Почему в новом сериале "Учености плоды" Сергей Безруков не смог сыграть никого кроме Сергея Безрукова, а Игорь Угольников лишний раз доказал, что он слабый постановщик драматического жанра.
С приближением Дня защитника Отечества в России не смогли оставить этот праздник без фильма соответствующей тематики. Прямо сейчас на стриминговой платформе "Кинопоиска" выходит мини-сериал Игоря Угольникова "Учености плоды", как заявлено его создателей, основанный на реальных событиях времен Великой Отечественной войны. Непосредственно к празднику ожидается еще и выход полнометражной версии, сообщает корреспондент The Moscow Post.
В центре сюжета – музей-заповедник Пушкина "Михайловское" в 1943 году: территория оккупирована немцами, в лесах бродят партизаны, а местных жителей терроризируют полицаи.
Сериал выстраивает будто в многофигурную композицию, но на самом деле все крутится вокруг двух пересекающихся сюжетных линий со считанным количеством персонажей.
Первая - концентрируется на главном герое – контуженном служивом Сергее Трофимове (Сергей Безруков). Тот поначалу держится особняком, но затем его вдруг начинают перетягивать на свою сторону то партизаны, то немцы.
Вторая линия связана с судьбой пушкинского музея, куда директором назначается строгая немецкая фрау, предположительно имеющая в числе предков Шиллера.
Разумеется, обстоятельства сходятся так, что Трофимов и фрау Шиллер в какой-то момент оказываются слишком близко и между ними пробегает вполне романтическая искра.
У Игоря Угольникова, популярного в 90-е годы автора и ведущего юмористических шоу, накоплен ощутимый опыт киноработы с военно-историческим контекстом. Начиная с 2010-х, он продюсировал "Брестскую крепость" Александра Котта, выступал генеральным продюсером и сценаристом "Батальона" Дмитрия Месхиева и "Подольских курсантов" Вадима Шмелева. Проект с Сергеем Безруковым – его первый режиссерский опыт по этой теме, и он, к сожалению, совершенно не выделяется на фоне блеклого российского военно-патриотического кино, которое активно штампуется в последние годы.
"Учености плоды" показывают нам легко узнаваемую драматическую коллизию: с одной стороны - фашисты и полицаи, у которых чешутся руки пустить угнетенное население в расход, с другой – ощетинившиеся партизаны, сидящие в лесу. Где-то посередине – благородный рубаха-парень, любящий березы и не пропускающий хорошеньких женщин.
Сюжет движется ровно и без неожиданностей, несмотря на событийные повороты. Персонажи даже в расширенном сериальном хронометраже кажутся условными манекенами с одной-единственной характерной чертой.
Неудивительно, что эмоциональные переживания, для которых не хватает пространства, выплескиваются на зрителя с нарочитой тщательностью: женщины плачут, мужчины хмурятся, в редкие моменты пуская скупую слезу. Как правило, все это происходит под мучительно жалостливый музыкальный аккомпанемент, за которым невозможно различить незначительные актерские попытки показать хоть какую-то глубину персонажей. Разумеется, все немцы, кроме фрау Шиллер, - это безликая масса, в которой для разнообразия слегка расписана парочка наиболее распространенных типажей: агрессивный солдафон и эстетствующий романтик.
Эпизоды вроде того, где мальчик-партизан пригвождает ножом к телу фрица, стихотворение Пушкина, или, например, расстрел цыган ожидаемо заставляют зрителя вздрогнуть, но такая демонстрация жутких и, в общем-то, общеизвестных фактов все же выглядит в этом фильме максимум как иллюстрация из учебника истории.
Хотя бы потому, что за изображением этих событий нет никакой рефлексии – а, казалось бы, какой простор для осмысления (на одном только мальчике с ножиком выстроено целое "Иваново детство" Тарковского, на спасении предметов искусства от войны – "Гори, гори моя звезда" Митты).
Эмоции в "Плодах" крайне утрированы и огрублены, весь спектр чувств почти не отличается от "мыла", которое можно увидеть по вечерам на первых каналах страны. Конечно, зачем нужна глубина, когда можно лишний раз акцентировать полет камеры на женских ножках или пустить бесконечный кадр с рукой героя Безрукова на голой женской груди? Ах, как это по-пушкински: даром что 10 февраля - годовщина смерти поэта…
Очевидно, авторам важнее продемонстрировать речевые характеристики персонажей (говор, заикание, использование немецкой речи), достоверные детали интерьера и костюмов – ведь сериал вышел с заветной плашкой "Основано на реальных событиях".
Не спасает сериал и актерская игра. Главная звезда - Сергей Безруков – все так же продолжает играть Сергея Безрукова, который в этот раз не смог выбраться из декораций "Заповедника" своей супруги Анны Матисон и решил заодно сняться в еще одном проходном фильме. Услужливость экс-директора "Михайловского", которого играет сам Игорь Угольников, в унисон сериалу давит на одну ноту в течение нескольких часов. Не обнадеживают и эпизодические явления Федора Бондарчука. Остальное – массовка да пальба.
К сожалению, все попытки соорудить жанровый эпос превращаются в пусть и зрелищные, но реконструкции, эдакую игру "в войнушку", лишенную чего-то крайне важного – что удавалось передать Алексею Герману в "20 днях без войны" и "Проверке на дорогах" или, скажем, Андрею Смирнову в "Белорусском вокзале".