Не отрекаются, любя: кому достанутся наследие и наследство Александра Градского

Родственники Градского слишком увлеклись соперничеством за наследство великого музыканта.

В конце прошлого года в возрасте 72 лет скончался Народный артист России Александр Градский – признанный классиком при жизни певец и композитор. Человек публичный, он не раз фигурировал в СМИ – в последние годы, в основном, как член жюри популярного телепроекта "Голос". И тем не менее со смертью Градского СМИ стали чаще говорить о нем, точнее – с большим удовольствием перемалывать скандалы, которые сейчас сотрясают семью покойного, сообщает корреспондент The Moscow Post.

А страсти горят нешуточные. С одной стороны, разыгрывается криминальная драма: в середине января на молодую вдову музыканта Марину Коташенко было совершено нападение. В Москве трое мужчин подстроили ДТП с участием ее автомобиля. Угрожая оружием, они заставили вдову поехать к ней домой и отдать 100 млн руб. наличными. Несколько дней назад стало известно о задержании одного из подозреваемых – ранее судимого мужчины 1994 года рождения.

С другой стороны – это может быть частью войны за наследство великого артиста. Напомним, у Градского было четыре жены. С Натальей Градской и актрисой Анастасией Вертинской у музыканта не было общих детей, так что на его наследство они не претендуют. Фактическими наследниками считаются дети от третьего брака - с Ольгой Фартышевой: Даниил (бизнесмен и музыкант) и Мария (телеведущая и арт-менеджер), а также дети от Марины Коташенко: семилетний Александр и трехлетний Иван.

Как сообщает КП со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах, также проверяется и достоверность заявления самой Марины Коташенко об ограблении. Издание приводит одну из версий, согласно которой вдова могла инсценировать нападение на себя, чтобы таким образом вынести деньги из дома (по свидетельству друзей Градского, певец предпочитал хранить наличные дома – "больше доверял").

Наталья Градская, двоюродная сестра покойного, не верит, что это было настоящее ограбление. В эфире канала "Россия 1" она заявила, что версия самой Коташенко – это "какой-то бред". По ее словам, на Киевском вокзале появляется много "таких красивых девочек без рода и без племени". Напомним, Градский и Коташенко познакомились случайно, буквально на улице: по словам Градского, он увидел Марину на Новом Арбате. Градский подошел к ней и спросил, знает ли она его имя. Марина ответила, что не знает. Несмотря на то, что Градский дал ей свой номер телефона, Коташенко так ему и не позвонила.

В результате музыкант сам сделал первый шаг через несколько недель – набрал номер привлекательной незнакомки. Несмотря на существенную разницу в возрасте, между ними завязался роман, продлившийся 18 лет – вплоть до смерти композитора.

Говоря о наследстве Градского, стоит отметить, что оно, мягко говоря, немаленькое. Согласно декларации, в собственности Градского – две московские квартиры, в том числе одна в элитном ЖК на ул. Мосфильмовской. Есть два жилых дома площадью более 1 тыс. кв. м каждый, один из них - загородный дом в Новоглаголево (35 км от Москвы).

Плюс девять земельных участков площадью от 304 до 2694 кв. метров, а также часть здания на Тверской площади (около 400 кв. м), которую сдают под офисы, кафе и салоны. На банковских счетах – около 300 млн руб. В частном автопарке – набор люксовых машины, в числе которых – Lincoln Town Car, Toyota 4Runner, Chevrolet Lumina, Mercedes-Benz и Lexus RX 450. Правда, среди наследства есть и долг размером в 523 тыс. руб., но, учитывая общую стоимость нажитого имущества, подобная задолженность кажется уже несущественной.

Если недвижимость, машины, деньги можно так или иначе поделить, то под вопросом остается судьба авторских прав на собственное творческое наследие. Не будем забывать, что Градский, обладавший голосом в три с половиной октавы, – автор нескольких сотен песен широкого жанрового диапазона, ряда монументальных рок-опер. Любое использование его произведений связано с выплатами правообладателям. Зная масштабы популярности его произведений и их коkичество, становится очевидно: доход этот достаточно серьезный. При жизни все авторские отчисления шли самому Градскому, после его смерти права автоматически переходят к наследникам.

Некоторые СМИ предполагают, что первым в очереди на эти права стоит старший сын Градского Даниил. Единственная мало-мальски связанная с этим реплика звучит не так уж и провокационно: "Меня интересует только наследие моего отца — музыка, и чтобы ее слушали люди", - высказался сам Даниил.

Что же касается Театра Градского, который строился больше 15 лет и в который сам композитор вложил огромное количество средств и сил, то пока временным руководителем этой организации под названием "Градский Холл" правительство Москвы назначило композитора Алексея Рыбникова. Насколько это решение правильно, покажет время.

Хотя уже сейчас звучат мнения, что это решение тоже неоднозначное. С одной стороны, наличие у Рыбникова успешно работающего собственного театра говорит об удачном опыте управления подобным объектом, с другой – хватит ли у него сил и средств поддерживать жизнь еще и в театре Градского, параллельно с собственными проектами?

Стоит отметить, что туманной представляется и судьба частного архива Градского – настоящей сокровищницы, в которой большое количество фотографий, записей, черновиков, писем и других материалов, никогда не публиковавшихся. В конце концов, одна только библиотека великого композитора насчитывает около 12 тыс. книг.

Остается только сетовать по поводу того, что за скандалами, без которых, очевидно, такое серьезное наследство просто так не может быть поделено, теряется фигура самого Градского – не просто гениального музыканта и композитора, но и, по меткому выражению музыкального критика Юрия Сапрыкина, "настоящего явления природы". А ведь его обширная дискография не ограничивается только советской эпохой: Градский, как дедушка русского рока, и в постсоветское время успел выпустить с десяток значимых релизов. И это – не считая концертных альбомов и специальных компиляций.

Казалось бы, почему радиостанции не хотели замечать его творчество и не пускали его песни в эфир так, как это должно было быть по отношению к живому классику? А сейчас, когда Градский ушел, в эфире – разве что послесловия к необъятному наследию. И многочисленные соболезнования, в том числе от тех, кто пренебрегал его песнями и не ставил их в ротацию на музыкальных радио и телеканалах.

Впрочем, как и в ситуации с песней "Как молоды мы были", которую когда-то отказывались брать в эфир, это не мешает песням, оставшимся нам от гения, попадать в самое сердце.

В этом же контексте уместно вспомнить впечатление, которое оставил у критиков юбилейный концерт к 70-летию Градского, успевший состояться практически накануне российского периода всемирной пандемии коронавируса. Половина концерта была отдана произведениям, не имевшим отношения к Градскому-автору, а репертуар актеров его театра особенно не отличался от выступлений на шоу "Голос".

В одном из материалов, опубликованных постфактум, была очень тонко подмечена мысль о том, что после долгожданного открытия собственного театра, Градский понял, что "сам не тянет вес собственного творчества". И вновь возвести на сцене свои оперы-монументы, поставить некоторые знаковые альбомы, записанные еще в советское время, - ему уже не удастся. И вовсе не потому, что отыгран уже не только первый тайм.

Возможно, причина в том, что он не видел достойного преемника. И если этот вопрос не смог для себя решить при жизни сам мэтр, то можно ли надеяться, что он будет решен после его смерти? В этом смысле его наследие, о котором действительно необходимо говорить и которое стоит актуализировать, – судя по всему, так и останется непревзойденным, но забытым материалом советской эпохи.