в душе миллионов зрителей и обогатили золотой фонд нашего кино. Светлая память и мои искренние соболезнования родным и близким", - написал мэр в своем телеграм-канале.
Сам же Соломин относился к всеобщему признанию довольно просто.
"Что такое успех? Успех — это когда настолько всем все понятно, что люди либо смеются до слез, либо плачут до слез. Другого варианта нет", — говорил актер.
Вот такие пирожки с ливером
Юрий Мефодьевич родился в семье музыкантов. Мать играла на фортепиано. Отец играл на многих инструментах: скрипка, гитара, домра и еще несколько струнных.
В школу Соломин пошел во время войны в 1942 году. Время было тяжелое, семья жила не богато. Но даже тогда как-то пытались держаться на плаву. У Юрия Соломина есть необыкновенная история, связанная с этим временем.
"В школе топилась печка, в классе уже было тепло. Согревались и ждали, когда закончится первый урок и начнется перемена... Вскипал чайник у Натальи Павловны, она заваривала настой из трав, открывалась дверь и входил старик-дворник. Он нес блюдо с горячими пирожками. Уж не знаю, из чего крутили ливер, но мы очень ждали это лакомство. Тогда все недоедали, и нас подкармливали в школе, как могли. Наверное, лет восемь назад Малый театр гастролировал в Чите, и меня пригласили на творческий вечер в местный Дом пионеров. Или как он теперь называется? Дом детского творчества, да... Я что-то рассказывал, вспоминал. Когда выступление закончилось, организаторы вынесли на сцену поднос с... пирожками, как в моем детстве. Было очень трогательно и приятно. Со мной ходила часть нашей труппы, и девчонки-артистки при виде этих пирогов расплакались. Я каждого актера угостил, дал по кусочку. Как Наталья Павловна когда-то", - делился артист.
Родители видели в нем будущего хирурга, но судьба решила иначе.
Неожиданную поддержку юный Юра получил от своих школьных педагогов, которые, все-таки, не смотря на тройки в дневнике, видели в нем будущего артиста. С большой теплотой он рассказывал в одном из интервью о своей учительнице химии, которая помогла ему на этапе поступления в "Щепку", закрыв глаза на то, что по ее предмету ученик Соломин был, мягко говоря, слабым.
"Химичка Елизавета Ивановна Гувакова понимала, что бесполезно требовать от нас глубоких ответов, дальше формулы H2O мы вряд ли продвинулись, поэтому к доске вызывала редко. Смотрела на мои мучения, затем спрашивала: "Соломин, тебе "тройки" хватит?" Я радостно отвечал: "Конечно, Елизавета Ивановна!" Она ставила оценку в журнал и больше не трогала меня до конца четверти. Как и Романа Васильевича, химичку у нас боялись даже те, кто хорошо учился. Она была еще завучем. Всегда думал, что Гувакова плохо ко мне относилась из-за того, что не знал и не понимал ее предмет. А в июне 1952 года получил аттестат об окончании средней школы и побежал на почту - отправить документы в приемную комиссию Щепкинского училища. Иду по улице, а навстречу - химичка. Куда, спрашивает, путь держишь? Ну, я и рассказал, что собираюсь поступать в Щепку.
На меня сильное впечатление произвел фильм 1949 года "Малый театр и его мастера". Я мечтал играть только там! Кстати, недавно, 1 августа, исполнилось 65 лет, как служу подмосткам Малого... А тогда, летом 1952-го, Елизавета Ивановна внимательно посмотрела на меня и спросила: "Твердо решил стать артистом, Соломин?" И продолжила разглядывать. "Артистом, значит? С такой рожей?" А под левым глазом у меня был жировик размером с ноготь. Здоровая такая шишка. Вот химичка взяла за руку и повела через площадь. Там находился госпиталь Забайкальского военного округа - ЗабВО, где муж Елизаветы Ивановны, хирург по профессии, работал главврачом. Привела в приемное отделение, командует: "Супруга зовите". Ее там все знали. Муж пришел, посмотрел на жировик, сказал, мол, сделаю операцию так, что со временем даже шрама не останется. В итоге все идеально получилось, видимых следов на лице нет, только в мороз, когда на улице холодно, рубец слегка синеет, проступает под кожей. Выходит, Елизавета Ивановна верила, что буду сниматься в кино! При всех "тройках", которые ставила из жалости, видела во мне определенные способности", - вспоминал Соломин.
Человек, который сохранил театр
Не смотря на тяжелую судьбу, Юрий Соломин оставался светлым человеком, преданным театру. Все, кому повезло знать его лично, отмечают его необыкновенную доброту, способность не хранить обиду.
"Юрий Соломин сумел сохранить театр. Когда все вокруг резко менялось, все пытались угнаться за модой, он сказал, что Малый останется театром классического направления, психологической школы, и лучшее, что есть в классической драматургии и литературе, всегда будет на его сцене. Кто-то его упрекал, что он не ставит современные пьесы, не берет их в репертуар, — это неправда, на афише были и современные названия.
Он успел на высочайшем уровне провести юбилейный сезон к 200-летию Александра Островского, и фестиваль, объединивший очень многие театры России. У него болела душа за все. Ему было важно, чтобы были проданы все билеты, и что говорят, что пишут о театре, обязательно читал письма зрителей, был внимателен к мнениям коллег - старался слушать время. А в жизни - мы все это чувствовали - он был человек закрытый, очень ранимый и очень добрый. Я его видел и сентиментальным, и когда он шутил - а он любил и умел ценить юмор. Любил слушать истории о театральных казусах и накладках. И если актер что-то набедокурил, но сделал это талантливо, он всегда это охотно прощал", - вспоминает Андрей Житинкин, народный артист России.
Гражданская панихида состоится 15 января, в понедельник, в 11.00 на Исторической сцене Малого театра.