О том, что конкурс за последние годы окончательно стал полем для политической игры, The Moscow Post уже писал подробный материал. В этом контексте выглядит совершенно логичным, что накануне выступлений в Турине букмекеры уверенно предрекали победу украинской группы: по данным "Коммерсанта", вероятность победы Kalush Orchestra оценивалась втрое выше, чем у самых перспективных соперников.
Добавим, что Украина, которая стала участвовать в "Евровидении" с 2003 года, относительно часто занимала места в пятерке лидеров и уже дважды побеждала – в 2004 и 2016 гг.
Стоит отметить, что после своего выступления фронтмен группы Олег Псюк обратился к зрителям с просьбой помочь Мариуполю и "Азовстали". Тут, как говорится, есть нюанс: согласно правилам "Евровидения", на конкурсе действует запрет на трансляцию политических лозунгов в любой форме, в противном случае участник должен быть дисквалифицирован. Тем не менее эти реплики не были расценены как нарушение. Более того, это решение не было нормально объяснено.
РИА "Новости" приводят комментарий Европейского вещательного союза немецкому информагентству – мол, организаторы рассматривают это заявление "скорее как гуманитарный жест, чем как политический".
Примечательно, что это был не единственный повод, который в этом году заставил зрителей усомниться в честности конкурса. Так, например, "Коммерсант" зафиксировал заявления представителей Азербайджана, Грузии и Румынии, согласно которым организаторы якобы изменили оценки их жюри при голосовании. Так, например, по словам главы румынской делегации Юлианы Марчук, ее страна поставила высший балл Молдавии, но организаторы отдали 12 баллов Украине.
Эта ситуация тоже осталась без адекватного ответа. К слову, "Московский комсомолец" со ссылкой на британские СМИ пишут, что нарушения были выявлены еще и на полуфинальных выступлениях.
Любопытна история с британским участником Сэмом Райдером – по итогам голосования профессионального жюри, он занял первое место, но уступил украинцам после этапа зрительского голосования. "Телепрограмма" со ссылкой на Daily Mail пишет, что после публикации результатов на сайте издания британцы обрушили шквал комментариев, описывая свое недовольство итогами – по их мнению, победителя выбрали из-за политической ситуации, а не из-за качества песни и ее исполнения.
Очевидно, обида публики связана еще и с тем, что Великобритания, будучи одной из основательниц "Евровидения" и регулярным участником финального этапа, обычно занимает места ближе к концу турнирной таблицы, хотя попадает туда без предварительного отбора. Выход в топ – и уж тем более попадание в тройку лидеров, не говоря о долгожданной победе, должны по-своему взбудоражить простых фанатов, которые считают конкурс песен все еще таковым, а не ареной для политических игр. Напомним, в конечном счете Украина набрала в конкурсе 631 балл, Великобритания – 466.
Неудивительно, что Британия уже заявила о готовности принять следующий фестиваль, поскольку по понятным причинам Европейский вещательный союз, возможно, не решится организовывать следующий конкурс в столице страны-победителя.
В унисон британским пользователям высказались и российские артисты. Так, например, актер Станислав Садальский в комментарии для "Народных Новостей" высказал мнение о том, что "Евровидение" давно себя дискредитировало, став площадкой для лжи и провокаций.
Певец Юрий Лоза, как пишет "Лента.ру", уточнил, что, по его мнению, этот конкурс уже давно "разбазарил все, что декларировали его создатели несколько десятилетий назад, став откровенно политическим междусобойчиком". По его словам, песен, ставших хитами или хотя бы просто популярными, из "Евровидения" практически не выходило.
Британец Сэм Райдер был лидером голосования среди профессионального жюри, но зрительские голоса решили иначе. Фото: mk.ru
"Газета.ру" приводит слова Родиона Газманова, который и вовсе радуется отсутствию России в конкурсе этого года. По мнению сына Олега Газманова, "Евровидение" стало самым предвзятым конкурсом на планете и в настоящее время больше напоминает "фрик-шоу", в котором побеждает не лучший исполнитель, а артист с самым "ярким манифестом" – достаточно вспомнить победу дрэг-квин Кончиты Вурст в Копенгагене-2014.
Продюсер Иосиф Пригожин, как цитирует "РЕН ТВ", назвал конкурс цирком, который тиражируется благодаря многочисленным и пустым обсуждениям. По его словам, "Евровидение" к музыке не имеет никакого отношения. Как добавляет РИА "Новости", Иосиф Пригожин готов создать российскую альтернативу "Евровидению" – у него достаточно опыта для этого, все-таки он в середине 90-х придумал и организовал популярную премию "Золотой граммофон".
Во что бы ни превратился некогда сверхпопулярный конкурс, формат взаимных обвинений после вручения наград, кажется, утомил и самих организаторов. В конце концов, коллективное исполнение хита Джона Леннона с говорящим названием Give Peace a Chance выглядит по-настоящему искренним эпизодом конкурсного вечера, несмотря на всю последующую свистопляску.