Но если самим назначенцам хайп может идти на пользу, то о театрах, которые в советское время были настоящими культурными легендами, кажется, мало кто вспоминает. Разве что зрители ностальгируют…
"Опричник" и "торгаш" вместо "балагана"
Как передает корреспондент The Moscow Post, не так давно кадровые изменения коснулись МХАТа им. Горького – новым гендиректором театра был назначен Владимир Кехман, который в то же время будет оставаться худруком петербургского Михайловского театра. Минкульт обозначил приоритеты: стабильное развитие, поддержка творческой атмосферы в коллективе, ремонт самого театра. Об этом сообщали "Известия".
Получилось иронично, учитывая, что Владимир Кехман, некогда занимавшийся импортом фруктов, проходил обвиняемым по уголовному делу о хищении средств Сбербанка в особо крупном размере около 10 лет назад. Так писали "Ведомости".
Владимир Кехман пришел на должность в разгар затяжного конфликта бывшего руководителя театра Татьяны Дорониной с худруком Эдуардом Бояковым и его заместителем Захаром Прилепиным (он же – известный писатель), которые оказались на руководящих позициях усилиями министерства культуры и Администрации Президента –так изложила историю назначений "Русская служба ВВС".
Минкульт поставил Владимиру Кехману амбициозные задачи. Фото https://www.rbc.ru/
Дошло до того, что 88-летняя Татьяна Доронина писала письмо Владимиру Путину с просьбой "изгнать торгашей" из МХАТа: мол, если не сменить руководство, "все поглотит … извращенный … эстрадно-цирковой балаган".
Письмо Татьяна Дорониной, адресованное Владимиру Путину. Фото https://www.rbc.ru/
Кехман сразу после назначения наладил связь с Дорониной и постарался вернуть ее на должность худрука, впрочем, пока без особого успеха. Знакомые с ситуацией люди указывают на то, что это мог быть просто поступок из вежливости.
Кто стоит за назначением Кехмана на должность гендиректора МХАТа – сказать наверняка невозможно. Тем не менее критики и журналисты делают свои предположения.
В частности, есть версия, согласно которой назначение связано с начальником управления Президента РФ по общественным проектам Сергеем Новиковым, который некоторое время назад поставил оперу "Опричник" все в том же Михайловском театре, где работает Кехман. Эту версию опубликовала "Независимая газета".
Примечательно, что с приходом Владимира Кехмана главной фигурой во МХАТе стал гендиректор, а не худрук – согласно новому уставу. Как утверждает сайт "Ваши новости", якобы сценарист Алексей Зензинов считает, что пустующую месяцами должность худрука нельзя назвать привлекательной. Во-первых, это будет означать полное подчинение гендиректору, который единолично управляет повесткой в учреждении.
- Видя то, как он чудит в театре, я не думаю, что много найдется таких уважающих себя людей, которые пойдут в таких условиях работать, - подчеркивает Алексей Зензинов.
Сразу после назначения театр оказался в центре скандала: новый гендиректор отменил показы спектакля "Чудесный грузин" с участием Ольги Бузовой, ссылаясь на слабые продажи. Как утверждает сайт "Стархит", якобы при этом певица заявила, что за спектакли ей так и не заплатили – около полумиллиона рублей. Неудивительно, учитывая похожую скандальную ситуацию с оперой "Тангейзер", которую Кехман снял из репертуара новосибирского театра в 2015 году. Об этом рассказали РИА "Новости".
Позднее, как пишет "Вечерняя Москва", якобы Владимир Кехман высказал пожелание, что снятый с поста худрука Эдуард Бояков обязан отказаться от 5 млн рублей, которые ему должен театр, причина – в его неудовлетворительной работе в этой должности. Новый гендиректор, наводя ревизию в театре, также отметил скорые массовые увольнения: по его мнению, театр оказался переполнен "ненужной бюрократической прослойкой", которая "просто так" получала зарплату. Поэтому многие отделы театра будут полностью аннулированы, а штатные сотрудники – уволены. СМИ называют это решение нового руководства театра одним из тех, которые должны помочь выбраться МХАТу из долгов общим размером в 74 млн рублей.
К слову о ремонте, без которого МХАТ начнет разваливаться уже в ближайшее десятилетие. Усилиями Кехмана в России уже реанимировали два исторических театральных здания – Михайловский театр в Петербурге и оперный театр в Новосибирске. Но если первый театр Владимир Кехман действительно вытащил из забвения, то, как утверждали авторы сайта Сlassicalmusicnews.ru, якобы интерьеры реконструированного новосибирского театра, судя по некоторым замечаниям, после ремонта стали напоминать отельные помещения или казино.
Что будет с театром на Тверской – сказать сложно, но здание отчаянно требует ремонта, причем немедленного; сумма потенциальных затрат при предыдущем директоре оценивалась примерно в 10 млрд руб. Об этом писали "Известия".
