Как передает корреспондент The Moscow Post, украинская певица Алина Паш, которая выиграла национальный отбор на грядущее "Евровидение", решила отказаться от участия в дальнейших этапах конкурса. Причина, как нетрудно догадаться, связана с политическим курсом страны. В частности, выяснилось, что певица в 2015 году посещала Крым, который Украина считает "временно оккупированным".
По ее словам, эта поездка была связана всего лишь со свадьбой знакомых, и Паш пересекала границу со стороны Украины, а не России. Национальная общественная телерадиокомпания страны, которая занимается конкурсным отбором, заявила, что команда певицы предоставила необходимую справку о законности ее действий, но вскоре обнаружился нюанс - пограничная служба заявила, что такой документ не выдавала и вообще не хранит таких данных дольше пяти лет.
По данным "Коммерсанта", пока в интернете разгоралось обсуждение, можно ли после такого певице участвовать в конкурсе, Алина Паш сделала упреждающий ход и вообще сняла свою кандидатуру с "Евровидения".
Крайняя политизация конкурса песен, которому уже более полувека, дает о себе знать не впервые. При этом не стоит забывать, что "Евровидение" довольно давно стало заурядным по качеству песен и все больше склоняется к жанру шоу.
Алина Паш. Фото: РИА "Новости"
В этом смысле остается только развести руками, глядя на упорство России, которая к этому конкурсу в последние годы относится сравнительно серьезно, пытаясь победить традиционно-консервативным творчеством в цирковом карнавале. Неудивительно, что за несколько десятилетий России удалось лишь однажды победить в конкурсе усилиями Димы Билана и сопровождавшей его команды пиарщиков.
Так или иначе, но, как и большой спорт, "Евровидение" стало для России делом не столько культурным, сколько политическим. Впрочем, оснований для подобного восприятия в истории конкурса было более чем достаточно. Жаль только, что эта история никого ничему не учит, а смотр культурных достижений, который должен объединять людей, как будто бы занимается только культивированием скандалов, ссор и хлестких обвинений.
Посторонним вход воспрещен
Кстати, ситуация, схожая с инцидентом, в который попала Алина Паш, уже была - в 2017 году. Тогда Россию на "Евровидении" должна была представлять Юлия Самойлова. Но служба безопасности Украины запретила ей въезд на территорию страны, поскольку она ранее выступала в Крыму. В конечном счете Россия отказалась от выступления на конкурсе и отправила Юлию Самойлову на "Евровидение" в следующем, 2018 году, в Лиссабон. Впрочем, конкурсантка от России не набрала достаточно количества баллов и не смогла попасть в финал – для нашей страны подобный провал был первым с 2004 года.
Юлия Самойлова. Фото: РИА "Новости"
Гимн революции
В 2005 году в финал национального отбора Украины прошли, в том числе, артисты, которые выступали на Майдане во время Оранжевой революции. Среди них была и группа "Гринджолы" с песней "Разом нас багато" - неофициальным гимном сторонников революции. Примечательно, что ВВС называла эту песню новой версией известной революционной песни 1960-х годов El pueblo unido jamás será vencido, возникшей на территории Чили, об этом писала Lenta.ru.
Тем не менее Европейский вещательный союз признал часть текста песни политизированным – ту, где акцентировалось, что Ющенко является президентом Украины? – и песню пришлось менять. Так или иначе, если идеологический посыл в этой песне сохранился, то публика этот жест не оценила – группа заняла лишь 19 место из 24, а вскоре после конкурса и вовсе распалась.
Игра в слова
В 2007 году украинец Андрей Данилко в образе Верки Сердючки выступил на "Евровидении" с песней Dancing Lasha Tumbai. Сразу после публикации ее в интернете развесистой клюквой стали распускаться догадки о том, что в названии песни якобы скрыта игра слов и "на самом деле" название трека звучит как "Russia Goodbye".
Данилко, который до того собирал целые стадионы и вскоре после этого выступления полностью пропал с российского телевидения рассказал, что изначально предлагал гендиректору Первого канала Константину Эрнсту отправить Верку Сердючку на "Евровидение" в качестве кандидата от России. По словам артиста, его сценическое альтер-эго было очень популярно, но именно это и раздражало Эрнста. В итоге после "Евровидения", где Сердючка принесла Украине второе место, на российском медиарынке Данилко стало тесно.
Андрей Данилко. Фото: РИА "Новости"
Еще одна история с игрой слов случилась примерно через полгода после вооруженного конфликта между Грузией и Южной Осетией, об этом писала "Газета.ру". Одним из итогов "игры слов" стал мощный культурный разрыв между Россией и Грузией. В 2009 году грузинская группа "Стефане и 3G" победила на национальном отборе с песней We don't wanna put in – авторы не скрывали, что это был арт-протест против внешней политики России. Европейский вещательный союз решил, что песня все же нарушает правила, в результате Грузия попросту отказалась участвовать в конкурсе.
Дима Билан. Фото: РИА "Новости"
Не цветок, чтобы всем нравиться
На конкурсе 1978 года, который проходил в Париже, победил израильский эстрадный певец Изхар Коэн и группа "Alphabeta". Как вспоминают РИА "Новости", до мирного договора Израиля и Иордании оставалось долгих 16 лет, поэтому телевидение Иордании вместо выступления своих противников показывало фотографию букета цветов.
В процессе подсчета баллов, отданных зрителями, стало выясняться, что Коэн лидирует, тогда иорданское телевидение и вовсе прервало трансляцию, сославшись на технические причины. Певцу это никак не помешало занять первое место, хотя в Иордании газеты и журналы намеренно вводили читателей в заблуждение, называя победителем бельгийского музыканта, занявшего второе место.
Кто старое помянет
Необычное развитие получило исследование архивов конкурса.
В частности, в Испании был показан документальный фильм, в котором аналитики и историки утверждали: победа на "Евровидении"-1968 испанской певицы Массиель была подстроена диктатором Франсиско Франко для поднятия престижа страны на международной арене. Информация об этом есть даже непосредственно на сайте самого музыкального конкурса "Евровидение".
Специальное исследование помогло установить, что представители испанских властей купили голоса жюри "Евровидения", обеспечив необходимое число баллов нужному артисту. Считается, что если бы вмешательства не произошло, в конкурсе того года победил бы британский музыкант Клифф Ричард – один из пионеров британского рок-н-ролла, приобретший популярность еще до повальной битломании.
И кто знает, сколько подковерной игры может всплыть в будущем, раскрыв все секреты грязной игры во имя победы на конкурсе песен?..
Фото: ineews.eu / Aleksandr Gusev/Keystone Press Agency