Новая песня группы "Небоходы" метафоры сделала реальностью.
Алексей Небоход, вероятно, последний и единственный, кто в теперешней унылой постмодерновой, с фальшью замурлыканной инстаграмом России, умудряется петь так, что закрываешь глаза и с благодарностью вспоминаешь прищур Саши Башлачева и хриплый надрыв Игоря Талькова: как бы это не они – оттуда, уверен, с райских кущ для глашатых времени – все еще нашептывают и напевают нам: свои слова и мелодии о самом главном, а вот слышит их напевы только Небоход.
Умножает на себя, кладет по ночам на клавиры. И потом отдает обратно – в эфир, всем сразу, никому по-отдельности, туда – обратно, в небо. Всем.
Если вам еще не случилось набрать в поисковике "Соборную площадь" Алексея Небохода, то не знаю, советовать ли этот рискованный нынче эксперимент совести – с одной стороны, и совесть иногда следует чистить не на исповеди, а глянешь с другого бока, так, увы, и не в цене ныне совесть.
И память, не которая на даты и цифры, а которая такая своя, полная сомнений и боли, размышлений и раскаяний, и не только о себе одном, а еще и о том, что зовется Родиной и тревогой за ее судьбы – так вот, я бы, пожалуй, советовал не просто послушать "Соборную площадь" Небохода, а еще и услышать слова, которые отдает нам поэт Алексей Небоход: ну да, потом точно защемит там, где ютится душа, но после вам станет чуть светлее – отчего же так-то? И о чем он поет в своей "Соборной площади" - Алексей Небоход?
О "странной стране", в которой "плачет и мечется чья-то душа", где далеко пока "от бога до пристани" - чем не "Время колокольчиков" Башлачева! Ах, не помните, не знаете, кто это был? Значит, у вас впереди еще много открытий, вам впору по-доброму завидовать.
Только Небоход и Башлачев, понятно, что каждый о своем, да об общем: о всех нас нынешних; о тех нас, при которых, что триста, что тридцать лет назад, ничего не меняется, разве что мы с тоской смотрим в облака и все ищем если не Бога, то хоть веру; а если ждем чуда и милости, то давным-давно устали их ждать, и может, уже и не ждем вовсе.
Эх, гражданка Кадышева, превратившая русский фолк в посмешище и широкой юбкой, кажется, навсегда перекрывшая воздух родному фолк-движению – дать бы тебе в уши… послушать Небохода и "Соборную площадь", а еще лучше познакомить бы тебя с талантливейшей композитором Ольгой Лизюковой, написавшую мелодию на нерв Небохода, может, от этого и Русь стала бы чуть другой, хоть на один порыв души, а все мы сделали бы шажок от привычного лубка и в небо стали бы смотреть с надеждой – пусть даже и с такой Надеждой Кадышевой, ты же тоже от бога, да?
Впрочем, кажется, и сам Алексей Небоход не вполне осознает уровень поэзии, на который он поднялся, записав "Соборную площадь" - метафоры славятся своей точностью, а в том, что метафоры в песне выстроены идеально, конечно же, нет никаких сомнений. Каждая строчка, даже молчание и музыкальные проигрыши, здесь метафоричны – они и сами по себе и вывод и приговор, и сами себе и строгие судьи. А как иначе, если в обычных строфах поэзии – искать Бога?
Строчка за строчкой, подспудно и осторожно, Алексей Небоход теперь уже точно первый, кто сегодня поет для нас о нас, русских и о Боге, между прочим, не упоминая его ни разу, стилистически не скатываясь к патриархальности, сохраняя внутреннюю убежденность в своем праве делиться размышлениями поэта и, главное, отдавая всякому свою веру – как в каждого из нас, так и в судьбу Родины.
Думается, Башлачеву бы понравилась "Соборная площадь" Небохода, особенно лейтмотив, строчки, красной нитью проходящие через песню: "Приползают за истиной, уползают с клеймом" — это ли не те страдания, через которые обязательно проходят и люди, и страна, чтобы стать и сильнее, и величественнее. Чтобы навсегда и по праву остаться в истории – как народа-победителя и человека милосердного.
О совести и по совести, "Соборная площадь" Алексея Небохода и композитора Ольги Лизюковой, конечно, повод, чтобы слушать и задумываться, наполняться гордостью и достоинством, а еще пониманием, что связь времен на Руси всегда ценилась выше всего – ведь плохих времен не бывает, а сильные духом обязательно найдутся во все времена.
Время лубка Надежды Кадышевой обязательно закончится "Временем колокольчиков" Башлачева на "Соборной площади" Алексея Небохода.