Неженские схватки Ирины Апексимовой
Изрядно лихорадило и Театр на Таганке, который в 2015 году, вскоре после смерти Юрия Любимова, возглавила актриса Ирина Апексимова. Уже через месяц профсоюз театра посчитал необходимым обратиться в прокуратуру: нового директора обвиняли в том, что она якобы заставляет людей подписывать заявления об увольнении. Директор театра обстоятельно и публично, на своей странице в Facebook ответила на обвинения, предложив "вернуться на путь взаимопонимания" и "руководствоваться "не своекорыстными интересами".
Ирине Апексимовой пришлось начать карьеру худрука с выяснения отношений с профсоюзом. Фото https://www.rbc.ru/
На этом, правда, скандалы не прекратились - вскоре Российский профсоюз работников культуры потребовал применить дисциплинарное взыскание к новому руководителю театра на Таганке, отдельное обращение отправили даже мэру Москвы Сергею Собянину. В числе претензий указывалось на то, что коллективный договор театра постоянно нарушается, исчезла должность худрука, кому-то сократили зарплаты, кому-то – недоплатили, в результате люди увольняются.
Ключевая претензия к Апексимовой заключалась в том, что, по мнению труппы, с ее приходом ожидалось уничтожение прежнего театра и создание на его основе некоего "фестивального центра". Об этом писали "Известия".
Ирина Апексимова не раз комментировала ситуацию, добавляя, что озвученные цели перед ней никогда не ставили, но конфликт продолжался и продолжался. Как утверждает сайт "Ридус", якобы народный артист России Феликс Антипов называл сложившуюся ситуацию "противной дрянью", недоумевая, почему ее невозможно решить так долго. Примечательно, что актриса Ирина Линдт тогда обвинила коллег-актеров, требующих отставки Апексимовой, в фальсификации документов, которые они веерной рассылкой направляли в самые разные инстанции.
Конфликт, в конечном счете, уладили – позволив столичным властям тщательно контролировать работу театра. Итогом стало то, что Апексимовой удалось за несколько лет "пересобрать морально развалившийся из-за постоянных скандалов театр". По ее словам, теперь в театре сплоченный коллектив, кроме того у "Таганки", когда-то прославленного авангардного театра, вновь появилось свое лицо. Об этом она сказала в интервью изданию РИА "Новости".
Впрочем единственное чем прославилась Апексимова в "Театре на Таганке", это постановкой экспериментального спектакля про физиологию женщин "28 дней", рассказывающего об особенностях менструального цикла.
Действительно, деградация рулит.
Медийность VS опыт
Минувшей осенью актер Константин Хабенский стал худруком МХТ им. А.П. Чехова – главной драматической сцены страны. На этом посту он сменил Сергея Женовача, занимавшего должность последние три года после смерти легендарного Олега Табакова.
Не все критики уверены в перспективах Константина Хабенского, как худрука театра. Фото https://www.rbc.ru/
Стоит напомнить, что назначение Женовача стало, мягко говоря, неожиданностью: на это место прочили талантливых учеников Табакова – от Евгения Миронова до Сергея Безрукова. Как и ожидалось, эти несколько лет не стали для театра откровением: нового худрука критиковали за отсутствие значительных премьер и сокращение репертуара за счет хорошо известных спектаклей. Впрочем, часть критиков уточняет: в этот период МХТ не испытал и видимого провала – просто не было того успеха, какого театр регулярно добивался при Табакове. Такие мнения звучали, например, в публикации "Собеседника".
Так или иначе, но результатом политики Женовача стали плохая посещаемость и падение продаж. Кроме того, из театра ушли режиссеры наиболее кассовых постановок – Константин Богомолов и Александр Молочников, а также популярные актеры - Дарья Мороз, Дмитрий Дюжев, Максим Матвеев, Андрей Бурковский. Отметим, что Молочников, к примеру, недавно в и нтервью "Новой газете" утверждал, что решение о назначении Сергея Женовача политизировано и связано с установкой на разрушение того, что успел создать Табаков.
Константин Хабенский, один из популярнейших российских актеров, на момент избрания худруком успел проработать в МХТ без малого 20 лет. Как пишет "Новая газета", в минкульте посчитали, что у него есть все, чтобы "объединить вокруг себя труппу и вывести театр на новый уровень". Казалось бы, хороший поворот в истории театра и культурной жизни страны, но, как говорится, есть нюанс.
Например, если назначение Сергея Женовача был согласовано с театральным сообществом, то Хабенского решено было поставить на должность "сверху". К слову, как пишет "Новая газета", на это язвительно отреагировал председатель СТД России Александр Калягин, уточнив, что нельзя принимать такие решения без предварительного обсуждения с профессиональным сообществом. По его мнению, МХТ – "театр изначально режиссерский, и его не может возглавить артист, пусть и очень хороший, у которого за спиной нет опыта руководства". Аналогичного мнения, как пишет "Лента.ру", придерживается и главный режиссер театра им. Вахтангова Юрий Бутусов. Правда, оба уважаемых спикеры почему-то не учли опыт Хабенского по вполне успешному созданию детских студий по всей стране.
