Последний год для народного артиста РФ Олега Евгеньевича Меньшикова выдался по-настоящему трудным. Массовые сокращения артистов, судебные тяжбы и обвинения в краже спектакля – то, с чем пришлось столкнуться художественному руководителю театра Ермоловой, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Откуда ноги растут
В 2012 году Олег Меньшиков был назначен директором Московского драматического тетра имени М.Н. Ермоловой. Актеры рассказывают, что в самом начале Меньшиков был принят в творческий коллектив в качестве "большой звезды", от которой "все обомлели". На этой должности он находился вплоть до лета прошло года, когда театр оказался в центре скандала из-за массовых сокращений.
Тогда в "черный список" попали 22 человека, а должность директора перешла Сергею Кузоятову. Меньшиков остался в должности художественного руководителя театра, которую и занимает по сей день.
Многие уволенные актеры остались в недоумении из-за отношения руководства театра. Дочь легендарного советского актера Анатолия Папанова Елена рассказала, что узнала о сокращении через третьих лиц, а также заявила об "отношении к актеру, как к стаду". При этом Папанова отметила, что Олег Евгеньевич неспроста сложил с себя полномочия директора учреждения. Артистка предполагает, что таким образом Меньшиков решил устроить крупную чистку в рядах театра.
20 января Тверской суд Москвы признал акт увольнения Папановой незаконным, так что сейчас истица подлежит восстановление на работе. Кроме того, в пользу известной артистки взыскана компенсация морального вреда и невыплаченная зарплата. Всего получилось около 130 тысяч. Помимо Папановой, в производстве того же суда находятся еще 12 исков уволенных актеров.
Еще одна из попавших в "черный список" артистка Мария Бортник, которая служила в драматическом театре с 2003 года и сыграла массу главных ролей, имеет к Меньшикову намного больше претензий. Бортник уверяет, что Олег Евгеньевич не выходил на связь с сокращенными артистами, а сама она "узнала об увольнении во время отпуска из письма на госуслугах, что само по себе дико".
Актриса вспоминает, что Олег Евгеньевич часто присутствовал на репетициях спектакля "Чайковский", где у нее был роль первого плана. Проект успешно шел на сцене театра, но в один момент постановку ни с того ни с сего сняли.
Объяснили это тем, что спектакль финансово не выгоден, хоть и проходил всегда при полном зале. Бортник добавила, что после этого ни одного кастинга ни с одним режиссером, которые выпускают постановки в театре Ермоловой, у нее не было. Меньшиков впоследствии пояснил актрисе, что та якобы неинтересна режиссерам. "Но решили это почему-то не сами режиссеры, а худрук" - заметила Мария.
Помимо этого, Бортник рассказала, что в 2015 году ей на подпись представили новый договор с театром Ермоловой, в котором артистку понизили с артистки высшей категории, которую она получил аж в 2008 году, до артистки первой категории. Такой поступок актриса считает незаконным и необоснованным снижением должностной квалификации, которое невозможно без рассмотрения специальной комиссией и наличия весомых оснований, связанных с утерей профессиональных навыков.
Позднее свое недовольство Меньшиковым выразила актриса и председатель профкома театра Наталия Потапова, служащая театру с 1976 года. Она считает, что Меньшиков уничтожает культурное учреждение. "Все знают, что Олег Меньшиков пил как сапожник! В первый год своей работы в театре из-за его пьянства отменили 23 спектакля. И сам себе выговоры он не объявлял" - негодует актриса.
Конфликт с Долиным и обвинение в воровстве
Не успев отойти от недавних конфликтов, Меньшиков принял решение с головой погрузиться в противостояние с режиссером Олегом Долиным, который занимался в театре Ермоловой постановкой спектакля "Двенадцатая ночь или все, что угодно" по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Однако, на днях постановщик узнал, что был отстранен от работы над проектом "на финишной прямой, когда спектакль был практически готов".
Изумленный Долин опубликовал на своей странице в Facebook открытое письмо, посвященное лично Олегу Евгеньевичу, в котором обвинил именитого артиста в краже его спектакля, а также заявил, что театр не заплатил ему ни рубля за его работу.
"Не скрою, я был обескуражен, когда получил от вас смс-сообщение, из которого узнал, что вы отстраняете меня от работы и планируете выпускать мой спектакль со "своей командой". Выбранный вами способ сообщить мне о принятом решении (напомню это смс сообщение), отдельное недоумение. По крайней мере, я с таким столкнулся впервые", — говорит в письме Олег Долин.
