Всеми любимый Ганжа отмечает юбилей

Сегодня лауреату Государственной премии РФ, талантливейший актер театра и кино Александр Збруев отмечает свой 70-ти летний юбилей. Сам Александр Викторович категорически против всяческих торжеств по поводу этого юбилея, сообщили в Театре Ленком. В день его рождения не будет никаких официальных празднеств. Но, как сказал в интервью РИА "Новости" художественный руководитель театра Марк Захаров, конечно, какой-то маленький сюрприз перед спектаклем артисты Збруеву приготовят.

"Александр Збруев составляет славу нашего театра. Это уникальный актер, которому удается, переходя из поколения в поколение, оставаться лидером. Это редкая удача и счастье для артиста. Збруев, на первый взгляд, кажется не очень темпераментным актером, но он как-то подспудно накапливает в себе все необходимое для роли и потом поражает и удивляет силой, искрометностью и страстью исполнения. Александр Викторович бережет себя, не растрачиваясь по пустякам, не снимаясь в сериалах", - сказал Марк Захаров.

Попав в 1961 году после окончания театрального училища в труппу Театра имени Ленинского комсомола, А. Збруев на первых порах не имел интересных, серьезных ролей. Это продолжалось до тех пор, пока в театр в 1963 году не пришел великий режиссер Анатолий Эфрос. Именно в этот период начался взлет театральной карьеры Александра Викторовича. Уже в первые годы совместной работы с А.В. Эфросом актер сыграл несколько замечательных ролей – своих молодых современников – в спектаклях "До свидания, мальчики", "День свадьбы" и др. Особый успех выпал на долю его героя Марата Евстигнеева, жителя блокадного Ленинграда, в спектакле по пьесе А. Арбузова "Мой бедный Марат".

В 1963–1965 годах А. Збруев снялся в нескольких запомнившихся зрителям кинофильмах: "Путешествие в апрель" (1962), "Пядь земли" (1964), "Чистые пруды" (1965) и др.

Что бы перечислить все его актерские работы в кино и в театре, пришлось бы выпускать многотомную энциклопедию. Ведь только в кино Збруев сыграл более 50 ролей.

Особую роль в его жизни сыграл фильм "Большая перемена" (1972–1973) режиссера Алексея Коренева, в котором Александр сыграл ставшего впоследствии знаменитым Ганжу. Три десятилетия этот фильм не сходит с экранов телевизоров и своей популярностью в определяющей степени обязан персонажу Александра Збруева. По словам самого актера, слава Ганжи иногда очень помогала ему в бытовых вопросах, выручала в условиях повального товарного дефицита того времени.

Из других киноработ А. Збруева следует отметить фильмы: "Где 042" (1969), "Опекун" (1970), "Антрацит" (1971), "Марат, Лика, Леонидик" (1971), "Круг" (1972), "Романс о влюбленных" (1974), "Победитель" (1975), "Повесть о человеческом сердце" (1975), "Мелодии белой ночи" (1976), "Меня это не касается" (1976).

В 1980-е годы он сыграл большие роли более чем в 20 фильмах. Среди них: "Выстрел в спину" (1980), "Такие же, как мы!" (1980), "Кольцо из Амстердама" (1981), "Тайна записной книжки" (1981), "Наследница по прямой" (1982), "Семь часов до гибели" (1983), "У опасной черты" (1983), "Шел четвертый год войны" (1983), "Тайна виллы “Грета”" (1984), "Батальоны просят огня" (1985), "Зина-Зинуля" (1986), "Попутчик" (1986), "Свободное падение" (1987), "Филер" (1987), "Автопортрет неизвестного" (1988), "Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви" (1989).

Признание зрителей получили его работы в фильмах М. Захарова "Дом, который построил Сфивт" (1983) и "Убить дракона" (1988). Свойственная Збруеву особая бережность по отношению к своему герою – маленькому человеку – проявилась в его ролях в фильмах "Успех" (1984), "Одинокая женщина мечтает познакомиться" (1986), "Храни меня, мой талисман" (1986) и др. В этих работах актер, как в ранние студенческие годы, пытался отойти от определенных стереотипов в проявлении своей актерской индивидуальности и стремился к простоте, проникновенности и глубине постижения образа.

В 2000 году А. Збруев начал преподавательскую деятельность, набрав актерский курс в РАТИ.

В настоящее время А. Збруев пребывает в великолепной физической и профессиональной форме и всегда чувствует себя, по его же словам, таким же сорванцом, как его Ганжа в "Большой перемене".