По мотивам булгаковского хита в Интернете выходит бойкая комедия "Конец света" с Юрием Колокольниковым в роли вальяжного Сатаны и Семеном Трескуновым в качестве его сына-антипода.
Накануне Хэллоуина на стриминге "Кинопоиска" громкая премьера – стартовал комедийный сериал с символичным названием "Конец света". Режиссером выступил стендап-комик, экс-резидент "Камеди клаб" Александр Незлобин, известный многолетним киносотрудничеством с Сергеем Светлаковым, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Москва, наши дни, причем уже постковидные – есть шуточки про прививки. Обычный кассир магазина по имени Демьян (Семен Трескунов) имеет немаленький набор бытовых проблем. Он живет с невестой в одном доме со своей мамой, сестрой-школьницей и неходячей бабушкой.
С невестой Галей (Екатерина Ильина) никак не уединиться – то бабушка потребует лекарства, то приставучая сестра вломится за какой-то чепухой, то мама зайдет любимый ковер поправить. На работе Демьяна тоже постоянно прессуют – менеджер-начальник журит героя за мелкие огрехи, которые случаются из-за попыток Демьяна помочь покупателям. Демьян, по словам охранника все того же магазина, буквально святой – и бытовуху переносит с соответствующим стоицизмом.
Все меняется, когда откуда ни возьмись появляется Сатана (Юрий Колокольников) в жгучем кровавом плаще и собачонкой на руках. Ему, судя по всему – в очередной раз, приспичило устроить людям апокалипсис, но есть нюанс: нужен Антихрист, коим может стать Демьян, если принесет должную жертву. Да, действительно, когда-то – в карикатурные 90-е – "настоящими" американскими джинсами Сатане удалось соблазнить юную маму Демьяна. Последняя, к слову, так и осталась матерью-одиночкой, вторую сестру родив от афериста, обворовавшего ее квартиру и севшего в тюрьму мотать какой-то баснословно огромный срок.
Демьян пытается отказаться от той роли, которую ему навязывает объявившийся папаша, но завязка крепко ловит в дьявольские силки практически всех героев.
Первые серии "Конца света" вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, клише здесь относительно немного. Так, например, здесь есть бандюганы, которые не могут выговорить слово "периферия", а первейшим приспешником Сатаны оказывается блогер, живущий за счет тупых и скандальных челенджей в интернете (судя по имени персонажа, это как будто бы прикол над Даней Милохиным).
Есть здесь и ангелы, которые почему-то списаны с советских номенклатурных работников, одетых в показательно скучную одежду: пределом искушения для них становится кока-кола, которую небесным воинам по неизвестной причине нельзя. Впрочем, любые напитки от российского производителя им по нутру – так, например, они газировке или алкоголю предпочитают отечественный то ли стеклоочиститель, то ли гель для мытья сантехники. Смешно? Не очень. Близко? Да, но по-прежнему не до конца понятен мотив для такой шутки именно для этих персонажей, отчего уместность все-таки пошатывается.
Так или иначе сюжет пока что двигается достаточно предсказуемо, иногда показательно следуя булгаковскому хиту "Мастер и Маргарита": Москва наполняется неведомыми чудесами, которые не могут распутать полиция, квартирный вопрос все так же плохо влияет на людей, а Сатана поселяется в "нехорошей" квартире.
Впрочем, до Воланда, который вечно хочет зла, но вечно совершает благо, герою Колокольникова далеко – Сатана в этой истории появляется за вполне шкурным интересом, порой кажется – вполне человеческим.
С одной стороны, в "Конце света" почти нет плоского и пошлого юмора, который хорошо знаком зрителям по "Камеди клабу" и многочисленным киноподелкам, сделанным его бывшими и нынешними резидентами. Сериал по мере сил добавляет в историю и смех сатирический. Так, например, удачной оказывается сцена в больнице с мужчиной, которому Сатана голову засунул туда, куда обычные люди привыкли только посылать.
Врач как ни в чем не бывало заявляет, что пациент здоров по всем показателям – хоть сейчас в космос, добавляя, что проверка шла по спектру, доступному ОМС. Это, безусловно, выигрышно смотрится на фоне новейшей истории отечественной кинокомедии, но только этого для прорыва пока маловато. В конце концов, нельзя считать центральными всякие смешки типа ведьмы-начальницы местного отдела пенсионного фонда, которую зовут Нелли Фуртадовна.
Колокольников, играющий Сатану, удачно выделяется на фоне обычных прохожих хотя бы по своей фактуре. Фото: kinopoisk.ru
Авторы все так же продолжают эксплуатировать мат в диалогах. Нельзя не отметить, что кое-где он звучит органично (заслуга Юрия Колокольникова, создающего на экране циничный и иронизирующий образ Сатаны), но в остальном чувствуется, что вставлен он для острастки, а не потому, что так разговаривают люди. И в этом смысле двойная аудиодорожка – с цензурой и без – кажется дополнительным аттракционом от стриминга: мол, хочешь добавить "перчинки" - ну добавь, вот тебе свобода выбора.
Говоря о полумерах, стоит отметить и то, что в сериале, который начинается с кровавой бани (буквально), по традиции замазывают половые органы – и этот факт не может не вызывать смех.
Сюжетное движение и юмористическую прослойку, к счастью, не искажает актерская игра. Тандем здесь подобрался достаточно крепкий. Колокольников, сыгравший охапку сомнительных и едва ли не потусторонних персонажей, удачно примеряет образ нахрапистого и вальяжного дьявола. Трескунов, фактически играющий здесь логическое продолжение своей наиболее громкой роли в фильме "Хороший мальчик", дает амбивалентного парнишку, который, кажется, и сам не решил, кем ему быть, потому что ему и так вполне неплохо. Красивый антонимичный дуэт, существующий в первых сериях лишь в эпизодах, составляют Ксения Кутепова и Ксения Раппопорт, играющие любовниц Сатаны по разные стороны баррикад.
Отметить стоит и следователей, главным среди которых оказывается постаревший и дослужившийся до полковника герой Сергея Селина. Как и в случае с Федорцовым в "1703", Селин здесь аналогичным образом как будто бы отыгрывает своего же персонажа – эдакого мушкетера много лет спустя.
Примерно в таких тонах Незлобин и Ко конструируют художественный апокалипсис – в декорациях, в общем-то, камерной семейной драмы, в которой завязаны три травмированных совместными упреками поколения.
В анамнезе "Конца света" читается не только булгаковская классика, но и современный телеконтент, в числе которого первым делом вспоминаются "Американские боги". Возможно, сериал не выглядит достаточно свежим и новаторским, но "Конец света" кажется достаточно бойким и интересным, хотя бы потому, что не вызывает тошноты, как большинство отечественного телеконтента, которое производят по принципу "после нас хоть потоп". Смешно? Не очень. Близко? О да.