Одна из главных литературных премий в России "Национальный бестселлер" в начале апреля объявит своих финалистов, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Победитель Нацбеста-2022 получит 500 тысяч рублей, прочие финалисты – по 50 тысяч. Кто же находится в фаворитах длинного списка?– Конкурс получился как всегда разнообразный, необычный, с массой интересных текстов. Настолько разных, что даже не буду сокрушаться по поводу хороших романов, которые вышли в 2021 году, но мы их не дождались в "Нацбесте", – считает ответсек премии Владислав Толстов.
В этом сезоне премия собрала разножанровую и довольно яркую подборку художественной прозы. Фото: livejournal.com.
Один из безусловных фаворитов, чья книга, впрочем, "утонула" в текущих событиях, – Дмитрий Данилов. Крайне популярный драматург ("Человек из Подольска" и "Сережа очень тупой" стали мгновенной классикой), увлеченный не самой привычной, но очень эффектной формой стихотворчества, написал роман "Саша, привет!" о не столь отдаленном российском будущем.
Собственно, Саша в заглавии – это пулемет белого цвета, инструмент исполнения наказания, довольно необычного. Раз в день их выводят на прогулку по специальному коридору, в котором закреплен пулемет. Правда, в какой момент это произойдет, никто не знает – может, через день или через год, или вообще никогда.
Дмитрию Данилову удалось удачно выступить в довольно избитом жанре антиутопии, добавив своих фирменных отстраняющих техник. И если читатель привык, что события в таких книгах обычно питаются реальностью, то автор здесь отказывается препарировать нынешнюю Россию, в которой сполна подобного материала. Его главная цель – критика современного общества, которое живет, не замечая в комнате – на этот раз не слона, а целый пулемет.
Популярность к Дмитрию Данилову пришла после абсурдистской пьесы "Человек из Подольска". Фото: rg.ru
Одним из реальных бестселлеров, независимо от своего статуса в этом конкурсе, может стать роман "Морос, или путешествие к озеру" неоднократного победителя этой премии Ильи Бояшова. Книга ловко совмещает элементы документальные и художественные, рассказывая историю экспедиции белогвардейских эмигрантов в центр неизученного района парагвайских джунглей.
Мягко говоря, головокружительная и малоизвестная история русского генерала Ивана Беляева, с детства увлеченный романтикой дальних путешествий, переживший несколько войн, ставший советником при военном министерстве Парагвая и его национальным героем, изучавшим неисследованные районы Южной Америки.
В числе фаворитов очередная книга Виктора Пелевина Transhumanism INC. Как ни странно, тоже книга о будущем – в ней люди достигли бессмертия и, чтобы лучше сохраниться, перенесло свои мозги в банки, почти как в "Футураме". Правда, в подземном хранилище сохранились мозги только самые состоятельные, остальные вынуждены бродить по земле. В этом мире и разворачиваются несколько параллельных историй, которые, как водится в определенных геометрических вселенных, иногда пересекаются.
Стоит отметить, что книги Пелевина за последние годы превратились в продукт, потребление которого считается чем-то вроде хорошего тона среди интеллектуалов, – в современной литературе по-прежнему бытует мнение, что Пелевин остается одним из видных авторов постсоветского фикшна. К этому, впрочем, можно добавить только одно: если ранний Пелевин был неожиданным, вертким, бесстрашным – за что его фанаты и любили, то нынешние его книги пропитаны то ли боязнью, то неприятием ближайшего будущего – от новой этики до смерти.
Невероятно, но факт остается фактом – Виктор Пелевин уже многие годы не появлялся на публике. Фото: esquire.ru.
Еще одна важная позиция "Нацбеста" – повесть "Типа я. Дневник суперкрутого воина" Ислама Ханипаева, дагестанского сценариста и режиссера. Книга стала одним из лауреатов премии "Лицей" и вошла в шорт-лист "Носа" в прошлом году. Повесть написана от лица восьмилетнего Артура из Махачкалы, потерявшего мать. Он подвергается буллингу в школе, он любит природоведение, а самый главный его авторитет Крутой Али – воображаемый друг, "злой воин".
Повесть о проживании травмы и принятии действительности, полной насилия и агрессии, – это бурлящий микс "Денискиных рассказов" Драгунского, мутирующих в "Дом, в котором…" Петросян и приобретающих поистине сэлинджеровскую интонацию.
Важно отметить новую книгу Евгении Некрасовой "Домовая любовь", еще один сборник рассказов, повестей и поэм, который на этот раз устраивает ревизионное исследование дома и семьи. Как и в предыдущих книгах Некрасовой, российская повседневность оказывается прошита фольклорными мотивами: в лабиринтах спальных районов ходят нерассказанные истории об испытаниях – большим городом и маленькой зарплатой, любовью и нелюбовью. Виртуозный язык, который ставит перед читателем вопрос-дилемму: "Победа над собой – это победа или все-таки поражение?"
Еще одно виртуозное языковое путешествие – "Угловая комната" Тимура Валитова. В дебютном романе молодого прозаика главный герой хоронит отца, которого помнит только по неясным воспоминаниям из детства. Типичные события, которые сопровождают такие события в России, постепенно начинают, скажем так, уплотняться и раздваиваться – сквозь повествование начинает пробиваться некий фантазийный мир, которые сплетаются в нечто невообразимое, в едином порыве вскрывающие травмы поколения, родившегося в 90-х.