27 марта в Лос-Анджелесе прошла очередная церемония вручения премии "Оскар", которую по инерции считают одной из главных кинонаград планеты. Впервые с начала пандемии церемония состоялась в привычном, докоронавирусном формате. Корреспондент The Moscow Post разбирался, почему "Оскар" в большей степени запомнился скандалом с участием Уилла Смита и в меньшей – награжденными фильмами.
Популярность церемонии, когда-то собиравшей и объединявшей действительно многих, за последние годы значительно сократилась, а пандемия нанесла как будто бы завершающий апперкот. Так, в 2020 году аудитория, следившая за церемонией в прямом эфире, упала ниже привычных 20 млн зрителей, а в 2021 – ниже 10 млн. В этом году ситуация улучшилась, но несущественно. Критика считает, что причина в том, что само шоу потеряло живительную искру, а гонка номинантов, в которой не появляется по-настоящему громких кинособытий, стала предсказуемой.
В этом смысле ожидаемо, что больше всего в минувшей церемонии зрителям запомнился конфликт между Уиллом Смитом и Крисом Роком. Некогда популярный комик Крис Рок, объявляя победителя в номинации "Лучший документальный фильм", пошутил о том, что ждет сиквела "Солдата Джейн" с участием жены Уилла Смита. Стоит уточнить, что Джада Пинкетт-Смит больна алопецией – патологическим выпадением волос, из-за которой она вынуждена брить голову.
Знатоки уверяют, что шутки над женой Смита звучат от Криса Рока уже не впервые, так что неудивительно, что Уилл Смит выскочил на сцену и отвесил горе-шутнику серьезную оплеуху.
Не будем забывать, что он в начале нулевых сыграл Мохаммеда Али и в боксе кое-что понимает: удар выглядел значительным. Интернет с удовольствием обсуждает, был ли этот эпизод постановочным – чего не сделаешь ради пиара. Так или иначе шоу обрело хоть какую-то живую эмоцию, которых на "Оскаре" уже давно не найти. Впрочем, это не отменяет, что шутки, высмеивающие тех, кто переживает болезнь, ровно как и затрещина коллеге не делает чести ни одному из участников внезапного конфликта.
Удар Уилла Смита мгновенно разошелся по интернету. Фото: championat.com
Очевидно, скандал сковал внимание зрителей, оставив как будто бы за кадром более достойные вещи – например, выступление Билли Айлиш и Бейонсе или, скажем, выход Лайзы Минелли в инвалидном кресле.
Кто же стал триумфатором в этом году? Звание лучшего фильма завоевал один из хитов прошлогоднего "Сандэнса" – мелодрама "CODA: Ребёнок глухих родителей" Шан Хайдер. Это история о девочке, которая единственная из всех членов своей семьи способна слышать и мечтает о карьере певицы. Впрочем, дорогу к мечте усложняют попытки помочь семейному рыболовному делу.
Критики называют фильм скромным и традиционным, рассказывающим трогательную историю взросления. Стоит добавить, что фильм также получил награды за лучший адаптированный сценарий и лучшую роль второго плана. При всем при этом триумфатор остается американской адаптацией французского фильма "Семейство Белье", вышедшего в 2014 году. Бесполезный, но важный для индустрии факт в том, что "CODA" – первый в истории "Оскара" фильм со стримингов: после фестивальной премьеры его купил "Apple TV+", завоевавший статуэтку за лучший фильм.
Главным фильмом года был признан "CODA: Ребёнок глухих родителей" – ремейк французского фильма 2014 года. Фото: ria.ru.
Лидер по числу номинаций – неовестерн "Власть пса", претендовавший на 12 наград, взял в итоге одну, но значительную: Джейн Кэмпион была признана лучшим режиссером. Живой классик кинематографа, она стала всего лишь третьей женщиной в истории, взявшей эту награду – после Кэтрин Бигелоу в 2009 году и Хлои Чжао в 2021 году.
Фильм про тоскичную маскулинность и черную кошку, пробежавшую между двумя братьями-ковбоями, – крепкая история, которая стала для Кэмпион мощным возвращением (последний ее фильм "Яркая звезда" вышел аж в 2009 году). К тому же "Власть пса", даже если отбросить родной для американцев контекст, выглядит более убедительным, чем пафосный "Белфаст" Кеннета Браны. Недаром на Венецианском фестивале Кэмпион получила приз именно за режиссуру.
"Оскар" за лучшую мужскую роль пророчили Бенедикту Камбербэтчу, но ожидания не оправдались. Награду получил за роль в "Короле Ричарде" Уилл Смит, который шел к этой награде примерно так же долго, как Леонардо ДиКаприо, хотя, может быть, не так драматично. Байопик об отце сестер Уильямс, решивший сделать из своих дочерей гениальных теннисисток, действительно стал бенефисом Смита. Кажется, это лучшая за долгие годы работа Уилла Смита, которого зрители еще с 90-х привыкли видеть в боевиках. Правда, это не сильно повлияло на, в общем-то, слабый фильм.
Награду за лучшую женскую роль получила Джессика Честейн – за байопик "Глаза Тэмми Фэй" о телеевангелистах, создавших в 70-80-е годы настоящую империю с баснословным заработком.
Честейн показывает свою героиню-шарлатанку Тэмми Фэй на протяжении целых 40 лет – в какие-то моменты актрису невозможно узнать под мастерским гримом и макияжем. Подобные перевоплощаения на "Оскаре" хорошо ценятся, даже с учетом непритязательных художественных качеств самого фильма.