Как передает корреспондент The Moscow Post, сколько бы не было снято фильмов или сериалов на тему аварии в Припяти, до сих пор в полной мере раскрыть сюжет не удается. О трагическом излучении можно говорить по-разному, и у каждого визуализатора будет своя художественная правда.
В последние несколько лет тема аварии на Чернобыльской АЭС, крупнейшую в истории человечества, особенно сильно заинтересовала киноделов. В 2019 году появился мини-сериал Крейга Мэйзина "Чернобыль, а 18 мая продюсер Александр Роднянский и режиссер Данила Козловский решили снять полный метр на эту же тему.
Мини-сериал от HBO вызвал бурю положительных отзывов. На удивление, проект Мэйзина был снят с глубоким уважением к советской эпохе, людям того времени и истории. "Чернобыль" подробно описывал и разбирался в причинах аварии, рассказывая про участников тех событий. Художественный сериал привлек весь мир и самих россиян.
Тогда "Чернобыль" подвергся всестороннему анализу – от зрителей и кинокритиков до экспертов. Видимо, чтобы не подвергаться слишком пристальному вниманию, Козловский изначально упомянул, что фильм был лишь вдохновлен реальными событиями. На деле его версия произошедшего представляет лишь художественный вымысел.
Авария в российском фильме не получила место главного героя. Скорее это как природное бедствие, подвергшее человека опасности. Любовная линия у Козловского тоже доминирует, но без романтических чувств.
Главным героем фильма является пожарный на атомной станции в Припяти Алексей Карпушин в исполнении самого Козловского. Уверенный и красивый молодой человек представляется изначально зрителю как победитель этой жизни.
Он встречает свою любовь Олю и узнает, что, оказывается, у пожарного есть десятилетний сын. Алексей принял решение уйти с работы и вместе с Олей и сыном переехать в Киев. И в первый день увольнения происходит тот самый взрыв на АЭС, кардинально меняющий всю жизнь главного героя.
Отметим, что "стихия", то есть взрыв на АЭС, становится "оплеухой" на пути к изменению личности самого Алексея. Ведь то тех событий герой ведет себя агрессивно, в нем отсутствовали качества настоящего героя. Он не был готов пойти на все, чтобы исполнить свой профессиональный долг пожарного.
Но после аварии герою придется пересмотреть свои ценности и изменить приоритеты. Козловский делает акцент на самом персонаже. В первый раз Алексей не хочет рисковать своей жизнью, но потом все-таки соглашается, позабыв о своих эгоистичных желаниях. Так что ставка на коллективного героя сработала.
Этим фильм и отличается от сериала HBO. Режиссер не волнуется по поводу виновников катастрофы. Фильм говорит про человека, про его способность пожертвовать всем ради блага других, что не может не вызвать сопереживание у зрителя.
Стоит добавить, что фильм на удивление крепкое и гладко построенное кино. "Чернобыль" можно назвать зрелищным фильмом-катастрофой, в котором преобладают множество эмоций главного героя. И, пожалуй, одной из главных причин, по которой картина приобрела свою выразительность – прекрасная операторская работа. Первый акт пропитан ослабленными и немного искаженными цветами, будто пытаясь вызвать ностальгию. Плавно цветовая гамма перетекает в контраст огня и пепла. Тут же кадр приобретает сине-зеленый мрачный холод. Все это хоть и дезориентирует зрителя, но приковывает его взгляд.