История группы началась в середине 80-х. Тогда рубаха-парень Коля Расторгуев, поработав солистом вокально-инструментальных ансамблей, познакомился с известным продюсером Игорем Матвиенко, который в то время был музыкальным руководителем ансамбля "Здравствуй, песня!".
Знакомство произошло на прослушивании в ансамбль Матвиенко – из состава ушел Сергей Мазаев и требовался новый солист, сообщает корреспондент The Moscow Post.
По словам продюсера, которые приводит сайт "Любэ: Давай за!", Матвиенко сразу обратил внимание на Расторгуева – он явно выделялся среди других претендентов, причем отличия были не в его пользу. Дело в том, что его внешность не соответствовала формату модных тогда рок-групп: специфика жанра требовала худощавых, изможденных музыкантов, а "Николай выглядел крепышом".
"Он выучил произведения из репертуара "Здравствуй, песня" и пришел на прослушивание. Я сразу воспринял его критически, на что Николай очень удивился: как так, выучил все песни и спел блестяще, а в коллектив принимать отказываются? А спел он действительно отлично. В конце концов, Коля убедил меня в том, что именно он необходим в группе и не ошибся, - говорит он.
Один из вариантов обложки для дебютного хита "Любэ". Фото: uznayvse.ru
В 1987 году у Матвиенко появилась идея создать музыкальный коллектив с национально-патриотическим уклоном. Уже через два года Матвиенко и Расторгуев работали над дебютным альбомом, первыми записанными песнями стали "Люберцы" и "Батька Махно". Тексты песен писали Александр Шаганов, работавший с хард-рок группой "Черный кофе" и Дмитрием Маликовым и Михаил Андреев, сотрудничавший с группами "Форум" и "Класс". Дебют начали записывать 14 января 1989 года - этот день и считается официальной датой рождения "Любэ". Первый альбом группы, выпущенный в том же году, получил яркое название "Атас".
Как вспоминает Николай Расторгуев в беседе с изданием "Подмосковье сегодня", в голову пришло жаргонное слово из дворового детства: "Мы ехали с Игорем в метро на студию и стали думать, как назовем. Мне пришло в голову одно из жаргонных словечек моего детства - любэ. Оно означает "любой". Так и появилось название".
С конца 1989 года песни в исполнении "Любэ" прочно занимали лидирующие строчки отечественных хит-парадов: "Атас", "Не рубите, мужики", "Рулетка" и др. Неудивительно: в то время в моде были группы типа "Ласковый май" и "Мираж" – то есть коллективы с откровенно попсовым репертуаром. Ставка Матвиенко на совершенно другой типаж исполнителей и соответствующие песни была рисковой, но – сработала безотказно.
На "Рождественских встречах" 1989 года Аллой Пугачевой был предложен сценический образ Расторгуева – военная форма образца 1939 года. Аргументы Примадонны были вполне логичными: нужно было выглядеть в духе времени Жеглова и Шарапова, которые упоминались в заглавном хите "Атас". В итоге галифе и сапоги достали из запасников Театра Советской армии, а гимнастерку – настоящую, довоенного образца – нашли у знакомого Расторгуева. Сам лидер "Любэ" предполагал, что образ будет разовым, но он настолько понравился публике, что так и остался. Впрочем, это тоже сыграло злую шутку: одно время крепло впечатление, что репертуар группы состоит исключительно из военных песен – особенно после знаменитого альбома "Комбат", из-за чего авторы толпами шли с новыми текстами о Великой Отечественной. В итоге группе пришлось немало поработать, чтобы доказать способность творить и работать в более широком диапазоне.
В 1992 году вышел альбом "Кто сказал, что мы плохо жили?". Лучшие песни - "Давай – наяривай", "Трамвай "пятёрочка", "Не валяй дурака, Америка" - мгновенно ушли в народ. На последнюю был снят клип, который на конкурсе музыкальных роликов в Каннах получил даже спецприз за лучшую режиссуру – невиданная до того награда для россиян. Потом была "Зона "Любэ" и "Комбат", которые окончательно зафиксировали всероссийскую любовь к группе за искренность и простоту.
В сентябре 2002 года "Любэ" давали концерт в Сочи, который посетил президент России. Сразу после концерта Владимир Путин пригласил музыкантов к себе на дачу "Бочаров ручей".
Президент подчеркнул, что группу "Любэ" и Николая Расторгуева любят очень много россиян, и это неудивительно: "Мне кажется, понятно почему: потому что ребята поют о нас, о нашей жизни и делают это доходчиво и талантливо".
Сейчас на счету группы 10 студийных альбомов, "Любэ" продолжает успешно давать концерты в городах России. Фото: culture.ru
По словам самого Расторгуева, как отмечает РИА "Новости", секрет долголетия "Любэ" оказался крайне прост – все дело в человеческих качествах и способности уживаться друг с другом:
- За столь долгий срок существования группы у нас сложились очень семейные отношения. Прежде всего, мы смотрим на человеческие качества музыканта, сможет ли он вписаться в коллектив. Если он не впишется, то просто не выживет, человеческий климат в коллективе – это самая важная вещь.
Что же касается репертуара, который даже после всех этих лет звучит не только бойко, но и актуально, то Расторгуев объясняет это живительной музыкальной традицией - в основе творчества "Любэ" лежат традиции советских и русских песен. В том числе именно поэтому песни так полюбились в постсоветской России, которая не без труда поднималась после развала Союза.
Игорь Матвиенко, рассуждая о феномене "Любэ" на протяжении всех этих лет, изданию "Моя семья" подчеркнул лишь одну черту главного стержня группы: "Коля – суперхаризматичный человек: когда он поёт, не двигаясь полтора часа, все смотрят не отрываясь, многие плачут. К тому же с Николаем не только в работе, но и в застолье комфортно: он в эти минуты – душа компании, сыплет остротами, готов любому отдать последнюю рубашку"