Площадь имени Стругацких

В Петербурге появится площадь имени братьев Стругацких, сообщили корреспонденту The Moscow Post в Минультуры. Эта площадь находится на пересечении Московского проспекта и улицы Фрунзе.

"Они жили и работали там, Борис Стругацкий в течение долгих лет проезжал на работу в сторону обсерватории. Это место пропитано духом Стругацких", — заявил прессе член топонимической комиссии Алексей Владимирович.

Братья Стругацкие — Аркадий Натанович Стругацкий (28 августа 1925, Батуми — 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович Стругацкий (15 апреля 1933, Ленинград — 19 ноября 2012, Санкт-Петербург) — русские советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести "За миллиард лет до конца света" (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни.

Тогда же был написан роман "Град обреченный" (1975, опубл. в 1988—1989), в котором, по словам Марка Амусина, предпринята попытка "построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения". Сергей Чупринин писал: "Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…". Для этих произведений, как и для романа "Хромая судьба" (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман "Хромая судьба", повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть "Гадкие лебеди" (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).

Очередное обращение к Миру Полудня — романы "Жук в муравейнике" (1979; премия "Аэлита" 1981 года) и "Волны гасят ветер" (1985) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от "внутренней обезьяны", — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа "Отягощённые злом, или Сорок лет спустя" (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. "Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!" (Ф. Снегирев, "Время Учителей" — "Советская библиография", № 1, 1990).

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса "Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах" (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку "Экспедиция в преисподнюю" (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ "Подробности жизни Никиты Воронцова" (1984) и повесть "Дьявол среди людей" (1990-91, опубл. в1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным "дьяволом среди людей", но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил "пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника". Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики" (1994—1995) и "Бессильные мира сего" (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.