Меню

Регион
кнопка меню закрыть

Закрыть

Регион

В честь Вишневской назовут улицу

В районе Новокосино на востоке Москвы появится улица, названная в честь оперной певицы Галины Вишневской, сообщили корреспонденту The Moscow Post в мэрии.
Автор:
В районе Новокосино на востоке Москвы появится улица, названная в честь оперной певицы Галины Вишневской, сообщили корреспонденту The Moscow Post в мэрии.

"Принято решение присвоить проектируемому проезду №5523 в Бибирево наименование Подушкинский переулок, проезду №326 в Новокосино — улица Галины Вишневской, проезду №890 в Измайлово — Вернисажная улица", - заявил прессе и.о. председателя комитета общественных связей города Александр Чистяков.

Галина Павловна Вишневская (урождённая Иванова; 25 октября 1926, Ленинград — 11 декабря 2012, Москва) — советская и российская оперная певица (сопрано) и театральный режиссёр, педагог, актриса. Народная артистка СССР (1966). Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

Галина Павловна родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде, ныне — Санкт-Петербург, но почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором - (официально незарегистрированном, или, вернее сказать, не до конца оформленном по всем правилам ) браке — за директором Ленинградского театра оперетты Марком Ильичом Рубиным, который после ухода из театра стал её импресарио.

С 1951 по 1952 год, уйдя вместе с мужем из театра оперетты, брала уроки пения у Веры Николаевны Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала "козырной картой в колоде Большого театра", ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых — Татьяна в "Евгении Онегине" и Лиза в "Пиковой даме" П. И. Чайковского; Купава в"Снегурочке" Н. А. Римского-Корсакова; Донна Анна в "Каменном госте" А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре "Ковент-Гарден", Лондон, выступала в "Метрополитен-Опера", Нью-Йорк); "Тоска" и "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого впоследствии виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира. В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Николай Булганин

В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере "Катерина Измайлова" Д. Д. Шостаковича (режиссёр Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи "Бразильской бахианы" написано стихотворение Анны Ахматовой "Слушая пение" (1961).

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов: С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, И. И. Петрова, И. К. Архиповой, за рубежом — Дитриха Фишера-Дискау, Пласидо Доминго, Николая Гедды и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 г. театра "Ла Скала", "Турандот", Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

В сентябре 1969 года Вишневская и Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 написали открытое письмо в его поддержку[4]. В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о Вишневской в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности. Тем не менее, Вишневская продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 была награждена Орденом Ленина.

В марте 1974 года вместе с мужем обратились к Л. И. Брежневу с просьбой о разрешении выезда заграницу, которая была удовлетворена, отъезд превратился в длительную эмиграцию. Во время пребывания за рубежом Вишневская и Ростропович за помощь инвалидам-эмигрантам — ветеранам Первой Мировой войны, в 1978 году были лишены советского гражданства и государственных наград. Проживали в США, во Франции, Вишневская выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Галины Павловны состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере "Евгений Онегин", дирижировал Ростропович).

В январе 1990 года, после обращений многих деятелей искусств, Вишневской было возвращено гражданство, указ Президиума Верховного Совета о лишении государственных наград был отменён, Галина Павловна в феврале 1990 вернулась в Россию, она стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства они с мужем отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней она прожила со швейцарским паспортом.

Оставив оперную сцену, с 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова (роль Екатерины Второй в пьесе Е. Греминой "За зеркалом"), сыграла главные роли в кинофильмах "Провинциальный бенефис" (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и "Александра" (2007, режиссёр А. Сокуров).

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга "Галина", в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне негативно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Галина Вишневская представила новое издание книги "Галина. История жизни", приуроченное к её юбилею.

В 2006 году режиссёр Александр Сокуров, специально под Галину Вишневскую, написал сценарий к своему новому фильму "Александра". Вишневская сыграла в нём главную роль и проявила себя в качестве незаурядной драматической актрисы, удостоившись премии "Белый слон".

Скончалась 11 декабря 2012 года в Москве. Церемония прощания с певицей проходила 12 декабря в Центре оперного пения. 13 декабря состоялось отпевание в Храме Христа Спасителя. Похоронена на Новодевичьем кладбище