По словам режиссера, он был отстранен от работы на самой финишной прямой, когда спектакль был практически готов. При этом, репетиции с командой Меньшикова должны были начаться за девять дней до премьеры из-за новогодних праздников и отпуска, в который отправился худрук.
"Что это может означать – что вы планируете "отредактировать" уже собранный спектакль? Или все это время где-то за кулисами готовили "свою" версию? В первом случае это неприкрытое воровство чужого спектакля, во втором – низость", — задается вопросами Долин.
Постановщик также делится информацией о том, что во время работы у них возникали споры "по поводу сценического оформления, костюмов и сценографии", однако Долин называет это сложностями, которые он "привык решать и брать при этом ответственность на себя".
Стоит также отметить, что в одном из интервью художник-постановщик данного проекта Александр Барменков поведал общественности, что 25 декабря у него и Долина был "эмоционально сложный разговор с Олегом Евгеньевичем, но расходились мы с ощущением, что договориться нам все-таки удалось. Вечером того же дня Долину пришла смс, что Меньшиков доделает спектакль со "своей командой"".
Режиссер призвал Олега Евгеньевича ответить на его возмущение, после чего худрук незамедлительно выпустил четырехминутный видеоролик, опубликованный в тот же день на YouTube-канале театра Ермоловой.
Лучшая защита – это нападение
В своем видео Меньшиков в довольно жесткой форме ответил на нападки Долина, уверяя зрителей, что от решения финансовых вопросов постановщик отказался сам и что показывать "Двенадцатую ночь" попросту недопустимо. "Я увидел спектакль, который по всем творческим составляющим не может быть показан зрителю" - лаконично заявил Меньшиков. В подробности того, что же именно его не устроило в проекте, худрук решил не вдаваться.
Самое интересное, что билеты на премьерные показы скандальной постановки запросто можно приобрести на сайте театра на 4,5 и 14 февраля. Цены начинаются от 10 тысяч рублей. Можно ли из этого сделать вывод, что своему потенциальному зрителю художественный руководитель именитого театра публично заявляет, что тот будет покупать билеты за десятки тысяч рублей на бездарную постановку?
Далее Меньшиков риторически спрашивает Долина "почему неудачей закончились проекты в Молодежном театре и Театре им. Пушкина?", на что руководители упомянутых учреждений сразу же дали свои комментарии. "Мы вполне успешно сотрудничали с Долиным" - выражая свое недоумение рассказывает директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум.
По ее словам, Долин фактически открыл для РАМТа две дополнительных площадки: антресольный этаж, где тот поставил спектакль "Коновалов" по Горькому, и двор театра, куда переместил из зала постановку "Зобеида" по Карло Гоцци. Апфельбаум утверждает, что каждый этап подготовки спектакля лично принимал худрук театра Алексей Бородин. Неудачей закончилась лишь работа над постановкой "Запоздалые цветы" в 2019 году. Апфельбаум указала, что на судьбу проекта повлияла пандемия, а также отказ от работы исполнителя главной роли. Худрук Театра им. Пушкина также заявил об отсутствии каких-либо конфликтов с Долиным.
Под конец своего монолога Меньшиков заявил, что упоминание его отпуска и скандалов, будоражащих театр – "низость и человеческая подлость". В чем тут низость и подлость, если честно, не совсем понятно.
"Любой художник в любой ситуации должен сохранять человеческое и профессиональное достоинство. У тебя, как выяснилось, нет ни того, ни другого" - заключил Меньшиков, подарив Долину звание "нерукопожатного".
Многие пользователи в комментариях под роликом справедливо отметили, что со стороны это выглядит как попытка театра, находящегося в долговом кризисе (сам Меньшиков в ролике упоминает 32 миллиона убытков), найти хитрый способ сэкономить на оплате труда режиссера, получив при этом готовый спектакль. Большая часть аудитории, наблюдавшей за данным конфликтом, посчитала письмо Долина более убедительным.
Но что же на самом деле произошло? Худрук одного из ведущих театров страны действительно украл и теперь нагло пиарит чужую постановку, либо же театральный режиссер попросту решил набить себе цену? Увы, но факты говорят далеко не в пользу Меньшикова. В любом случае, истина скрывается от нас за тяжелыми дверьми Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой.