В театрах России наметилась нездоровая тенденция – режиссеры берут классическое произведение и "перерабатывают" его так, что оно становится похожим на бред сумасшедшего. К череде деятелей искусства, испохабивших нетленную классику, присоединился и Олег Еремин.
Посмотрев его "версию" повести "Леди Макбет Мценского уезда" в Театре на Таганке, зрителей смыло волной еще до конца спектакля. Люди не смогли выдержать очередные режиссерские галлюцинации, воплощенные на сцене.
Зрители хоть и уходили тихо, но не выдержали и поведали в соцсетях, что думают о современном искусстве на самом деле. Лейтмотив примерно такой: как же надоели эти "современные" режиссеры со "своим" очередным "современным видением", от которого хочется ругаться матом! Почему государственный театр позволяет так издеваться над классическими произведениями? Куда смотрит руководитель театра?
Откуда нынче расплодилось столько непонятых гениев со своими пошлыми экспериментами на деньги налогоплательщиков?
В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.
Для тех, кто не в курсе дела
Если наш уважаемый читатель не театрал, то немного введем в курс дела. Речь идет о пьесе по повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". Николай Лесков принадлежит к "золотой" эпохе русской литературы 19 века, отличается остросоциальными темами и прекрасным слогом, свойственным великим писателям того времени. Его произведение "Леди Макбет Мценского уезда" включено в школьную программу и изучается наряду с "Грозой" Островского – там есть очевидные параллели, которые позволяют через сравнение двух героинь (обеих зовут Катерина) понять реалии, быт и нравы того времени. В случае Лескова не только понять, но и прожить вместе с героиней, благодаря живописному, натуралистичному языку автора.
Если наш уважаемый читатель совсем не в курсе, о чем произведение Лескова и почему оно актуально до сих пор, несмотря на то, что написано почти 2 века назад (собственно, почему люди готовы до сих пор ходить на него в театр) то еще немного вводных: Катерина Львовна, "по наружности женщина очень приятная", замужем за богатым купцом Измайловым, живет в его доме, с ними живет его вдовый отец. Пока муж трудится, Катерина Львовна скучает и однажды заводит себе любовника – работника Сергея, который, чем-то напоминает профессионального жиголо.
Он умело манипулирует Катериной так, что она обещает сделать его богатым. Однако, их роман рассекретил отец мужа, в ту же ночь он был отравлен нашей героиней. Затем любовники убивают и мужа, чтобы жить в свое удовольствие. Не будем дальше вдаваться в подробности на случай, если уважаемый читатель захочет сам прочитать повесть Лескова (она читается примерно за 1,5 часа), отметим только, что сюжет дальше будет закручен лихо, а подробности жизни любовников, уже преступников, описаны натуралистично. Читателя ждет и разоблачение, и наказание, и драматичный финал.
По мере чтения произведения Лескова, станет понятно, почему он признан классиком русской литературы, а параллели с современной жизнью станут очевидны. Местами кажется, что это – сценарий для остросюжетной драмы, такой там назревает накал. Плюс чистый, красивый язык. Плюс натурализм. В общем, Редакция рекомендует.
Да-да, этот тот самый Лесков, который написал "Левшу".
Добрый, доверчивый зритель
И вот режиссер Олег Еремин в государственном Театре на Таганке решил творчески переработать сие достояние русской классики в нечто современное, но пока что зритель еще не ждет подвоха, читая на сайте театра, что обещает режиссер. "Спектакль "Леди Макбет Мценского уезда" режиссёра Олега Ерёмина поставлен по мотивам одноименной повести Николая Лескова. Почему женщины убивают?..
"Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры, и такая стала решительная, что и унять её нельзя…" Знакомьтесь, Катерина Львовна Измайлова, женщина с сильным и страстным характером.
И пусть в середине XIX века о понятии "феминизм" в Мценском уезде никто и не ведал, но "Леди Макбет" Николая Лескова явно изволила бороться с патриархатом. Самостоятельно сделать выбор? Легко! Ответить за него? Придется", - заявили в анонсе к спектаклю.
Фото: https://tagankateatr.ru/repertuar/Ledi-Makbet-Mtsenskogo-uezda
Пока все выглядит безобидно.
"Это прекрасное произведение, написанное удивительным языком. Мне было интересно исследовать здесь вопрос, насколько далеко готов зайти человек ради своего счастья?.. Поразительно, что за этим красивым фасадом, за почти райской внешней красотой, скрывается такая абсолютно животная сущность", - таинственно прокомментировал свою задумку режиссер Олег Еремин.
Здесь бы насторожиться, учитывая, что у театра новый руководитель с неоднозначной репутацией, ранее заявлявший, что "будет переделывать всех классиков", но зритель у нас по большей части добрый, доверчивый, домысливает в лучшую сторону.
И вот зритель пришел, и ждало его нечто…
Плевать на зрителя?
На самом деле, после тревожного звоночка про очередное "исследование морали" от современного режиссера, был еще один, не менее тревожный – на входе у зрителей проверяли паспорта – ограничение 18 +. Значит, готовьтесь к обнаженке. Что за тяга у современных деятелей искусства показывать "сиськи-письки" на сцене театра, будто людей больше зацепить нечем? Это художественная необходимость или влажные фантазии стареющих худруков?
Их не останавливает, что зритель реагирует на такие инициативы стабильно негативно, но те не унимаются – то и дело раздевают актеров на сцене с маниакальным упрямством…
Например, можно вспомнить провал Богомолова, когда с его постановки "Гаргантюа и Пантагрюэль" (тоже классика, между прочим) ушла четверть зрителей после того, как один из актеров по сценарию снял трусы на сцене. А Богомолову плевать. "На все мои спектакли всегда так реагируют. Сколько людей уходит, столько и приходит. Обыкновенная реакция. Все эти годы меня это не смущало и не должно это смущать", — заявил на это режиссер, нынешний муж Ксении Собчак.
В таком случае Редакции любопытно, для кого нынче ставятся подобные спектакли – для зрителя или для себя, чтобы не ходить в стриптиз, а сделать себе хорошо на бюджетные деньги?
Но вернемся к испоганенной версии некогда прекрасного произведения Лескова.
Секс, убийства и бред
Олег Еремин из всего сюжета повести оставил только то, что относится к вожделению, сексу и убийствам. Расскажем опорные моменты и давайте выразимся мягко – режиссер переборщил с символизмом. Происходившее на сцене больше напоминало чьи-то ненормальные фантазии. Судите сами.
Фото: https://vk.com/theateronline?w=wall-3460822_324400&z=photo-3460822_457286783%2Fwall-3460822_324400
Катерину, русскую провинциальную купчиху 19 века, одели почему-то в кимоно. В это время служанка Катерины полуголая лежит на кушетке в центре сцены. Функциональная нагрузка служанки из-за сокращения сюжета не понятна. Тем не менее, она лежит и что-то своей наготой символизирует. Есть еще некая "Болтунья", странный персонаж, которая ест подогретую в микроволновке вареную кукурузу. Этой же микроволновкой одетая в кимоно купчиха Катерина убивает собственного мужа. Тело убитого мужа любовник Сергей таскает туда-сюда по сцене, а потом скидывает прямо в зрительный зал с натуральным глухим ударом об пол. Мы не знаем, получил ли травмы актер, играющий мужа, но после всего он как-то поднялся и стоял призраком на сцене до конца истории. После убийства Катерина совершает с Сергеем прощальный половой акт на глазах у призрака, после чего любовник уходит к… Болтунье.
Надо сказать, что и раньше в Театре на Таганке была обнаженка, но это было уместно. Руководитель понимал границы между пип-шоу и театром. Например, покойный Юрий Любимов в своей постановке "Мастер и Маргарита" тоже экспериментировал с наготой как с художественным приемом, но уместно – персонаж сидел спиной, закрыв все интимное, поэтому не смущал одних зрителей в зале, а другим позволял додумать в меру своей испорченности.
Сейчас у театра новый руководитель, который, похоже, не только не понимает разницу между стриптизом и классическим искусством, но и обладает очень специфическим "чувством прекрасного". О руководителе поговорим чуть позже – понятно, что рыба гниет с головы, подобное при прежнем руководителе было бы недопустимо.
А пока вернемся к шокированным зрителям, которые и есть индикатор того, во что превращается Театр на Таганке с "новой метлой".
Убегали из зала, перешагивая через актеров
Зрители начали спешно отступать. Учитывая, что спектакль шел на малой сцене, людям приходилось пересекать зал, практически пересекая актеров. Очевидцы утверждают, что актеры переносили это стоически и даже с некоторым пониманием: "сами бы свалили, но нельзя – служение "святому искусству" обязывает".
Рыба гниет с головы
Пьеса "Леди Макбет Мценского уезда" - только верхушка айсберга пошлости на сцене современного театра. Справедливости ради отметим, что есть и другие деятели культуры с очень специфическим "чувством прекрасного", которое у зрителей вызывает рвотные позывы.
Например, как вам интерпретация оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила" режиссером-постановщиком Дмитрием Черняковым, в которой действие проходит в… публичном доме? В ответ на это очередное "переосмысление" классики москвичи даже устраивали акции протеста и подавали в суд. Но кому это интересно – спектакль до сих пор в репертуаре.
И это - далеко не единственный случай, когда у современных режиссеров возникает стойкое желание опошлить классику. Но если зрители так однозначно показывают негативное отношение к подобным режиссерским, мягко скажем, "решениям", а нездоровая тенденция только растет, то для кого они работают? Где грань между современным искусством и бредом?
У Редакции есть ответ – рыба гниет с головы. В Театре на Таганке появился новый и весьма "креативный" руководитель Ирина Апексимова. Естественно подобное мракобесие не могло бы случиться без согласования с ней. Какой генерал, такие и солдаты.
"По ТВ Апексимова выступила с рассказом о том, как она будет переделывать всех классиков: Шекспира, Чехова и т.д. Рассказала, как она уже переделала себя: грудь накачала, лицо, другие части тела (не хочу перечислять). В общем, "рвотный порошок" - самое подходящее определение", - вспоминает публицист Нина Мелодина.
Ирина Апексимова – бывшая актриса, дорвавшаяся до руководства знаковым театром. Что можно ожидать от человека, который поставил спектакль про… женские критические дни под названием "28 дней или трагедия менструального цикла".
"Когда я слышала, не поверила. Не поверила даже в существование таких дур. Думала, что это - гиперболизация. Но посмотрела программу "По-живому" Константина Сёмина, "Прощание Таганки. Жанна Болотова о расправе над театром". Там я услышала всё от Жанны Андреевны и увидела фрагмент репетиции спектакля", - комментирует Нина Мелодина.
Редакция уверена, что предыдущий руководитель Театра Юрий Петрович Любимов в гробу бы перевернулся от такого репертуара. Но кому это интересно, если теперь зрителю под видом искусства скармливают шлак про секс и месячные?