По данным "Известий", эксперты уточняют: медийная личность на должность худрука МХТ была ожидаемой – "время такое". При этом даже по прошествии нескольких месяцев они не могут определить, насколько удачен выбор Хабенского на должность худрука. С одной стороны, в диапазоне его театральных постановок есть спектакли и Серебренникова, и Богомолова, которым благоволил Табаков, а это значит, что есть шанс на возвращение к прежнему курсу. В пользу этого говорит, например, возобновление показов "Идеального мужа" Богомолова, который был отменен незадолго от ухода Сергея Женовача, и анонс богомоловской же постановки "Оптимистическая трагедия", а также возвращение на сцену МХТ актеров Андрея Бурковского, Игоря Золотовицкого и Дарьи Мороз.
С другой стороны, эксперты теряются в догадках, поскольку не понимают режиссерской программы нового руководителя – идеологом в этой сфере Хабенского назвать никак нельзя. Как пишет Day.ru, для такой амбициозной сцены, как МХТ им. Чехова, в первую очередь, важна именно концепция, идеология развития, иначе есть шанс утонуть в том же болоте, в каком плавал театр в годы руководства Сергея Женовача. В этом смысле, пожалуй, понятно радушное приглашение Хабенским членов труппы участвовать в идейной жизни театра и не стесняться предлагать новые смыслы.
По словам Хабенского, пока что его цель - работать над более плотной "сцепкой" со студентами школы МХТ (которая снова станет неотъемлемой частью коллектива), а также с режиссерами от кинематографа. Что касается последнего, то, как пишут "Известия", новый худрук позвал в качестве постановщиков "народных" кинорежиссеров – комедиографа Жору Крыжовникова и Юрия Быкова, который славится угрюмыми фильмами про суровую российскую жизнь. Примечательно, что намеченные планы потребуют, по словам нового худрука, "больших финансовых затрат".
Маэстро скандала
Как показывает практика, порой хайп вокруг медийного руководителя действительно идет на пользу – это касается Московского драматического театра на Малой Бронной, где кресло худрука в 2019 году занял Константин Богомолов. Подобный статус режиссеру эксперты пророчили давно, не забывая упоминать, что он делает все, чтобы заполучить место в любом столичном театре, демонстративно признаваясь в любви к нынешней российской власти.
Константин Богомолов и в должности худрука остался мастером эпатажа. Фото https://www.rbc.ru/
С приходом нового худрука жизнь в театре на Малой Бронной забурлила. Капитальный ремонт, временный переезд на другую площадку, появление в репертуаре как молодых, так и громких режиссерских имен, плеяда хорошо известных артистов, намеренно дорогие постановки (билеты на спектакль "Бесы Достоевского", в котором герои были одеты в модные вещи из ЦУМа, доходили до 50 тыс. рублей, что даже для Москвы было чересчур – прим. автора).
В тоже время, как пишет "Экспресс-газета", премьеру "Нормы" по Сорокину несколько раз пытались сорвать криками "Позор!" - на что Богомолов просто махнул рукой. Примечательно, что при скандальной атмосфере почти на каждой премьере Богомолова постановки театра на Малой Бронной с его приходом пользуются популярностью.
Сам худрук говорил, что до его прихода на Малой Бронной все было в замороженном состоянии, после – театр проснулся и чувствует себя бодро. При этом он подчеркивал, что не собирается кого-либо увольнять из театра
- Хайп с моим приходом сюда нам тоже пошел в плюс. Театр начинается с вешалки, а продолжается скандалом, - отмечал Константин Богомолов в интервью "Экспресс-газете".
Как будто отдельной рекламной кампанией своего театрального творчества, Богомолов регулярно практикуется в самопиаре, позволяя себе резкие реплики на актуальные темы. То, например, он опубликовал в "Новой газете" манифест "Похищение Европы 2.0", в котором призвал Россию перестать ориентироваться на европейские ценности. Комментируя пандемийный кризис в отрасли, Богомолов уточнял, что театр на Малой Бронной чувствует себя хорошо – даже при ограничениях в допустимую четверть зала выручка равняется иным аншлаговым премьерам. Разумеется, добавляя, что государство тщательным образом поддерживает театры в нынешних условиях.
Словно желая подзадорить публику, он опубликовал новые правила театра на Малой Бронной, позаимствовав их у латвийского режиссера Алвиса Херманиса. Об этом сообщали многие СМИ, в том числе и ТАСС. В их числе - разрешение свободно флиртовать всем, включая зрителей, оскорбительно шутить без ограничений и вообще перестать оглядываться на пресловутую политкорректность, которая с театром несовместима.
Этот список выходок Богомолова можно продолжать – к этому, кажется, и критика, и зрители, и интернет-аудитория уже привыкли. Эксперты тем временем пророчат Богомолову долгую и крепкую карьеру. Еще бы, скандальный театральный режиссер, который показательно любит Родину, - что еще нужно для успеха в этой стране?
При всем неоднозначном отношении к Ленину, можно сказать, что он был в чем-то прав говоря, что "Не может лавочник управлять государством, потому что у него одно на уме - купи-продай".
Применительно к театрам это выражение верно вдвойне. И пока мы это наблюдаем на сцене будут появляться пьесы о проблемах "женских выделений", а певички с трудом окончившие восемь классов, выходить на сцену Академических театров.
Фото https://m-bronaya.com/